У Томаса Ганша и Георга Брайншмида общие вкусы: оба они любят музыку и британскую комик-группу Монти Пайтон. Возможно, поэтому с 1997 года они стали друзьями по жизни и единомышленниками в творчестве. Оба австрийских музыканта начинали свой путь с академической музыки, оба повернулись к джазу и вместе выступали в известном Vienna Art Orchestra под управлением Маттиаса Рюэгга. Но вместе трубач Ганш и басист Брайншмид образовали уникальный дуэт, в рамках которого джазовая музыка удивительным образом уживается с абсурдистским юмором. Первый концертный альбом дуэта, записанный во время выступления в Вене в декабре 2012 года, позволит вам убедиться в этом в полной мере.
Сюрприз подготовлен уже в первом треке. Имея за плечами как академический, так и джазовый бэкграунд Томас и Георг соединили в композиции Unter Donner und Lee польку «короля вальсов» Иоганна Штрауса и би-боповую тему Чарли Паркера Donna Lee, да еще усеяли свою аранжировку цитатами из Сонни Роллинса и Диззи Гиллеспи. И получилось это у них лихо, вкусно и вполне убедительно! Еще более масштабную операцию по скрещиванию разных жанров слушатель обнаружит в финальном треке, где в течении четверти часа вальс «Голубой Дунай» все того же Штрауса плавно переходит сначала в битловскую Can’t buy me love, а затем в Lady Madonna, чтобы потом обернуться джазовыми эвергринами Something stupid и Tea for two.
А между двумя этими ударными и искрометными аранжировками альбом вмещает еще 11 пьес самого разного характера. Здесь и виртуозное жонглирование со сложными размерами (Geilomat, 5/4), и уморительно смешная песня-исповедь незадачливого академического музыканта, «сорок лет просидевшего в оркестровой яме» (Klassik Gstanzln), и песня на более, чем серьезную тему Der Tod («Смерть»), и «Ода к радости» Бетховена в жерновах джазовой импровизации (jaBISTdudenndeppat), и жестко-роковое посвящение Курту Кобейну (Kurt) с цитатами из «Нирваны», и «Лоэнгрин» Вагнера, превратившийся в Low n Green.
Ганш и Брайншмид не только прекрасные музыканты, но и отличные шоумены, умело веселящие публику и, кажется, сами получающие от этого огромное удовольствие. Квази-народный вокал исполнителей, их манера общаться с залом напоминает традиции популярных в Германии и Австрии кабаре. Кстати, шутят и поют музыканты, естественно, по-немецки (правда, один раз, после аплодисментов публики, звучит, видимо, смеха ради, и русское «спасибо»), так что, не знающим немецкий слушателям этого диска пришлось бы туго, если бы… И вот тут хочется отдельную благодарность выразить Кате Зеебом, чьи английские переводы текстов песен помещены в буклете к альбому. Это не примитивные подстрочники, а настоящие, адекватные содержанию стихи, бережно передающие авторский юмор.
Как видите, диск в высшей степени не обычный. Тем и интересен. Ну, а обложка альбома может послужить отличным ответом унылым критикам, предрекающим скорую смерть джазу. Да, Томас и Георг помещены на ней в ящики, подозрительно напоминающие гробы. Но посмотрите на лица музыкантов! Какая уж там смерть! Пациент явно скорее жив, чем мертв, а музыкальный юмор, щедро представленный в Live im Wiener Konzerthaus бесспорно, лишь украшает его.
Хотя в выходных данных диска стоит дата «2013 год», на самом деле его история уходит в самое начало века. Именно тогда, в 2001 году, американский поэт, музыкант и философ Коперник записал в Гуаякиле, Эквадор альбом вместе с четырьмя ...
Что сказать о новейшем альбоме нью-йоркского музыканта, поэта и философа, работающего под псевдонимом Коперник? На мой взгляд, Worthless! – лучшая работа Коперника, из тех, что мне до сих пор довелось услышать. Издан альбом, как всегда у ...
Если вам интересен американский вариант современного авангардного джаза в исполнении музыкантов, входящих в элиту мастеров этого направления, не проходите мимо альбома Navajo Sunrise, изданного независимым итальянским лейблом Rudi Records. На нем ...
Подзаголовок этого альбома, также вынесенный на его обложку – «Новое обращение к классике рока и поп-музыки» - достаточно четко говорит о его содержании. Один из крупнейших мастеров современного джаза, блистательный ...
В 2014 году австрийскому пианисту Давиду Хельбоку исполнится тридцать. Этот возраст принято считать временем расцвета физических и творческих сил. Если судить по его последнему альбому Think Of Two, записанному в рамках трио Random/Control и ...
Второй по счету альбом шведско-датского ансамбля David's Angels обнаруживает тесную связь со своим дебютным предшественником Substar (2010). И выпущен альбом тем же лейблом, и состав квартета остался неизменным, только гитарист Торбен Вальдорф, ...
Благодаря неутомимой и последовательной деятельности шефа MoonJune Records Леонардо Павковича по продвижению индонезийской музыки, Страна Тысячи Островов предстает перед слушателями из Америки и Европы в облике настоящего заповедника талантливых ...
С легкой руки Леонарда Павковича и его MoonJune Records индонезийский гитарист Дева Буджана продвигается на западные рынки просто беспрецедентными темпами: Joged Kahyangan – это уже второй альбом музыканта, изданный нью-йоркским лейблом за ...
Шеф MoonJune Records Леонардо Павкович известен своей любовью к отчетливому гитарному звуку и умением «открывать» талантливых гитаристов. Дебютный альбом Душана Евтовича Am I Walking Wrong? со всей определенностью это правило ...
Blue Pepper – последний на данный момент альбом интернационального квартета Echoes of Swing. Двое немцев (Лхотцки и Мевес), англичанин (Доусон) и выросший в Германии американец (Хопкинс) продолжают им творческую линию коллектива, суть которой ...
Если вы попытаетесь вспомнить самые знаменитые композиции великого Дюка Эллингтона, написанные им самим или ставшие знаменитыми в исполнении его оркестра, то практически все они (разве что за исключением «Каравана») обнаружатся в ...
«Математическое» название альбома, название коллектива в виде формулы – уж не хотят ли этим исполнители подчеркнуть, как важно для музыканта уметь быстро и правильно считать? Что касается самого ансамбля, то «секрет» ...