Алекс Ростоцкий — обладатель самой впечатляющей дискографии в российском джазе, автор, продюсер, композитор, исполнитель более чем на 25 альбомах, вышедших под его именем... Но разве количество что-то говорит о качестве? Каждая следующая работа Ростоцкого — это новая концепция, поворот стилистики, новое звучание, новый состав и подход. Басист, клавишник, вокалист, композитор, аранжировщик, — трудно сказать, какая ипостась Ростоцкого основная; поэтому и проекты его стоят в российском джазе особняком — уж очень они не такие, «как у всех».
Важнейшая черта музыкальных проектов Алекса Ростоцкого — их «всемирность». Элементы разных музыкальных культур — Африка, Индия, Ближний Восток, джаз-рок, электроника, академическая классика, русский фольклор — могут органично соединяться не только в одном альбоме, но и в одной пьесе. Эта поликультурность, полиэтничность — не редкость в world music (где, собственно, является основным принципом музыкального языка), но не слишком часто встречается в джазе. А партнёры Ростоцкого — музыканты, в основном, джазовые.
Сборник, который вы держите в руках — своеобразный документ одной из граней поликультурности музыки Ростоцкого. Для альбома «Плывёт лебёдушка» он выбрал из своих записей XXI века девять треков, связанных с «русской темой». Их у него гораздо больше: например, его альбом «Прогулки с Мусоргским» (2006) целиком посвящён джазовым и симфо-джазовым прочтениям материала одного из крупнейших русских композиторов XIX в. Но в этот сборник вошла не композиторская музыка, а собственные сочинения Алекса, построенные на мелодике русского песенного фольклора и — в семи треках из девяти — на подлинных текстах народных песен.
Не следует искать в этой музыке ни этнографической документальности, ни упрощённых «популярных» прочтений. Здесь всё непросто. Узнаваемые мелодико-гармонические обороты славянского фольклорного искусства сочетаются то с электронными ритмами, то с острой перкуссией Индии, то с почти академическим симфонизмом, и всё это пронизано протяжёнными джазовыми инструментальными разработками. Прежде всего нужно выделить искушённую игру постоянного партнёра Ростоцкого в его «мировых» проектах 2000-х годов — легендарного трубача и флюгельгорниста Юрия Парфёнова, крупнейшего среди наших импровизаторов специалиста по музыкальной ориенталистике, интонациям Востока (что и неудивительно: он впервые прославился ещё на советской сцене в конце 1970-х, играя «ориентальный» джаз-рок с легендарной ташкентской группой «Бумеранг»). Сильные соло джазового характера играют и другие участники записей разных лет — гитарист Павел Чекмаковский, тенорист Сергей Головня и др.
Особая изюминка сборника — вокальные партии. Академические вокалистки Анна Соколова и Елена Романова, целый камерный хор (дирижёр Вячеслав Симонов) и пряная «приправа» — индийский вокал перкуссиониста Кешаба Канти Чоудхури заставляют разные треки сверкать самыми разнообразными звуковыми гранями; но самый экзотичный элемент звукового решения подборки — это пение самого Ростоцкого. У него есть определённый вокальный опыт (в конце концов, он много лет был певчим в православном храме), но его пение не играет в звуковой панораме альбома традиционной «вокальной» роли — скорее, это часть инструментальной аранжировки, тем более, что чаще всего Алекс поёт через вокодер, что придаёт его голосу то мистическое, то романтичное, то слегка ироничное звучание экзотичного синтезаторного тембра.
Всё вместе даёт необычный эффект, в котором можно, конечно, вычленять те или иные стилистические элементы, но вряд ли нужно: это не вполне джаз, совсем не рок, определённо не этнографический фольклор и не шаблонная «мировая музыка» — это глубоко индивидуальная музыка Алекса Ростоцкого, которая в этом сборнике повёрнута к слушателю узнаваемо русской гранью.
(c) & (p) 2012 ArtBeat Music
9 tks / 44 mins
(Алекс Ростоцкий – вокал, синтезаторы, вокодер, программинг, бас, Юрий Парфенов – труба, Анна Соколова – вокал, Павел Чекмаковский – гитара, Сергей Остроумов – барабаны, струнный оркестр, Елена Романова – вокал, смешанный камерный хор (дирижер – Вячеслав Симонов), Кешаб Канти Чоудхури – вокал, Сергей Головня – тенор-саксофон, Евгений Борец – рояль, синтезаторы, Антон Ревнюк – бас.)
обзор предоставлен Клубом Алексея Козлова
«Hammer Klavier Trio – это сам современный джаз, то, чем он живет и дышит сегодня» - так начинает liner notes к альбому Rocket in the Pocket Ховард Мандель. Оценка весьма лестная, особенно если учесть, что ее дал столь авторитетный ...
Мы привыкаем к предметам, которые нас окружают. Мы прикипаем душой к домашним любимцам – кошкам, собакам, попугайчикам. Мы любим своих родных – маму, жену, детей. Но у всего сущего на земле есть свой срок. Надо ли присутствовать при ...
Седьмой (!) сольный инструментальный альбом известного композитора и гитариста Игоря Бойко «Всё может быть» – абсолютно законченное по музыкальному и эмоциональному изложению сочинение, включающее 11 пьес. Сам автор называет большинство композиций ...
Ах, какой славный альбом для начала Блюзового Нового Года! Тут, конечно, есть некоторая натяжка, ведь Diamonds And Stones поступил в продажу 4 декабря года прошедшего, но, уверен, многие услышат его впервые именно в 2013-м, как это и случилось со ...
Есть блюзовые альбомы, где сразу обращаешь внимание на мастерство одного музыканта – иногда это вокалист, иногда гитарист, часто – гитарист и вокалист в одном лице, реже – харпер. Lather Rinse Repeat от команды Jason Vivone & the ...
Второй альбом московской авант-проговой группы Jazzator записан в московском культурном центре «ДOM» – отсюда и название. Сведен на этот раз в Берлине, а выпущен – Фондом Алексея Козлова «ArtBeat». Так что в этом смысле по сравнению с предыдущим ...
Автор проекта специально приурочил выпуск этого альбома ко дню Святого Валентина, 14 февраля 2014 года. Очевидно, это его подарок всем влюбленным. Готовился он долго и тщательно. Все записи для Quiet Time были сделаны почти семь лет назад – в ...
Хотя на обложке альбома стоит дата «2012», новый альбом Джона Стейна Bing Bang Boom! только –только, 26 февраля уже этого, 2013 года, поступил в продажу. Американский гитарист, чьи работы регулярно рецензируются на наших страницах, ...
Если можно говорить о мэтрах современного женского джазового вокала, то Джуди Сильвано, безусловно, принадлежит к их числу. И альбом Indigo Moods может подтвердить этот тезис как нельзя лучше. Это особый альбом, особая веха на творческом пути ...
Гэри Престон и Анита Бонковски, участники трио KingmiXers, - заметные фигуры на блюзовой сцене Западного побережья Канады. Живут они в Виктории, столице провинции Британская Колумбия и уже давно играют вместе блюз, добившись известности, как на ...
Новый сетевой альбом минской группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» записывался в мае 2012 года в музее-мастерской известного белорусского скульптора Заира Азгура. Как мне кажется, название этого проекта составлено из инициалов ...
Альбом с лукаво-ироничным названием «Усялякае» («Всякое») появился на белорусском сетевом лейбле HAZE в 2012 году. По контенту он является логическим продолжением Pasiarod, другого сетевого проекта группы интуитивной ...