У Томаса Ганша и Георга Брайншмида общие вкусы: оба они любят музыку и британскую комик-группу Монти Пайтон. Возможно, поэтому с 1997 года они стали друзьями по жизни и единомышленниками в творчестве. Оба австрийских музыканта начинали свой путь с академической музыки, оба повернулись к джазу и вместе выступали в известном Vienna Art Orchestra под управлением Маттиаса Рюэгга. Но вместе трубач Ганш и басист Брайншмид образовали уникальный дуэт, в рамках которого джазовая музыка удивительным образом уживается с абсурдистским юмором. Первый концертный альбом дуэта, записанный во время выступления в Вене в декабре 2012 года, позволит вам убедиться в этом в полной мере.
Сюрприз подготовлен уже в первом треке. Имея за плечами как академический, так и джазовый бэкграунд Томас и Георг соединили в композиции Unter Donner und Lee польку «короля вальсов» Иоганна Штрауса и би-боповую тему Чарли Паркера Donna Lee, да еще усеяли свою аранжировку цитатами из Сонни Роллинса и Диззи Гиллеспи. И получилось это у них лихо, вкусно и вполне убедительно! Еще более масштабную операцию по скрещиванию разных жанров слушатель обнаружит в финальном треке, где в течении четверти часа вальс «Голубой Дунай» все того же Штрауса плавно переходит сначала в битловскую Can’t buy me love, а затем в Lady Madonna, чтобы потом обернуться джазовыми эвергринами Something stupid и Tea for two.
А между двумя этими ударными и искрометными аранжировками альбом вмещает еще 11 пьес самого разного характера. Здесь и виртуозное жонглирование со сложными размерами (Geilomat, 5/4), и уморительно смешная песня-исповедь незадачливого академического музыканта, «сорок лет просидевшего в оркестровой яме» (Klassik Gstanzln), и песня на более, чем серьезную тему Der Tod («Смерть»), и «Ода к радости» Бетховена в жерновах джазовой импровизации (jaBISTdudenndeppat), и жестко-роковое посвящение Курту Кобейну (Kurt) с цитатами из «Нирваны», и «Лоэнгрин» Вагнера, превратившийся в Low n Green.
Ганш и Брайншмид не только прекрасные музыканты, но и отличные шоумены, умело веселящие публику и, кажется, сами получающие от этого огромное удовольствие. Квази-народный вокал исполнителей, их манера общаться с залом напоминает традиции популярных в Германии и Австрии кабаре. Кстати, шутят и поют музыканты, естественно, по-немецки (правда, один раз, после аплодисментов публики, звучит, видимо, смеха ради, и русское «спасибо»), так что, не знающим немецкий слушателям этого диска пришлось бы туго, если бы… И вот тут хочется отдельную благодарность выразить Кате Зеебом, чьи английские переводы текстов песен помещены в буклете к альбому. Это не примитивные подстрочники, а настоящие, адекватные содержанию стихи, бережно передающие авторский юмор.
Как видите, диск в высшей степени не обычный. Тем и интересен. Ну, а обложка альбома может послужить отличным ответом унылым критикам, предрекающим скорую смерть джазу. Да, Томас и Георг помещены на ней в ящики, подозрительно напоминающие гробы. Но посмотрите на лица музыкантов! Какая уж там смерть! Пациент явно скорее жив, чем мертв, а музыкальный юмор, щедро представленный в Live im Wiener Konzerthaus бесспорно, лишь украшает его.
Сразу прошу прощения у тех, кто хорошо знает и почитает творчество видного британского гитариста и композитора Алана Холдсуорта, за перечисление хорошо им известных фактов. А остальным нашим читателям напомню, что Алан Холдсуорт (р.1946) является ...
Великое дело – солидарность трудящихся! Именно в день их международной солидарности трудящиеся из американского лейбла Ropeadope выпускают альбом, созданный трудящимися российскими – московской группой Analog Attention, созданной ...
Пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо можно с полным правом назвать не просто ветераном бразильского джаза, но и одним из тех музыкантов, которые составляют его гордость. В свое время его учителями были Эумир Деодато на родине и ...
Достаточно часто альбомы - трибьюты выстраиваются по традиционной схеме, которую можно предугадать еще до прослушивания. В данном случае мне хотелось бы познакомить наших читателей с трибьютом необычным, трибьютом безусловно творческим и даже ...
Новый, третий по счету, альбом живущего в Лондоне израильского барабанщика и композитора Асафа Сиркиса и его трио только что увидел свет. Со времен предыдущей работы трио, которая называлась Letting Go (обзор того альбома можно найти на сайте), ...
Если ранее мне доводилось слушать только сольную игру живущей в США японской пианистки Аяко Ширасаки, то Some Other Time, ее самая новая работа, представляет возглавляемое Аяко фортепианное трио классического для джаза состава – с контрабасом ...
Евангельская история про гонителя христиан Савла после внезапного просветления превратившегося в столпа веры Павла вспомнилась мне после прослушивания этого альбома. Разумеется, тут нет никаких совершенно неуместных сравнений, просто ассоциация. ...
Прежде всего, хочется отметить оформление альбома (респект Стефано Фратусу): такую обложку глаз «цепляет» среди окружающих дисков в десяти случаях из десяти. Ну, а дальше возникает естественное желание узнать, что же там внутри. А внутри ...
История этого альбома более, чем необычна и достойна того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Я, во всяком случае, встречаюсь с такой историей впервые. Итак, живет в Америке пианистка Светлана Горохович. Академическое образование она получила в ...
Brainkiller впервые гостит на нашем сайте, поэтому есть смысл начать с истории этой группы. А разделить историю Brainkiller можно на две части. Первая начинается в 2000 году. Тогда под названием Brainkiller возник дуэт, созданный двумя американскими ...
Британский саксофонист Том Челленджер уже известен читателям нашего сайта по дебютному альбому его новоджазового квартета Dice Factory. На сей раз представляем вам Spy Boy – еще один дебютный альбом еще одного коллектива, возглавляемого Томом. ...
Как мне показалось, выпуск этого диска надо рассматривать не с каких-то узко стилистических позиций, а в общекультурном контексте. Судите сами: впервые известное сочинение крупнейшего мастера академического авангарда ХХ века Карла-Хайнца Штокгаузена ...