Главная»обзоры»издано в 2012 г.»Hans W. Koch / Thomas Lehn / Ben Patterson / Jozef Cseres - Requiem for a Baby Grand
Hans W. Koch / Thomas Lehn / Ben Patterson / Jozef Cseres - Requiem for a Baby Grand
06.04.2013
Мы привыкаем к предметам, которые нас окружают. Мы прикипаем душой к домашним любимцам – кошкам, собакам, попугайчикам. Мы любим своих родных – маму, жену, детей. Но у всего сущего на земле есть свой срок. Надо ли присутствовать при агонии близких? Или лучше, чтобы это происходило не на наших глазах? Если конец очевиден, надо ли его приближать? Нужна ли эвтаназия? И, наконец, самый «невинный» вопрос: самоценен ли звук сам по себе или существенны только определенные комбинации звуков, которые люди называют музыкой? Вот такие мысли возникают при знакомстве с перфомансом, проведенным в Кельне 19 апреля 2008 года и запечатленным в фильме Павла Бородина Requiem for a Baby Grand.
История этого перфоманса такова. Рояль марки August Förster, главный «герой» фильма, был изготовлен саксонскими мастерами в 1901 году. Его приобрели покупатели в Дортмунде, где инструмент благополучно пережил обе мировые войны. Достигнув уже почтенного возраста и пережив не один ремонт, к 1977 году рояль был обречен на слом. Его спас пианист и синтезаторщик Томас Лен, решивший, что для репетиций инструмент его вполне устроит. В 1982 году рояль поселился в его квартире в Кельне, а с 2000 года хозяином этой квартиры стал другой пианист, Ханс В. Кох. Восемь лет спустя, когда Ханс решил капитально преобразовать свое жилище, рояль в новый облик интерьера вписываться решительно перестал. Вместо того, чтобы вывозить инструмент на свалку, Ханс и трое его единомышленников, среди которых был и Томас Лен, решил превратить прощание с инструментом в перфоманс.
На обложке DVD есть еще и подзаголовок: «Последняя фортепьянная музыка для восьми рук и инструментов». Он очень точно отражает происходящее, бесстрастно фиксируемое камерами. За роялем – двое в белых комбинезонах, один – в защитных очках и строительной каске, другой в шлеме автогонщика. В четыре руки они наигрывают на рояле нечто сентиментально-романтичное. Затем появляются еще двое в комбинезонах – один тоже в белом, другой – в красном. Первый из них начинает расписывать корпус рояля по периметру надписями, другой сосредоточенно подбирает инструменты – отвертки, зубила, шуруповерты, дисковую пилу, устрашающего вида клещи, кувалду. Первые двое продолжают невозмутимо играть. Начинается демонтаж. Разделавшись с крышкой рояля, бело-красная парочка берется за его внутренности. Клещи методично перекусывают рояльные струны. Удары кувалды и визг пилы парадоксально вплетаются в звучащую незатейливую мелодию. Но с ликвидацией последней струны музыка умолкает. Теперь в акции демонтажа участвуют все четверо. Спокойно, методично, сосредоточенно они превращают инструмент в груду деревянных и металлических обломков, выковыривают клавиши, ломают деку, ножки. Работа нелегка. Пилят металл, крушат корпус. Камеры время от времени выхватывают лица нескольких десятков людей, собравшихся вокруг огороженной зоны, где все происходит. Молча, внимательно следят они за происходящим. Все серьезны, на некоторых женских лицах можно прочесть выражение то ли недоумения, то ли страха, возможно – боли. Наконец, работа завершена. Четверо участников действа выстраиваются в ряд, кланяются публике, потом обнимают друг друга. Звучат аплодисменты.
Вот такой проект, такой фильм. От эмоциональных оценок воздержусь, хотя эмоций – много. Мысли, порожденные перфомансом, изложены в начале этого текста. А дальше – дело за вами, читатель этих строк. Смотрите, слушайте, оценивайте, думайте.
Молодой музыкант Грэйди Чемпион буквально взорвал блюзовый мир на рубеже двух веков. Наряду с Шемекией Коупленд его признавали главной блюзовой надеждой Америки в ХХI веке. Все в этом исполнителе импонировало публике и критике: яркий и многогранный ...
Наши читатели уже имели возможность познакомиться с дебютным альбомом саксофониста и композитора из Сан-Диего Иэна Торделлы Magnolia (2010). И вот, два года спустя, музыкант представил публике свою новую работу - Tragic Comedy. В ней сразу обращает ...
Крис Хопкинс и Дэн Барретт указаны в выходных данных диска в качестве главных действующих лиц этого проекта и, думается, к тому есть все основания. Дэн Барретт – американский тромбонист, аранжировщик и бэнд-лидер, один из руководителей ...
Критики в последнее время все реже употребляют столь популярный в 70-х годах прошлого века термин «фьюжн», но если говорить о стилистике музыки трио из Флориды No End Of Now, то без него никак не обойтись. Думаю, если бы Майлс Дэвис, ...
К моменту создания ансамбля Project Grand Slam в 2007 году басист и композитор из Нью-Йорка Роберт Миллер был уже известным музыкантом со своей дискографией и весьма успешным опытом работы в качестве одного из создателей лейбла 32 Records. Его новый ...
Начну с истории о небольшой путанице, связанной с этим альбомом. Дело в том, что оформление обложки и состав альбома в экземпляре, поступившем в редакцию, несколько отличаются, от того, как они выглядят в пришедшем одновременно пресс-релизе. Видимо, ...
Второй диск комплекта International Swing Party Tour 2010 – Live! построен по тому же принципу, что и первый: он также включает записи, сделанные на концертах в Ной-Ульме (9 треков) и Бохуме (4 трека). И время, и место действия совпадают, ...
Блюзовые альбомы с логотипом в виде уховертки в белом круге, как правило, предвещают встречу с интересным музыкантом. Не стал исключением и этот диск. Гитар Майки (он же Майкл МакМиллан) – всего лишь второй канадец в каталоге Earwig, и, ...
Представляя этот альбом, я позволил себе небольшую вольность, которую, надеюсь, Пауль мне простит. Дело в том, что на обложке альбома крупно выделено только название: Kaisei Nari, я же указал в качестве основного автора проекта именно его, ...
Невидимые связи между людьми разных поколений порой обретают зримые очертания. Свидетельством тому может послужить и данный проект. Кармен МакРэй была выдающейся джазовой певицей, одной из первых вокалисток в стиле боп (кстати, Кармен одно время ...
Новые для наших читателей имена, да и в каталоге австрийского лейбла JazzWerkstatt Records они тоже появились впервые: Энгель Майр и Майк Тифенбахер. Но оба эти музыканта отнюдь не новички. Энгеля Майра (р.1984) в Австрии называют гитарным ...
Блюз из Норвегии – редкий гость на наших страницах, хотя в этой северной стране любят и понимают такую музыку. Можно вспомнить, что один из крупнейших европейских блюзовых фестивалей проводится в норвежском Нотоддене. Кстати, именно в этом ...