nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Alex Rostotsky - A Swan Is Swimming By

Alex Rostotsky - A Swan Is Swimming By  Алекс Ростоцкий — обладатель самой впечатляющей дискографии в российском джазе, автор, продюсер, композитор, исполнитель более чем на 25 альбомах, вышедших под его именем... Но разве количество что-то говорит о качестве? Каждая следующая работа Ростоцкого — это новая концепция, поворот стилистики, новое звучание, новый состав и подход. Басист, клавишник, вокалист, композитор, аранжировщик, — трудно сказать, какая ипостась Ростоцкого основная; поэтому и проекты его стоят в российском джазе особняком — уж очень они не такие, «как у всех».
Важнейшая черта музыкальных проектов Алекса Ростоцкого — их «всемирность». Элементы разных музыкальных культур — Африка, Индия, Ближний Восток, джаз-рок, электроника, академическая классика, русский фольклор — могут органично соединяться не только в одном альбоме, но и в одной пьесе. Эта поликультурность, полиэтничность — не редкость в world music (где, собственно, является основным принципом музыкального языка), но не слишком часто встречается в джазе. А партнёры Ростоцкого — музыканты, в основном, джазовые.

Сборник, который вы держите в руках — своеобразный документ одной из граней поликультурности музыки Ростоцкого. Для альбома «Плывёт лебёдушка» он выбрал из своих записей XXI века девять треков, связанных с «русской темой». Их у него гораздо больше: например, его альбом «Прогулки с Мусоргским» (2006) целиком посвящён джазовым и симфо-джазовым прочтениям материала одного из крупнейших русских композиторов XIX в. Но в этот сборник вошла не композиторская музыка, а собственные сочинения Алекса, построенные на мелодике русского песенного фольклора и — в семи треках из девяти — на подлинных текстах народных песен.

Не следует искать в этой музыке ни этнографической документальности, ни упрощённых «популярных» прочтений. Здесь всё непросто. Узнаваемые мелодико-гармонические обороты славянского фольклорного искусства сочетаются то с электронными ритмами, то с острой перкуссией Индии, то с почти академическим симфонизмом, и всё это пронизано протяжёнными джазовыми инструментальными разработками. Прежде всего нужно выделить искушённую игру постоянного партнёра Ростоцкого в его «мировых» проектах 2000-х годов — легендарного трубача и флюгельгорниста Юрия Парфёнова, крупнейшего среди наших импровизаторов специалиста по музыкальной ориенталистике, интонациям Востока (что и неудивительно: он впервые прославился ещё на советской сцене в конце 1970-х, играя «ориентальный» джаз-рок с легендарной ташкентской группой «Бумеранг»). Сильные соло джазового характера играют и другие участники записей разных лет — гитарист Павел Чекмаковский, тенорист Сергей Головня и др.

Особая изюминка сборника — вокальные партии. Академические вокалистки Анна Соколова и Елена Романова, целый камерный хор (дирижёр Вячеслав Симонов) и пряная «приправа» — индийский вокал перкуссиониста Кешаба Канти Чоудхури заставляют разные треки сверкать самыми разнообразными звуковыми гранями; но самый экзотичный элемент звукового решения подборки — это пение самого Ростоцкого. У него есть определённый вокальный опыт (в конце концов, он много лет был певчим в православном храме), но его пение не играет в звуковой панораме альбома традиционной «вокальной» роли — скорее, это часть инструментальной аранжировки, тем более, что чаще всего Алекс поёт через вокодер, что придаёт его голосу то мистическое, то романтичное, то слегка ироничное звучание экзотичного синтезаторного тембра.

Всё вместе даёт необычный эффект, в котором можно, конечно, вычленять те или иные стилистические элементы, но вряд ли нужно: это не вполне джаз, совсем не рок, определённо не этнографический фольклор и не шаблонная «мировая музыка» — это глубоко индивидуальная музыка Алекса Ростоцкого, которая в этом сборнике повёрнута к слушателю узнаваемо русской гранью.

(c) & (p) 2012 ArtBeat Music
9 tks / 44 mins
(Алекс Ростоцкий – вокал, синтезаторы, вокодер, программинг, бас, Юрий Парфенов – труба, Анна Соколова – вокал, Павел Чекмаковский – гитара, Сергей Остроумов – барабаны, струнный оркестр, Елена Романова – вокал, смешанный камерный хор (дирижер – Вячеслав Симонов), Кешаб Канти Чоудхури – вокал, Сергей Головня – тенор-саксофон, Евгений Борец – рояль, синтезаторы, Антон Ревнюк – бас.)
обзор предоставлен Клубом Алексея Козлова



Кирилл Мошков
главный редактор журнала «Джаз.Ру»


стиль
джаз
автор
Кирилл МОШКОВ
страна
Россия
музыкальный стиль
фьюжн, этно-джаз





Ещё из раздела издано в 2012 г.

  • стиль: блюз, блюз
Молодой музыкант Грэйди Чемпион буквально взорвал блюзовый мир на рубеже двух веков. Наряду с Шемекией Коупленд его признавали главной блюзовой надеждой Америки в ХХI веке. Все в этом исполнителе импонировало публике и критике: яркий и многогранный ...
  • стиль: джаз, джаз
Наши читатели уже имели возможность познакомиться с дебютным альбомом саксофониста и композитора из Сан-Диего Иэна Торделлы Magnolia (2010). И вот, два года спустя, музыкант представил публике свою новую работу - Tragic Comedy. В ней сразу обращает ...
  • стиль: джаз, джаз
Крис Хопкинс и Дэн Барретт указаны в выходных данных диска в качестве главных действующих лиц этого проекта и, думается, к тому есть все основания. Дэн Барретт – американский тромбонист, аранжировщик и бэнд-лидер, один из руководителей ...
  • стиль: джаз, джаз
Критики в последнее время все реже употребляют столь популярный в 70-х годах прошлого века термин «фьюжн», но если говорить о стилистике музыки трио из Флориды No End Of Now, то без него никак не обойтись. Думаю, если бы Майлс Дэвис, ...
  • стиль: джаз, джаз
К моменту создания ансамбля Project Grand Slam в 2007 году басист и композитор из Нью-Йорка Роберт Миллер был уже известным музыкантом со своей дискографией и весьма успешным опытом работы в качестве одного из создателей лейбла 32 Records. Его новый ...
  • стиль: блюз, блюз
Начну с истории о небольшой путанице, связанной с этим альбомом. Дело в том, что оформление обложки и состав альбома в экземпляре, поступившем в редакцию, несколько отличаются, от того, как они выглядят в пришедшем одновременно пресс-релизе. Видимо, ...
  • стиль: джаз, джаз
Второй диск комплекта International Swing Party Tour 2010 – Live! построен по тому же принципу, что и первый: он также включает записи, сделанные на концертах в Ной-Ульме (9 треков) и Бохуме (4 трека). И время, и место действия совпадают, ...
  • стиль: блюз, блюз
Блюзовые альбомы с логотипом в виде уховертки в белом круге, как правило, предвещают встречу с интересным музыкантом. Не стал исключением и этот диск. Гитар Майки (он же Майкл МакМиллан) – всего лишь второй канадец в каталоге Earwig, и, ...
  • стиль: джаз, джаз
Представляя этот альбом, я позволил себе небольшую вольность, которую, надеюсь, Пауль мне простит. Дело в том, что на обложке альбома крупно выделено только название: Kaisei Nari, я же указал в качестве основного автора проекта именно его, ...
  • стиль: джаз, джаз
Невидимые связи между людьми разных поколений порой обретают зримые очертания. Свидетельством тому может послужить и данный проект. Кармен МакРэй была выдающейся джазовой певицей, одной из первых вокалисток в стиле боп (кстати, Кармен одно время ...
  • стиль: джаз, джаз
Новые для наших читателей имена, да и в каталоге австрийского лейбла JazzWerkstatt Records они тоже появились впервые: Энгель Майр и Майк Тифенбахер. Но оба эти музыканта отнюдь не новички. Энгеля Майра (р.1984) в Австрии называют гитарным ...
  • стиль: блюз, блюз
Блюз из Норвегии – редкий гость на наших страницах, хотя в этой северной стране любят и понимают такую музыку. Можно вспомнить, что один из крупнейших европейских блюзовых фестивалей проводится в норвежском Нотоддене. Кстати, именно в этом ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com