Еще не прошло и года с момента выхода предыдущего альбома ансамбля Живые Люди (Live People Quartet) "Движение", как плотное сотрудничество с лейблом авторской музыки "FANCYMUSIC" дало новые плоды.
Пластинка "Новые Города" (The New Cities), презентация которого состоится уже 2 декабря в клубе Алексея Козлова, стала приятным сюрпризом для любителей современного концептуального джаза всех мастей.
Немногочисленная и разрозненная, на первый взгляд, аудитория преданных поклонников экспериментальной музыки в России, если верить словам композитора и бэнд-лидера ансамбля Натальи Скворцовой, за последние годы увеличилась едва ли не вдвое. Вероятнее всего, эта тенденция лучше всего отражает потенциальную заинтересованность слушателя в новой музыкальной палитре, которая соединяла бы в себе окончательно вставшую на ноги, но ещё хромающую от недостатка внимания русскую импровизационную музыку, а так же американский и европейский джазовый и академический опыт, без которого подобные метаморфозы были бы невозможны. Еще пара лет в этом же темпе, и возможно слово "экспериментальность" вообще начнет выпадать из контекста, попросту теряя свой первоначальный смысл. Фантазировать рано, но уже ясно, что музыкантам, лейблам и клубам, симпатизирующим этому течению, придется неплохо попотеть, чтобы закрепить победу своего личного вкуса и убеждений.
Состав музыкантов остаётся прежний: Наталья Скворцова (клавиши), Юрий Севастьянов (тенор-саксофон), Пётр Талалай (барабаны), за исключением Марка Гайдара, которого в этот раз заменил известный в России и за рубежом контрабасист Юрий Галкин.
В "Новых Городах" нас ждет уже хорошо знакомый с предыдущего альбома "Движение" вдумчивый и немного отстраненный акустический звук, который так, кстати, великолепно сочетается с мягкими переливами "Rhodes". Будучи верными своей уже оформившийся за время существования ансамбля стилистике, музыканты тем не менее чуть-чуть ушли от сдержанного, немного робкого и прохладного звучания "Движения" к насыщенным и страстным краскам. Например, Юрий Севастьянов на этих записях куда многословнее, словно бы каждая фраза это переспелая ягода, которую немедленно нужно съесть. Звук стал еще плотнее, чуть более порывистый и менее сосредоточеный. Это хорошо заметно по его сольной партии в композиции "Signs".
Позволяя себе заиграться во все более затейливые формы, в том числе и в размерах, "Новые Города" куда сильнее "Движения" в контексте динамики и контрастов. Например, когда я полгода назад описывал предыдущий альбом, то сделал акцент на том, что в процессе прослушивания вы могли бы заниматься своими делами. Что касается "Новых Городов", то в действительности, вас "не потревожит" лишь несколько композиций. Во всех остальных случаях в игре музыкантов считывается явный эгоистичный посыл владеть вашим вниманием полностью и безраздельно. Впрочем, стоит вам включить первую композицию, и переключатся на что то ещё вы уже не захотите.
Другой вопрос, что же это за "Новые Города" и где их искать?!
В альбоме всего лишь 6 композиций, но суммарное время трэклистинга составляет около 55 минут. Их русскоязычные названия: "Приметы", "Новые города", "Мантра", "Предчувствие", "Черный и золотой", "Начало". В общем и целом, никаких подсказок это нам не дает, но давайте посмотрим, станет ли понятна суть после прочтения обложки, автором текста которой является сама Наталья Скворцова.
"Город - это место, где живёт много людей. Есть старые города, в которых живёт история о событиях и судьбах, есть города современные, в них завтра начинается уже сегодня. Но бывает, что человек не может больше жить так, как он жил раньше, из-за бедствия, жажды перемен или просто усталости, и тогда он начинает строить новый город… А когда таких людей много, то есть шанс, что новые города будут построены. С одной стороны, это города, которых нет - миражи, воздушные замки. Но ты видишь их и живёшь уже там, как будто так было всегда, и ничего не можешь с этим поделать, тебе там хорошо. С другой стороны, это очередная мечта о рае, но рае рукотворном, требующем создания себя. Приметы, знаки, вехи на пути, дорожка из крупы, высыпавшейся из мешка (как в любимой сказке Андерсена), ряд совпадений - они указывают направление".
Получается, что "Новые Города" - это иллюзия, едва постижимая утопия, основателем и вдохновителем которой является наш отчаянный человеческий порыв найти маленький уголок, в котором мир чуть добрее, а звёзды в небе сияют особенно ярко. Спокойствие, гармония и постоянство. Еще со времен Платона (основоположника идеализма и утопизма) изящные умы со страстью описывают новые миры и вселенные. И это не просто разминка для интеллекта (ведь нужно придумать как в этом мире все будет устроено), но сосредоточение всех чаяний человека о жизни в полную грудь.
Например Ж. Руссо, на пороге индустриальной революции считал таковым возвращение человека к первобытному социальному строю, где "Блаженный дикарь" занимается самообразованием и воспитанием собственного духа. Общество философов и сакральных созерцателей мира. Чуть позже К. Маркс представил свою модель, в которой экономический прогресс является способом сделать мечты каждого реальными вкупе с остальным человечеством. Один из постоянных признаков настоящей "Утопии" заключается в том, что она недостижима. Это и делает ее такой притягательной и заманчивой, ведь с другой стороны это та задача, которая стоит упорства.
Автор сродни волшебнику, который до последнего хранит свою тайну, указывает на то, что если приглядеться к знакам, приметам, то можно найти верное направление. Для этого нужно не испугаться заглянуть внутрь самой сути нашего существования, а затем сделать тот самый отчаянный шаг на пути к мечте.
Счастье иметь возможность написать хорошую музыку и исполнить её. Еще важнее - ее прожить!
(c) & (p) 2013 FANCYMUSIC
6 tks / 55 mins
(Наталья Скворцова - клавишные, Юрий Севастьянов - тенор-сакс, Юрий Галкин - контрабас, Петр Талалай - ударные)
Творчество бразильского саксофониста Иво Перельмана – замечательное лекарство от стереотипов для тех, кому бразильский джаз представляется сплошными вариациями на темы самбы и босса-новы. Уроженец Сан-Паулу, Перельман (р.1961г.) с юных лет ...
После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает ...
Это не совсем обычное фортепьянное джазовое трио, как может показаться при формальном взгляде на состав музыкантов, записывавших альбом Yellow Petals. Традиционно в таких составах «рулит» пианист при более или менее активной поддержке ...
В момент, когда пишутся эти строки, за окном у автора сыпет мокрый снег пополам с дождем. В столь мерзкую погоду дебютный альбом квинтета Джули Лайон – лучшее лекарство от хандры. Во всяком случае, меня он согрел лучше кружки с чем-нибудь ...
Дебютный альбом исполнителя – это не всегда первые шаги, старт карьеры, сомнения и неуверенность в себе: «Как примут мою первую работу?». Иногда это – эффектная деталь, венчающая постройку, возводимую много лет и с ...
Наши детские мечты далеко не всегда впоследствии воплощаются в жизнь. К сожалению, чаще они так и остаются мечтами. А вот барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик»), сыну известного джазового вибрафониста Терри ...
На ресурсе Clinical Archives под номером ca521 появился новый сетевой альбом группы «Князь Мышкин» под названием «Полесские песни». В течение 2013 года коллектив Леонида Нарушевича неоднократно показывал эту программу на ...
Если в Москве существует Оркестр Интуитивной Музыки, а в Минске – Группа Интуитивной импровизации, то, рано или поздно, они просто обязаны были встретиться друг с другом. И такая встреча действительно произошла в феврале 2013 года в Минске, когда ...
С завидной оперативностью – прошло менее месяца - совместный концерт, который дали во время фестиваля авангардного искусства ДАХ-КРАХ-ХХ "Напрыканцы Канца..." в Минске 10 мая 2013 года белорусская группа интуитивной импровизации «Князь ...
Гитарист Дэн Мессоре живет и работает в Лондоне, но родом он из Уэльса, изучал джаз в Королевском Валлийском колледже Музыки и Драмы в Кардиффе. Дэн весьма активен в последние годы и является в настоящее время лидером сразу двух коллективов. В 2012 ...
Рассказывая об этом альбоме, необходимо упомянуть сразу четыре страны – Израиль, США, Россию и Данию. В Израиле живет с 2011 года, играет на саксофоне, сочиняет музыку и продюсирует различные музыкальные проекты один из авторов проекта данного ...
Американо-израильская группа Marbin, базирующаяся в Чикаго, выпустила третий в своей дискографии и второй для Moonjune Records альбом Last Chapter of Dreaming. Обзор ее дебюта на лейбле Леонардо Павковича Breaking the Cycle можно найти на сайте и ...