Норберт Штайн верен сложившейся в последние годы традиции: новые альбомы с пата-музыкой с железной регулярностью появляются через каждые два года. Что такое пата-музыка, я здесь объяснять не стану, предложив читателю поискать на сайте рецензии на предыдущие работы тенор-саксофониста и композитора из Кельна – это уже пятый альбом, который Норберт присылает в Jazz-Квадрат, и в рассказе об альбоме 2006 года Code Carnival это понятие подробно расшифровывалось.
Октет – формат и ранее встречавшийся в работах Штайна, но вот состав его на сей раз довольно необычен: здесь есть стандартная ритм-группа (бас + ударные), мощная духовая секция из пяти инструментов (включая, как и в предыдущем альбоме, духовой бас – эуфониум, на котором играет итальянец Николао Валленси) и, чего ранее мне слышать в составах Штайна не доводилось, - скрипка. Как обычно, рядом с Норбертом работали его постоянные партнеры – флейтист Михаэль Хейпель и ударник Кристоф Хаберер.
Стилистическое поле, в котором комфортно себя чувствует Норберт Штайн, в общем-то осталось прежним: пограничье между современной академической и современной импровизационной музыкой. Построение композиций, их структура, аранжировки ближе к классическим схемам, но, когда Штайн солирует на своем тенор-саксофоне, взлетая к верхам и резко, порой с чувственной хрипотцей, пикируя вниз, понимаешь, что это, конечно же, джаз. Об этом же говорят и такие композиции, как Nondual Action, где импровизационное кружево духовых затейливо сплетено вокруг простенькой ритмической фигуры, или эффектная композиция See you, Mara с отчетливым свинговым рисунком и интересными партиями саксофона и контрабаса. Безусловно, украсила звуковую палитру альбома и скрипка Альбрехта Маурера, то элегически грустная, как в Dinka Mood, то стремительно дерзкая, как в The Gap.
Особого упоминания заслуживает очень яркая, образная композиция On the Cadillac, давшая имя всему альбому. Ее начало, как мне показалось, имитирует напряженный городской траффик, из которого в средней части «Кадиллак» вырывается на веселую свободу автострады, а в финале, увы, возвращается в тиски города…
И в завершение, еще одна особенность альбома. Каждая из десяти его пьес имеет свое название, вроде бы не связанное с остальными. Но заглянув на одну из внутренних страниц обложки, вы неожиданно обнаружите над фотографией гигантской автомобильной свалки как эти же названия, выстроенные в определенном порядке, образуют своеобразное стихотворение в прозе со своим сюжетом. Настоящий пата-текст! Как это похоже на пата-музыку Норберта Штайна, где каскад свободных импровизаций столь же неожиданно складывается в стройную и волнующую мелодию!
Вся наша жизнь — это большая дорога, из прошлого в будущее через настоящий момент, из ниоткуда в никуда через ту точку на земле, где мы находимся. В древние времена все люди были кочевниками, но постепенно мы осели, одомашнились. Впрочем, тот блеск ...
Не знаю, вкладывался ли некий message в обложку этого альбома, где на «гугловскую» карту наложены изображения двух фигур в нарядных одеяниях века, по моим прикидкам, этак пятнадцатого (одна, в желто-корчневой мантии, очень напоминает ...
Альбом Fugara записан квартетом из музыкантов трех европейских стран: голландским саксофонистом Паулем ван Кеменаде, родившимся в Германии, но уже давно работающим также в Голландии пианистом Стевко Бушем, немецким трубачом Маркусом Штокгаузеном, ...
Этот сетевой альбом Виктора Семашко, размещенный на Clinical Archives, как мне кажется, весьма интересен по разным причинам. Во-первых, это авторская работа музыканта, много лет сотрудничавшего с группой «Князь Мышкин» и бывшего, наряду ...
Как известно, наука определяет четыре основных типа темпераментов. При этом редко кто из нас попадает под «чистый» тип – как правило, в каждом живет смесь этих типов с определенным преобладанием того или иного. Я не знаю, к какому ...
Когда появляется новый альбом обладателя премии Blues Music Award, этот факт уже сам по себе привлекает внимание. Вдобавок, это первый альбом Зака Хэрмона за последние три года, а я лично не слушал его работ еще дольше. Так что, к прослушиванию ...
С первых же нот первой пластинки проекта Zvonok Hip Rock у любого достаточно типичного меломана должны возникнуть: а) ощущение «я это уже слышал!»; б) мысль «где именно?» А после обязаны всплыть в памяти сразу два альбома Jeff Beck начала ...
«Стерео Осень» – это вышедшие на рекорд-лейбле «ArtBeat Music»два диска с живыми выступлениями Алексея и Яака в разных составах (трио и септет), объединенные осенним задумчиво-поэтическим настроением. Первый диск, "Портрет маленького цветка", ...
Антон Горбунов уже давно завоевал статус одного из лучших современных бас-гитаристов, за его плечами участие во множестве концертных и студийных проектов – самых разных по стилю, эстетике и адресной аудитории. В начале года на лейбле «Art Beat ...
Гитара в России – один из самых популярных инструментов. Но, как ни странно, гитаристов, играющих хорошую инструментальную музыку на акустической гитаре, у нас можно пересчитать по пальцам (под «хорошей» в данном случае следует понимать музыку ...
Оценка новой работы Владимира Нестеренко при всём желании не может быть выполнена без учёта инструментария, с помощью которого она сделана. Электроорган в джазе не редкость, но на сегодняшней сцене он всё больший раритет – в том числе потому, что ...
Тот, кто очень любит джаз, завтра Родину продаст», – хоть это двустишие и гуляло по СССР начала 60-х (и позже), но перекрыть джазу «воздух свободы» власти не смогли. Подтверждение – сборник авторских композиций живого классика жанра, Германа ...