Knyaz Mishkin & Jan Bederman - Live. Museum of Zair Azgur. Minsk. 2013
07.04.2013
Если в Москве существует Оркестр Интуитивной Музыки, а в Минске – Группа Интуитивной импровизации, то, рано или поздно, они просто обязаны были встретиться друг с другом. И такая встреча действительно произошла в феврале 2013 года в Минске, когда основатель упомянутого в начале этого текста состава, московский мультиинструменталист Ян Бедерман приехал в Минск. Я был на его выступлении в клубе «Лисья нора» и убедился, что этот человек может вполне убедительно вплетать в свои импровизации даже шуршание обычного полиэтиленового пакета. Тем интереснее было слушать запись состоявшегося за день до того выступления Бедермана вместе с минскими адептами интуитивной импровизации – ансамблем Леонида Нарушевича «Князь Мышкин».
Время и место этой встречи исчерпывающе указаны на обложке нового сетевого альбома. «Князь» принимал московского гостя в своей почти постоянной «усадьбе»: музее-мастерской скульптора Заира Азгура. Интересна эта запись и еще в одном отношении – если я не ошибаюсь, то здесь впервые в достаточно объемной дискографии «Князя Мышкина» в записи официального альбома участвовали исполнитель на диджериду Антон Денисов и Олег Рыбалко, игравший на дарбуке.
В альбом вошли три композиции, каждая из которых заняла в среднем по десять минут, что для «Князя Мышкина» не очень характерно – Нарушевич обычно предпочитает более обстоятельные формы. Возможно, хозяева просто приспосабливались к графику визита гостя, но так или иначе, альбом получился не очень большим. При этом и гость, и хозяева явно разговаривали на одном музыкальном языке и дело тут, конечно же, не в эпитете «интуитивный». Основой для диалога, по крайней мере в первых двух композициях, музыканты избрали этническую музыку.
Стартовую композицию открыл задумчивый перебор струн гитары Леонида Нарушевича. Затем гитарную тему украсили разнообразные звоночки-колокольчики, потом подключились духовые, начал ткать ритмическую структуру Олег Рыбалко на дарбуке, и постепенно коллективная импровизация приобрела явственно ощутимый ориентальный колорит – то ли арабский, то ли турецкий, но определенно ближневосточный. Густой звук диджериду в финале словно окончательно оформил звуковой рисунок композиции. Во второй композиции место действия переместилось, судя по всему, в еще более жаркие края. Опираясь на разнообразные шумовые эффекты и короткую, остинатную фразу гитары, здесь основную инициативу взял на себя Ян Бедерман. Правда, звучание духовых через какое-то время потонуло в звуковых эффектах, словно в шуме тропического леса, и лишь гитара продолжила упорно «пробиваться» сквозь эти звуковые джунгли. И вышла-таки – очевидно, на поселение некоего племени. Ритмические кружева, прихлопы – притопы, вокал, напоминающий заклинания местного колдуна – этой квазиобрядовой музыкой пьеса и завершилась. По инерции я и в финальной пьесе силился услышать что-то этническое. Флейта Бедермана на старте навеивала некие дальневосточные ассоциации, но затем гитара, духовые, включая диджериду, и ритмика вступили в более сложные взаимодействия. Ощущения путешествия «по странам и континентам» исчезли, зато в музыке возник нерв, драматизм и… осталось пожалеть, что композиция завершилась так быстро.
Завершился с ней и альбом. Нарушевич с командой и Бедерман вряд ли пытались реализовать здесь какие-то концептуальные замыслы, скорее попробовали свои силы и возможности в совместном импровизационном музицировании, и, кто знает, возможно, заложили основу для будущих совместных работ. А пока – вот он, документ об их первой встрече, лежит в архивах сетевого лейбла HAZE, так что, добро пожаловать!
2013
3 tks / 31 mins
(Jan Bederman - wind and percussion instruments, Leonid Narushevich - Chinese guitar, Anton Denisov - noise and didgeridoo, Oleg Rybalka – darbuka;)
Линк предоставил Леонид Нарушевич
Давненько не слышал я столь необычных названий ансамблей, как то, что пополнило индонезийскую часть каталога MoonJune Records в этом году. I Know You Well Miss Clara – коллектив молодой, он образовался в 2009 году, и музыканты, в нем ...
Творчество бразильского саксофониста Иво Перельмана – замечательное лекарство от стереотипов для тех, кому бразильский джаз представляется сплошными вариациями на темы самбы и босса-новы. Уроженец Сан-Паулу, Перельман (р.1961г.) с юных лет ...
После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает ...
Это не совсем обычное фортепьянное джазовое трио, как может показаться при формальном взгляде на состав музыкантов, записывавших альбом Yellow Petals. Традиционно в таких составах «рулит» пианист при более или менее активной поддержке ...
В момент, когда пишутся эти строки, за окном у автора сыпет мокрый снег пополам с дождем. В столь мерзкую погоду дебютный альбом квинтета Джули Лайон – лучшее лекарство от хандры. Во всяком случае, меня он согрел лучше кружки с чем-нибудь ...
Дебютный альбом исполнителя – это не всегда первые шаги, старт карьеры, сомнения и неуверенность в себе: «Как примут мою первую работу?». Иногда это – эффектная деталь, венчающая постройку, возводимую много лет и с ...
Наши детские мечты далеко не всегда впоследствии воплощаются в жизнь. К сожалению, чаще они так и остаются мечтами. А вот барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик»), сыну известного джазового вибрафониста Терри ...
На ресурсе Clinical Archives под номером ca521 появился новый сетевой альбом группы «Князь Мышкин» под названием «Полесские песни». В течение 2013 года коллектив Леонида Нарушевича неоднократно показывал эту программу на ...
С завидной оперативностью – прошло менее месяца - совместный концерт, который дали во время фестиваля авангардного искусства ДАХ-КРАХ-ХХ "Напрыканцы Канца..." в Минске 10 мая 2013 года белорусская группа интуитивной импровизации «Князь ...
Гитарист Дэн Мессоре живет и работает в Лондоне, но родом он из Уэльса, изучал джаз в Королевском Валлийском колледже Музыки и Драмы в Кардиффе. Дэн весьма активен в последние годы и является в настоящее время лидером сразу двух коллективов. В 2012 ...
Рассказывая об этом альбоме, необходимо упомянуть сразу четыре страны – Израиль, США, Россию и Данию. В Израиле живет с 2011 года, играет на саксофоне, сочиняет музыку и продюсирует различные музыкальные проекты один из авторов проекта данного ...
Еще не прошло и года с момента выхода предыдущего альбома ансамбля Живые Люди (Live People Quartet) "Движение", как плотное сотрудничество с лейблом авторской музыки "FANCYMUSIC" дало новые плоды. Пластинка "Новые Города" (The New Cities), ...