North America Jazz Alliance - The Montreal Sessions
21.11.2013
Если говорить об аккордеоне в джазе, то в наших краях скорее всего вспомнят французский стиль мюзетт и нуэво танго Астора Пьяццолы и его последователей. А вот в Штатах символом этого инструмента в джазе является сравнительно мало известный у нас Арт ван Дамм, расцвет творчества которого пришелся на 60-е и 70-е годы. Именно его творчество послужило отправной точкой для создания этого альбома. North America Jazz Alliance – это не постоянно работающий ансамбль, а классический случай, когда музыканты подбираются для определенного проекта. И собрал их человек по имени Питер Максимич, канадский продюсер, влюбленный в творчество ван Дамма и решивший записать альбом в составе, характерном для дисков покойного мастера джазового аккордеона.
Максимич нашел американского вибрафониста Стива Хоббса, когда-то игравшего с ван Даммом, нашел канадского гитариста Грега Клейтона, чья манера игры напоминала известного Джо Пасса, также работавшего в свое время с ван Даммом. Затем Максимич подобрал ритм-группу из добротных канадских профессионалов. Наконец, недостающее главное звено – аккордеонист. Его Максимич нашел через … Youtube, и попал в десятку! Дело в том, что ветеран из Лос-Анджелеса Кенни Котвиц оказался близким другом ван Дамма, играл на его похоронах и даже пользуется его инструментом, подаренным семьей покойного. В дополнение к инструменталистам продюсер пригласил еще и канадского вокалиста Джона Лабеля. Так из определенной продюсерской концепции родился проект North America Jazz Alliance, в котором американские музыканты ранее никогда не встречались с канадскими коллегами.
Встреча произошла в июле 2011 года в Монреале, где за три сессии в одной из студий и был создан этот альбом. Программу его составили 12 треков – частью стандарты из Great American Songbook, частью более современные пьесы, включая Oblivion Пьяццолы. Все аранжировки композиций для американо-канадского квинтета выполнил Стив Хоббс. В трех композициях квинтет превращается в секстет за счет вокалиста Джона Лабеля, немного (очень немного) напоминающего Синатру. В остальном же это чисто инструментальный альбом, где все, как, например, в очень показательной в этом смысле стартовой пьесе Коула Портера Just One Of Those Things строится на взаимодействии аккордеона и вибрафона с подключением акустической гитары. Результат – очень симпатичное, чуть холодноватое звучание, которое по аналогии с постбопом я назвал бы посткулом. В качестве персонального фаворита в The Montreal Sessions назову Charade Мерсера и Манчини с очень красивой партией Кенни Котвица.
Альбом очень добротно издан на Challenge Records и снабжен отличными liner notes от самого Скотта Янова, где этот видный критик не только рассказывает о создании альбома, но и дает краткую историю аккордеона в джазе. В финале своего текста Янов пишет: «The Montreal Sessions вдохновит слушателей не только открыть для себя музыку Арта ван Дамма, но и по-новому оценить потенциал такого инструмента, как аккордеон, в джазе». С этим трудно не согласиться.
Бывает так – неосторожно откроешь окно, и резкий ветер с улицы врывается в дом, сорвет со стола и раскидает по полу бумаги в одной комнате, резко хлопнет полуоткрытой дверью в другой – словом, нашалит. Примерно такой эффект вызвало ...
Немецкий пианист Бернд Лхотцки и живущий с раннего детства в Германии саксофонист и пианист американского происхождения Крис Хопкинс – почти ровесники, оба они находятся в самом расцвете сил и оба посвятили свое творчество традиционному джазу. ...
Великий польский ученый Николай Коперник изменил представление людей об окружающем их мире, предложив гелиоцентрическую картину мира. Он, как писали современники, «остановил Солнце и привел в движение Землю». Нью-йоркский поэт и философ ...
Переиздание второго по счету в дискографии Коперника альбома Victim Of The Sky, в ходе которого был выполнен ремастеринг старых записей, изданных ранее только на виниле, хорошо передает дух времени и круг тем, волновавших Джозефа Смалковски (он же ...
Музыку французского композитора Эрика Сати (1866-1925) можно сравнить с вином того сорта, которое набирает лучший вкус только после длительной выдержки. Современник Дебюсси и Равеля, он был значительно менее известен широкой публике при жизни. Между ...
Новейший, четвертый по счету альбом Дэнниса Джонса My Kinda Blues вышел, как и все предыдущие, на лейбле Blue Rock Records – Дэннис верен фирме, которая первой поверила в его талант и поддержала в уже относительно далеком 2003 году молодого ...
Dice Factory – дебютный альбом одноименного джазового квартета из Лондона. Ансамбль этот образовался в 2009 году, основали его саксофонист Том Челленджер и пианист Джордж Фогель. Вскоре к ним присоединились басист Том Фармер и барабанщик Джон ...
Альбом Across The Sky – плод совместного творчества трех представителей европейской фри-джазовой сцены – тенор-саксофониста из Амстердама, американца по происхождению Джона Дайкмэна, немецкого барабанщика Клауса Кугеля (целый ряд ...
Альбом «Никитский бульвар» – первый сольный проект Дмитрия Илугдина: лауреата молодежной премии «Триумф», пианиста и композитора, автора музыки ко многим телефильмам, арт-директора московского клуба «Союз композиторов». Илугдин отлично известен ...
Музыку, как известно, очень трудно, практически невозможно описать словами. Именно поэтому часто приходится прибегать к сравнениям. В данном случае я бы выбрал такой вариант: представьте себе играющих в трио Джими Хендрикса, Рика Уэйкмэна и, скажем, ...
Озорная игра с переменой мест в словах двух сдвоенных букв Z и S помогает уже на уровне обложки этого очень элегантно оформленного в черно-белой «фортепьянной» гамме альбома понять, какого рода музыка вас ждет. Не знаю, кому принадлежит ...
Под рекорд-лейблом «ArtBeat» вышел новый музыкальный продукт – альбом Феликса Лахути «UniversaLove», музыка в пространстве, близком композициям Чика Кореа, Пэта Мэтини и «Weather Report». Основная идея альбома – безграничность вселенской любви, ...