Knyaz Mishkin & Jan Bederman - Live. Museum of Zair Azgur. Minsk. 2013
07.04.2013
Если в Москве существует Оркестр Интуитивной Музыки, а в Минске – Группа Интуитивной импровизации, то, рано или поздно, они просто обязаны были встретиться друг с другом. И такая встреча действительно произошла в феврале 2013 года в Минске, когда основатель упомянутого в начале этого текста состава, московский мультиинструменталист Ян Бедерман приехал в Минск. Я был на его выступлении в клубе «Лисья нора» и убедился, что этот человек может вполне убедительно вплетать в свои импровизации даже шуршание обычного полиэтиленового пакета. Тем интереснее было слушать запись состоявшегося за день до того выступления Бедермана вместе с минскими адептами интуитивной импровизации – ансамблем Леонида Нарушевича «Князь Мышкин».
Время и место этой встречи исчерпывающе указаны на обложке нового сетевого альбома. «Князь» принимал московского гостя в своей почти постоянной «усадьбе»: музее-мастерской скульптора Заира Азгура. Интересна эта запись и еще в одном отношении – если я не ошибаюсь, то здесь впервые в достаточно объемной дискографии «Князя Мышкина» в записи официального альбома участвовали исполнитель на диджериду Антон Денисов и Олег Рыбалко, игравший на дарбуке.
В альбом вошли три композиции, каждая из которых заняла в среднем по десять минут, что для «Князя Мышкина» не очень характерно – Нарушевич обычно предпочитает более обстоятельные формы. Возможно, хозяева просто приспосабливались к графику визита гостя, но так или иначе, альбом получился не очень большим. При этом и гость, и хозяева явно разговаривали на одном музыкальном языке и дело тут, конечно же, не в эпитете «интуитивный». Основой для диалога, по крайней мере в первых двух композициях, музыканты избрали этническую музыку.
Стартовую композицию открыл задумчивый перебор струн гитары Леонида Нарушевича. Затем гитарную тему украсили разнообразные звоночки-колокольчики, потом подключились духовые, начал ткать ритмическую структуру Олег Рыбалко на дарбуке, и постепенно коллективная импровизация приобрела явственно ощутимый ориентальный колорит – то ли арабский, то ли турецкий, но определенно ближневосточный. Густой звук диджериду в финале словно окончательно оформил звуковой рисунок композиции. Во второй композиции место действия переместилось, судя по всему, в еще более жаркие края. Опираясь на разнообразные шумовые эффекты и короткую, остинатную фразу гитары, здесь основную инициативу взял на себя Ян Бедерман. Правда, звучание духовых через какое-то время потонуло в звуковых эффектах, словно в шуме тропического леса, и лишь гитара продолжила упорно «пробиваться» сквозь эти звуковые джунгли. И вышла-таки – очевидно, на поселение некоего племени. Ритмические кружева, прихлопы – притопы, вокал, напоминающий заклинания местного колдуна – этой квазиобрядовой музыкой пьеса и завершилась. По инерции я и в финальной пьесе силился услышать что-то этническое. Флейта Бедермана на старте навеивала некие дальневосточные ассоциации, но затем гитара, духовые, включая диджериду, и ритмика вступили в более сложные взаимодействия. Ощущения путешествия «по странам и континентам» исчезли, зато в музыке возник нерв, драматизм и… осталось пожалеть, что композиция завершилась так быстро.
Завершился с ней и альбом. Нарушевич с командой и Бедерман вряд ли пытались реализовать здесь какие-то концептуальные замыслы, скорее попробовали свои силы и возможности в совместном импровизационном музицировании, и, кто знает, возможно, заложили основу для будущих совместных работ. А пока – вот он, документ об их первой встрече, лежит в архивах сетевого лейбла HAZE, так что, добро пожаловать!
2013
3 tks / 31 mins
(Jan Bederman - wind and percussion instruments, Leonid Narushevich - Chinese guitar, Anton Denisov - noise and didgeridoo, Oleg Rybalka – darbuka;)
Линк предоставил Леонид Нарушевич
В музыке вообще и в джазе в частности не редки случаи, когда в поисках вдохновения композиторы и исполнители обращаются к произведениям живописи. Вот и басист из Кальяри, Сардиния Маттео Мунтони в своем новом проекте, изданном Improvvisatore ...
Когда речь идет об альбоме-трибьюте, первым делом хочется представить и автора проекта, и того, кому он посвящен. Итак, Рюичи Сакамото (р. 1952) – современный японский композитор, пишущий музыку самых разных жанров. Особенно известен, как один ...
Угадайте с трех раз: если гитарист живет в Чикаго и играет блюз, причем в основном в клубах Вест Сайда, какого направления он придерживается? Да, вы правильно подумали, но так как Тейлор – наш современник, то его вариант чикагского блюза ...
Проект Mumpbeak поражает многим. Самое очевидное, что бросается в глаза еще до прослушивания, - это звездная компания музыкантов, обозначенная на обложке альбома. В ходе прослушивания кажется, что здесь играет настоящий виртуоз электрогитары ранга ...
Индийский гитарист Ношир Моди покинул родной Мумбаи (Бомбей) и переселился в Нью-Йорк в 1995 году. Его стиль игры на гитаре сформировался еще на родине, впитав в себя медитативность индийской классической музыки, энергетику рока и импровизационность ...
Пол Хиггс – заметная фигура в мире британской музыки. Уже много лет он является музыкальным директором Национального театра Великобритании, сотрудничает с Королевской шекспировской компанией. Продюсер, аранжировщик, композитор, он активно ...
Tatterdemalion – дебютный альбом для трио, которое возникло только в конце 2010 года. Он был записан в 2012 году и в марте этого года издан Babel Label. Саксофонистка Рэйчел Муссон, клавишник Лиэм Ноубл и барабанщик Марк Сандерс, создавшие ...
Наверное, многим приходилось оказываться в такой ситуации: в ходе начатой после долгих откладываний и внутренней борьбы с собственной ленью генеральной уборки, вдруг откапываешь совершенно забытый предмет, текст, фотографию, который вдруг обжигает ...
2013-й год проходит у композитора и пианиста из Нью-Йорка Ричарда Бливаса под знаком путешествий в прошлое, по крайней мере, если говорить об альбомах, которые он предложил вниманию поклонников своей музыки в этом году. В июле появился сетевой ...
Перед тем, как писать о новом альбоме австро-швейцарского трио Ром – Шаерер – Эберле, я извлек с полки и еще раз послушал их предыдущий альбом Please Don't Feed The Model, а также перечитал, что писал о нем тогда, в 2011 году. И ...
Название нового альбома индонезийского ансамбля simakDialog не случайно. Это действительно уже шестая история, шестая глава книги, которую Риза Аршад и его партнеры пишут с 1993 года, когда в Джакарте возник этот коллектив. Другой вопрос, что первые ...
Длиннобородый клавишник Джейми Сафт является заметной фигурой на нью-йоркской даунтаун-сцене. Джейми работал вместе с Джоном Зорном в ансамблях Electric Masada и The Dreamers, играл в New Zion Trio, Bad Brains, Beastie Boys, Metallic Taste of Blood, ...