Не знаю, вкладывался ли некий message в обложку этого альбома, где на «гугловскую» карту наложены изображения двух фигур в нарядных одеяниях века, по моим прикидкам, этак пятнадцатого (одна, в желто-корчневой мантии, очень напоминает портреты Карла YII, того подловатого французского короля, который практически отдал Жанну д’ Арк, вернувшую ему трон, в лапы ее врагов). Будем считать, что связи с контекстом я просто не уловил, и сразу перейдем к содержанию альбома, в название которого музыканты вложили определенную толику здоровой самоиронии. Так из-за чего, собственно, «шетар ды петар» (он же «шум и гам» - как утверждается на странице Foundamental Network, где размещен альбом, это выражение бытовало в диалекте белорусского языка, распространенном на Логойщине)?
Ну, повод, пожалуй, есть. И Виктор Семашко, и Эрик Орлов-Шимкус – люди достаточно известные на белорусской авангардной сцене. Оба – Виктор в недалеком прошлом, Эрик по сей день – имеют прямое отношение к самому известному коллективу страны, исполняющему импровизационную музыку, группе «Князь Мышкин». И совместный проект этих ярких музыкантов, разумеется, способен вызвать определенный шум и гам (простите, шетар ды петар) в соответствующих кругах.
Если отбросить орнаментику в виде обрамляющих программу альбома тех самых «шумов» и «гамов» продолжительностью в несколько секунд, то получим полновесный остаток в виде пяти больших развернутых композиций. Моим персональным фаворитом стала первая же из них: Teddybear Airdrop – очень красивая, практически полностью акустическая пьеса, где очень лирично звучит кларнет Виктора, а контрабас Эрика деликатно поддерживает импровизационный полет партнера. Учитывая название пьесы, можно сказать, что это немножко грустное и ностальгическое воспоминание об ушедшем детстве. В остальных четырех композициях музыка решительно переходит на электронные рельсы. В Lost in New кларнет вступает в дискуссии с поначалу не слишком стройной, но по мере развития пьесы обретающей все более мерный и даже угрожающий характер электронной полиритмикой. Примерно по той же схеме построена и следующая пьеса Shopping for 2, только здесь звучание духовых более агрессивно, а контрабас активнее включается в это электронно-акустическое толковище. Самая длинная композиция альбома Weather Station, на мой взгляд, наиболее близка к фри-джазу, хотя принцип контраста звучания живого инструмента и механистичной, бездушной электронной стихии остается в действии и здесь. Наконец, во Flixa акустика в тройственном союзе кларнета, контрабаса и перкуссии отвоевывает у электроники существенную часть звукового пространства. В игре Виктора временами появляются характерные то блюзовые, то фольклорные интонации, а контрабас Эрика выглядит заметно активнее по сравнению с другими треками. Мне вообще казалось, что в формате дуэта формообразующая роль его инструмента могла бы стать более существенной и раньше. Но – импровизационное взаимодействие музыкантов разворачивается по своим внутренним законам, и мы можем судить только по результату. А результат действительно интересен. Я прослушал Shetar dy Petar несколько раз, причем только первый – «по долгу службы», а остальные исключительно для удовольствия. Чего и вам желаю.
Итальянский режиссер Серджо Леоне снимал фильмы, жанр которых критика окрестила «спагетти – вестерн». Итальянский джазовый гитарист Энцо Рокко сам назвал один из своих многочисленных коллективов Spaghetti Jazz. В этом названии мне ...
Стилизованные ноты словно стремятся сбежать со своего нотного стана на обложке нового альбома квартета Актиса Дато. Куда же они спешат? Видимо, в тот самый мир Sin Fronteras - «Без границ», о котором говорит название этой работы. В нем ...
Уроженец Новой Зеландии, пианист, композитор и аранжировщик Алан Броадбент сделал блестящую музыкальную карьеру в США. Ученик Ленни Тристано, он работал в оркестре Вуди Хермана, играл в квартете Чарли Хейдена, писал аранжировки для самых разных ...
Алекс Ростоцкий — обладатель самой впечатляющей дискографии в российском джазе, автор, продюсер, композитор, исполнитель более чем на 25 альбомах, вышедших под его именем... Но разве количество что-то говорит о качестве? Каждая следующая работа ...
Двадцать шестой (!) альбом Алекса Ростоцкого «Я вспоминаю Джо Завинула» / I remember Joe Zawinul» посвящен памяти легендарного клавишника, композитора и основателя стиля фьюжн. Эта пластинка – не сборник новых версий каких-либо сочинений Завинула. ...
Алексей Козлов, живая легенда нашего джаза, о своей новой работе, альбоме «ПОСВЯЩЕНИЯ»: – Одной из самых неудобных черт моего характера с самого детства было то, что мне быстро все надоедало, я переключался на что-нибудь другое – и ничего с этим ...
Данный альбом представляет собой отражение нашей совместной деятельности с Дмитрием Илугдиным. Мы познакомились еще в 1998 году, начав работать в «"Aрс-нова" Трио» в клубе «Форте». С самого начала между нами, несмотря на огромную разницу в возрасте, ...
Альбом-ретроспекция живой легенды нашего джаза и его знаменитого коллектива. В высшей степени интересен как подборкой пьес, так и их пронзительной человечностью. Данный альбом, согласно последним убеждениям Алексея Козлова, представляет собой яркий ...
Во второй половине последнего десятилетия прошлого века мне довелось три с половиной года проработать на московской радиостанции «РаКурс». Её нет в эфире с 1998 года, а жаль: это было, пожалуй, самое свободное радио в истории российского радиоэфира ...
«Масуд Талебани – курдский музыкант-инструменталист, певец и композитор из Ирана. Сейчас живет в Беларуси. Проснувшись одним прекрасным утром, весной 2006 года, созвонился с белорусскими друзьями-музыкантами. Пригласил их играть музыку, ...
Barbacana – первый альбом одноименного ансамбля, англо-французского квартета, существующего с 2009 года. Островную часть квартета представляют два достаточно известных музыканта. Духовик Джеймс Олсоп работает и записывается с командами The ...
Кристоф Мельен и Виктор Семашко подобрали удачное оформление обложки своего совместного проекта: альбом называется «Натюрморты», а соответствующая работа Хаима Сутина, уроженца Смилович и одного из видных мастеров Парижской школы, как ...