Главная»обзоры»издано в 2012 г.»Hans W. Koch / Thomas Lehn / Ben Patterson / Jozef Cseres - Requiem for a Baby Grand
Hans W. Koch / Thomas Lehn / Ben Patterson / Jozef Cseres - Requiem for a Baby Grand
06.04.2013
Мы привыкаем к предметам, которые нас окружают. Мы прикипаем душой к домашним любимцам – кошкам, собакам, попугайчикам. Мы любим своих родных – маму, жену, детей. Но у всего сущего на земле есть свой срок. Надо ли присутствовать при агонии близких? Или лучше, чтобы это происходило не на наших глазах? Если конец очевиден, надо ли его приближать? Нужна ли эвтаназия? И, наконец, самый «невинный» вопрос: самоценен ли звук сам по себе или существенны только определенные комбинации звуков, которые люди называют музыкой? Вот такие мысли возникают при знакомстве с перфомансом, проведенным в Кельне 19 апреля 2008 года и запечатленным в фильме Павла Бородина Requiem for a Baby Grand.
История этого перфоманса такова. Рояль марки August Förster, главный «герой» фильма, был изготовлен саксонскими мастерами в 1901 году. Его приобрели покупатели в Дортмунде, где инструмент благополучно пережил обе мировые войны. Достигнув уже почтенного возраста и пережив не один ремонт, к 1977 году рояль был обречен на слом. Его спас пианист и синтезаторщик Томас Лен, решивший, что для репетиций инструмент его вполне устроит. В 1982 году рояль поселился в его квартире в Кельне, а с 2000 года хозяином этой квартиры стал другой пианист, Ханс В. Кох. Восемь лет спустя, когда Ханс решил капитально преобразовать свое жилище, рояль в новый облик интерьера вписываться решительно перестал. Вместо того, чтобы вывозить инструмент на свалку, Ханс и трое его единомышленников, среди которых был и Томас Лен, решил превратить прощание с инструментом в перфоманс.
На обложке DVD есть еще и подзаголовок: «Последняя фортепьянная музыка для восьми рук и инструментов». Он очень точно отражает происходящее, бесстрастно фиксируемое камерами. За роялем – двое в белых комбинезонах, один – в защитных очках и строительной каске, другой в шлеме автогонщика. В четыре руки они наигрывают на рояле нечто сентиментально-романтичное. Затем появляются еще двое в комбинезонах – один тоже в белом, другой – в красном. Первый из них начинает расписывать корпус рояля по периметру надписями, другой сосредоточенно подбирает инструменты – отвертки, зубила, шуруповерты, дисковую пилу, устрашающего вида клещи, кувалду. Первые двое продолжают невозмутимо играть. Начинается демонтаж. Разделавшись с крышкой рояля, бело-красная парочка берется за его внутренности. Клещи методично перекусывают рояльные струны. Удары кувалды и визг пилы парадоксально вплетаются в звучащую незатейливую мелодию. Но с ликвидацией последней струны музыка умолкает. Теперь в акции демонтажа участвуют все четверо. Спокойно, методично, сосредоточенно они превращают инструмент в груду деревянных и металлических обломков, выковыривают клавиши, ломают деку, ножки. Работа нелегка. Пилят металл, крушат корпус. Камеры время от времени выхватывают лица нескольких десятков людей, собравшихся вокруг огороженной зоны, где все происходит. Молча, внимательно следят они за происходящим. Все серьезны, на некоторых женских лицах можно прочесть выражение то ли недоумения, то ли страха, возможно – боли. Наконец, работа завершена. Четверо участников действа выстраиваются в ряд, кланяются публике, потом обнимают друг друга. Звучат аплодисменты.
Вот такой проект, такой фильм. От эмоциональных оценок воздержусь, хотя эмоций – много. Мысли, порожденные перфомансом, изложены в начале этого текста. А дальше – дело за вами, читатель этих строк. Смотрите, слушайте, оценивайте, думайте.
На вопрос о самой великой белой певице блюза девять человек из десяти назовут имя Дженис Джоплин. И неудивительно поэтому, что любое новое лицо в женском блюзовом вокале невольно сверяешь с планкой, которую задала Дженис. В случае с певицей из ...
«Он ни разу в жизни не спел плохо. Когда вы слушаете Д'Роуна, вы слышите, что все звучит так, как это должно быть» - эти слова знаменитого Тони Беннетта вынесены на обложку альбома Double Exposure. И подписаться под ними могли бы еще и ...
Альбом Давида «Додо» Бабаяна – веха в истории армянской джазой сцены. Официально джаз родился в Армении достаточно давно, в 1938г., когда был основан Государственный джаз оркестр п\у Артемия Айвазяна, но все эти годы развивался он по накатанной, без ...
Говоря об этом проекте, прежде всего необходимо коснуться личности его создателя, с которым наши читатели знакомятся впервые. Дело в том, что Хьюлон (его не артистическое имя звучит, как Хьюлон Крейтон) – по своей основной профессии вовсе не ...
Итальянский режиссер Серджо Леоне снимал фильмы, жанр которых критика окрестила «спагетти – вестерн». Итальянский джазовый гитарист Энцо Рокко сам назвал один из своих многочисленных коллективов Spaghetti Jazz. В этом названии мне ...
Стилизованные ноты словно стремятся сбежать со своего нотного стана на обложке нового альбома квартета Актиса Дато. Куда же они спешат? Видимо, в тот самый мир Sin Fronteras - «Без границ», о котором говорит название этой работы. В нем ...
Уроженец Новой Зеландии, пианист, композитор и аранжировщик Алан Броадбент сделал блестящую музыкальную карьеру в США. Ученик Ленни Тристано, он работал в оркестре Вуди Хермана, играл в квартете Чарли Хейдена, писал аранжировки для самых разных ...
Алекс Ростоцкий — обладатель самой впечатляющей дискографии в российском джазе, автор, продюсер, композитор, исполнитель более чем на 25 альбомах, вышедших под его именем... Но разве количество что-то говорит о качестве? Каждая следующая работа ...
Двадцать шестой (!) альбом Алекса Ростоцкого «Я вспоминаю Джо Завинула» / I remember Joe Zawinul» посвящен памяти легендарного клавишника, композитора и основателя стиля фьюжн. Эта пластинка – не сборник новых версий каких-либо сочинений Завинула. ...
Алексей Козлов, живая легенда нашего джаза, о своей новой работе, альбоме «ПОСВЯЩЕНИЯ»: – Одной из самых неудобных черт моего характера с самого детства было то, что мне быстро все надоедало, я переключался на что-нибудь другое – и ничего с этим ...
Данный альбом представляет собой отражение нашей совместной деятельности с Дмитрием Илугдиным. Мы познакомились еще в 1998 году, начав работать в «"Aрс-нова" Трио» в клубе «Форте». С самого начала между нами, несмотря на огромную разницу в возрасте, ...
Альбом-ретроспекция живой легенды нашего джаза и его знаменитого коллектива. В высшей степени интересен как подборкой пьес, так и их пронзительной человечностью. Данный альбом, согласно последним убеждениям Алексея Козлова, представляет собой яркий ...