Норберт Штайн верен сложившейся в последние годы традиции: новые альбомы с пата-музыкой с железной регулярностью появляются через каждые два года. Что такое пата-музыка, я здесь объяснять не стану, предложив читателю поискать на сайте рецензии на предыдущие работы тенор-саксофониста и композитора из Кельна – это уже пятый альбом, который Норберт присылает в Jazz-Квадрат, и в рассказе об альбоме 2006 года Code Carnival это понятие подробно расшифровывалось.
Октет – формат и ранее встречавшийся в работах Штайна, но вот состав его на сей раз довольно необычен: здесь есть стандартная ритм-группа (бас + ударные), мощная духовая секция из пяти инструментов (включая, как и в предыдущем альбоме, духовой бас – эуфониум, на котором играет итальянец Николао Валленси) и, чего ранее мне слышать в составах Штайна не доводилось, - скрипка. Как обычно, рядом с Норбертом работали его постоянные партнеры – флейтист Михаэль Хейпель и ударник Кристоф Хаберер.
Стилистическое поле, в котором комфортно себя чувствует Норберт Штайн, в общем-то осталось прежним: пограничье между современной академической и современной импровизационной музыкой. Построение композиций, их структура, аранжировки ближе к классическим схемам, но, когда Штайн солирует на своем тенор-саксофоне, взлетая к верхам и резко, порой с чувственной хрипотцей, пикируя вниз, понимаешь, что это, конечно же, джаз. Об этом же говорят и такие композиции, как Nondual Action, где импровизационное кружево духовых затейливо сплетено вокруг простенькой ритмической фигуры, или эффектная композиция See you, Mara с отчетливым свинговым рисунком и интересными партиями саксофона и контрабаса. Безусловно, украсила звуковую палитру альбома и скрипка Альбрехта Маурера, то элегически грустная, как в Dinka Mood, то стремительно дерзкая, как в The Gap.
Особого упоминания заслуживает очень яркая, образная композиция On the Cadillac, давшая имя всему альбому. Ее начало, как мне показалось, имитирует напряженный городской траффик, из которого в средней части «Кадиллак» вырывается на веселую свободу автострады, а в финале, увы, возвращается в тиски города…
И в завершение, еще одна особенность альбома. Каждая из десяти его пьес имеет свое название, вроде бы не связанное с остальными. Но заглянув на одну из внутренних страниц обложки, вы неожиданно обнаружите над фотографией гигантской автомобильной свалки как эти же названия, выстроенные в определенном порядке, образуют своеобразное стихотворение в прозе со своим сюжетом. Настоящий пата-текст! Как это похоже на пата-музыку Норберта Штайна, где каскад свободных импровизаций столь же неожиданно складывается в стройную и волнующую мелодию!
Невидимые связи между людьми разных поколений порой обретают зримые очертания. Свидетельством тому может послужить и данный проект. Кармен МакРэй была выдающейся джазовой певицей, одной из первых вокалисток в стиле боп (кстати, Кармен одно время ...
Новые для наших читателей имена, да и в каталоге австрийского лейбла JazzWerkstatt Records они тоже появились впервые: Энгель Майр и Майк Тифенбахер. Но оба эти музыканта отнюдь не новички. Энгеля Майра (р.1984) в Австрии называют гитарным ...
Блюз из Норвегии – редкий гость на наших страницах, хотя в этой северной стране любят и понимают такую музыку. Можно вспомнить, что один из крупнейших европейских блюзовых фестивалей проводится в норвежском Нотоддене. Кстати, именно в этом ...
На вопрос о самой великой белой певице блюза девять человек из десяти назовут имя Дженис Джоплин. И неудивительно поэтому, что любое новое лицо в женском блюзовом вокале невольно сверяешь с планкой, которую задала Дженис. В случае с певицей из ...
«Он ни разу в жизни не спел плохо. Когда вы слушаете Д'Роуна, вы слышите, что все звучит так, как это должно быть» - эти слова знаменитого Тони Беннетта вынесены на обложку альбома Double Exposure. И подписаться под ними могли бы еще и ...
Альбом Давида «Додо» Бабаяна – веха в истории армянской джазой сцены. Официально джаз родился в Армении достаточно давно, в 1938г., когда был основан Государственный джаз оркестр п\у Артемия Айвазяна, но все эти годы развивался он по накатанной, без ...
Говоря об этом проекте, прежде всего необходимо коснуться личности его создателя, с которым наши читатели знакомятся впервые. Дело в том, что Хьюлон (его не артистическое имя звучит, как Хьюлон Крейтон) – по своей основной профессии вовсе не ...
Итальянский режиссер Серджо Леоне снимал фильмы, жанр которых критика окрестила «спагетти – вестерн». Итальянский джазовый гитарист Энцо Рокко сам назвал один из своих многочисленных коллективов Spaghetti Jazz. В этом названии мне ...
Стилизованные ноты словно стремятся сбежать со своего нотного стана на обложке нового альбома квартета Актиса Дато. Куда же они спешат? Видимо, в тот самый мир Sin Fronteras - «Без границ», о котором говорит название этой работы. В нем ...
Уроженец Новой Зеландии, пианист, композитор и аранжировщик Алан Броадбент сделал блестящую музыкальную карьеру в США. Ученик Ленни Тристано, он работал в оркестре Вуди Хермана, играл в квартете Чарли Хейдена, писал аранжировки для самых разных ...
Алекс Ростоцкий — обладатель самой впечатляющей дискографии в российском джазе, автор, продюсер, композитор, исполнитель более чем на 25 альбомах, вышедших под его именем... Но разве количество что-то говорит о качестве? Каждая следующая работа ...
Двадцать шестой (!) альбом Алекса Ростоцкого «Я вспоминаю Джо Завинула» / I remember Joe Zawinul» посвящен памяти легендарного клавишника, композитора и основателя стиля фьюжн. Эта пластинка – не сборник новых версий каких-либо сочинений Завинула. ...