Норберт Штайн верен сложившейся в последние годы традиции: новые альбомы с пата-музыкой с железной регулярностью появляются через каждые два года. Что такое пата-музыка, я здесь объяснять не стану, предложив читателю поискать на сайте рецензии на предыдущие работы тенор-саксофониста и композитора из Кельна – это уже пятый альбом, который Норберт присылает в Jazz-Квадрат, и в рассказе об альбоме 2006 года Code Carnival это понятие подробно расшифровывалось.
Октет – формат и ранее встречавшийся в работах Штайна, но вот состав его на сей раз довольно необычен: здесь есть стандартная ритм-группа (бас + ударные), мощная духовая секция из пяти инструментов (включая, как и в предыдущем альбоме, духовой бас – эуфониум, на котором играет итальянец Николао Валленси) и, чего ранее мне слышать в составах Штайна не доводилось, - скрипка. Как обычно, рядом с Норбертом работали его постоянные партнеры – флейтист Михаэль Хейпель и ударник Кристоф Хаберер.
Стилистическое поле, в котором комфортно себя чувствует Норберт Штайн, в общем-то осталось прежним: пограничье между современной академической и современной импровизационной музыкой. Построение композиций, их структура, аранжировки ближе к классическим схемам, но, когда Штайн солирует на своем тенор-саксофоне, взлетая к верхам и резко, порой с чувственной хрипотцей, пикируя вниз, понимаешь, что это, конечно же, джаз. Об этом же говорят и такие композиции, как Nondual Action, где импровизационное кружево духовых затейливо сплетено вокруг простенькой ритмической фигуры, или эффектная композиция See you, Mara с отчетливым свинговым рисунком и интересными партиями саксофона и контрабаса. Безусловно, украсила звуковую палитру альбома и скрипка Альбрехта Маурера, то элегически грустная, как в Dinka Mood, то стремительно дерзкая, как в The Gap.
Особого упоминания заслуживает очень яркая, образная композиция On the Cadillac, давшая имя всему альбому. Ее начало, как мне показалось, имитирует напряженный городской траффик, из которого в средней части «Кадиллак» вырывается на веселую свободу автострады, а в финале, увы, возвращается в тиски города…
И в завершение, еще одна особенность альбома. Каждая из десяти его пьес имеет свое название, вроде бы не связанное с остальными. Но заглянув на одну из внутренних страниц обложки, вы неожиданно обнаружите над фотографией гигантской автомобильной свалки как эти же названия, выстроенные в определенном порядке, образуют своеобразное стихотворение в прозе со своим сюжетом. Настоящий пата-текст! Как это похоже на пата-музыку Норберта Штайна, где каскад свободных импровизаций столь же неожиданно складывается в стройную и волнующую мелодию!
Алекс Ростоцкий — обладатель самой впечатляющей дискографии в российском джазе, автор, продюсер, композитор, исполнитель более чем на 25 альбомах, вышедших под его именем... Но разве количество что-то говорит о качестве? Каждая следующая работа ...
Двадцать шестой (!) альбом Алекса Ростоцкого «Я вспоминаю Джо Завинула» / I remember Joe Zawinul» посвящен памяти легендарного клавишника, композитора и основателя стиля фьюжн. Эта пластинка – не сборник новых версий каких-либо сочинений Завинула. ...
Алексей Козлов, живая легенда нашего джаза, о своей новой работе, альбоме «ПОСВЯЩЕНИЯ»: – Одной из самых неудобных черт моего характера с самого детства было то, что мне быстро все надоедало, я переключался на что-нибудь другое – и ничего с этим ...
Данный альбом представляет собой отражение нашей совместной деятельности с Дмитрием Илугдиным. Мы познакомились еще в 1998 году, начав работать в «"Aрс-нова" Трио» в клубе «Форте». С самого начала между нами, несмотря на огромную разницу в возрасте, ...
Альбом-ретроспекция живой легенды нашего джаза и его знаменитого коллектива. В высшей степени интересен как подборкой пьес, так и их пронзительной человечностью. Данный альбом, согласно последним убеждениям Алексея Козлова, представляет собой яркий ...
Во второй половине последнего десятилетия прошлого века мне довелось три с половиной года проработать на московской радиостанции «РаКурс». Её нет в эфире с 1998 года, а жаль: это было, пожалуй, самое свободное радио в истории российского радиоэфира ...
«Масуд Талебани – курдский музыкант-инструменталист, певец и композитор из Ирана. Сейчас живет в Беларуси. Проснувшись одним прекрасным утром, весной 2006 года, созвонился с белорусскими друзьями-музыкантами. Пригласил их играть музыку, ...
Barbacana – первый альбом одноименного ансамбля, англо-французского квартета, существующего с 2009 года. Островную часть квартета представляют два достаточно известных музыканта. Духовик Джеймс Олсоп работает и записывается с командами The ...
Кристоф Мельен и Виктор Семашко подобрали удачное оформление обложки своего совместного проекта: альбом называется «Натюрморты», а соответствующая работа Хаима Сутина, уроженца Смилович и одного из видных мастеров Парижской школы, как ...
Бывает так – неосторожно откроешь окно, и резкий ветер с улицы врывается в дом, сорвет со стола и раскидает по полу бумаги в одной комнате, резко хлопнет полуоткрытой дверью в другой – словом, нашалит. Примерно такой эффект вызвало ...
Немецкий пианист Бернд Лхотцки и живущий с раннего детства в Германии саксофонист и пианист американского происхождения Крис Хопкинс – почти ровесники, оба они находятся в самом расцвете сил и оба посвятили свое творчество традиционному джазу. ...
Великий польский ученый Николай Коперник изменил представление людей об окружающем их мире, предложив гелиоцентрическую картину мира. Он, как писали современники, «остановил Солнце и привел в движение Землю». Нью-йоркский поэт и философ ...