Норберт Штайн верен сложившейся в последние годы традиции: новые альбомы с пата-музыкой с железной регулярностью появляются через каждые два года. Что такое пата-музыка, я здесь объяснять не стану, предложив читателю поискать на сайте рецензии на предыдущие работы тенор-саксофониста и композитора из Кельна – это уже пятый альбом, который Норберт присылает в Jazz-Квадрат, и в рассказе об альбоме 2006 года Code Carnival это понятие подробно расшифровывалось.
Октет – формат и ранее встречавшийся в работах Штайна, но вот состав его на сей раз довольно необычен: здесь есть стандартная ритм-группа (бас + ударные), мощная духовая секция из пяти инструментов (включая, как и в предыдущем альбоме, духовой бас – эуфониум, на котором играет итальянец Николао Валленси) и, чего ранее мне слышать в составах Штайна не доводилось, - скрипка. Как обычно, рядом с Норбертом работали его постоянные партнеры – флейтист Михаэль Хейпель и ударник Кристоф Хаберер.
Стилистическое поле, в котором комфортно себя чувствует Норберт Штайн, в общем-то осталось прежним: пограничье между современной академической и современной импровизационной музыкой. Построение композиций, их структура, аранжировки ближе к классическим схемам, но, когда Штайн солирует на своем тенор-саксофоне, взлетая к верхам и резко, порой с чувственной хрипотцей, пикируя вниз, понимаешь, что это, конечно же, джаз. Об этом же говорят и такие композиции, как Nondual Action, где импровизационное кружево духовых затейливо сплетено вокруг простенькой ритмической фигуры, или эффектная композиция See you, Mara с отчетливым свинговым рисунком и интересными партиями саксофона и контрабаса. Безусловно, украсила звуковую палитру альбома и скрипка Альбрехта Маурера, то элегически грустная, как в Dinka Mood, то стремительно дерзкая, как в The Gap.
Особого упоминания заслуживает очень яркая, образная композиция On the Cadillac, давшая имя всему альбому. Ее начало, как мне показалось, имитирует напряженный городской траффик, из которого в средней части «Кадиллак» вырывается на веселую свободу автострады, а в финале, увы, возвращается в тиски города…
И в завершение, еще одна особенность альбома. Каждая из десяти его пьес имеет свое название, вроде бы не связанное с остальными. Но заглянув на одну из внутренних страниц обложки, вы неожиданно обнаружите над фотографией гигантской автомобильной свалки как эти же названия, выстроенные в определенном порядке, образуют своеобразное стихотворение в прозе со своим сюжетом. Настоящий пата-текст! Как это похоже на пата-музыку Норберта Штайна, где каскад свободных импровизаций столь же неожиданно складывается в стройную и волнующую мелодию!
Есть блюзовые альбомы, где сразу обращаешь внимание на мастерство одного музыканта – иногда это вокалист, иногда гитарист, часто – гитарист и вокалист в одном лице, реже – харпер. Lather Rinse Repeat от команды Jason Vivone & the ...
Второй альбом московской авант-проговой группы Jazzator записан в московском культурном центре «ДOM» – отсюда и название. Сведен на этот раз в Берлине, а выпущен – Фондом Алексея Козлова «ArtBeat». Так что в этом смысле по сравнению с предыдущим ...
Автор проекта специально приурочил выпуск этого альбома ко дню Святого Валентина, 14 февраля 2014 года. Очевидно, это его подарок всем влюбленным. Готовился он долго и тщательно. Все записи для Quiet Time были сделаны почти семь лет назад – в ...
Хотя на обложке альбома стоит дата «2012», новый альбом Джона Стейна Bing Bang Boom! только –только, 26 февраля уже этого, 2013 года, поступил в продажу. Американский гитарист, чьи работы регулярно рецензируются на наших страницах, ...
Если можно говорить о мэтрах современного женского джазового вокала, то Джуди Сильвано, безусловно, принадлежит к их числу. И альбом Indigo Moods может подтвердить этот тезис как нельзя лучше. Это особый альбом, особая веха на творческом пути ...
Гэри Престон и Анита Бонковски, участники трио KingmiXers, - заметные фигуры на блюзовой сцене Западного побережья Канады. Живут они в Виктории, столице провинции Британская Колумбия и уже давно играют вместе блюз, добившись известности, как на ...
Новый сетевой альбом минской группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» записывался в мае 2012 года в музее-мастерской известного белорусского скульптора Заира Азгура. Как мне кажется, название этого проекта составлено из инициалов ...
Альбом с лукаво-ироничным названием «Усялякае» («Всякое») появился на белорусском сетевом лейбле HAZE в 2012 году. По контенту он является логическим продолжением Pasiarod, другого сетевого проекта группы интуитивной ...
Классическая музыкальная форма, полифоническая фактура, опережающее время электронное пространство, по плотности и сложности соперничающее с Ozric Tentacles, виртуозные гитарные партии, отсылающие к гитарному шреду, откровенно металлически-карданный ...
Музыка Кайла Брендерса, мультиинструменталиста из Торонто, бесконечно далека от джаза не только Армстронга и Эллингтона, но и Хэнкока с Шортером. Сегодня музыку такого рода и вообще джазом-то не всегда считают, употребляя чаще очень размытый термин ...
Вы все еще накачиваетесь кофе по утрам, чтобы взбодриться? Вы все еще употребляете сомнительные энергетические напитки, чтобы восстановить силы? Полно! Просто послушайте этот совсем небольшой по объему альбом – он наверняка окажется ...
Первая для нас встреча с продукцией независимого лейбла из Нью-Йорка MoonJune Records и также первая - с музыкой из Индонезии. Уверен, что для большинства наших читателей индонезийская музыка ассоциируется со словом «гамелан». Но если вы ...