Daniel Carter / William Parker / Federico Ughi - Navajo Sunrise
30.11.2013
Если вам интересен американский вариант современного авангардного джаза в исполнении музыкантов, входящих в элиту мастеров этого направления, не проходите мимо альбома Navajo Sunrise, изданного независимым итальянским лейблом Rudi Records. На нем запечатлено одно из концертных выступлений трио Даниэль Картер – Уильям Паркер – Федерико Уги.
Наверное, самое известное имя в этом составе – это Уильям Паркер (р.1952). У этого басиста не только харизматичная внешность: Ассоциация джазовых журналистов назвала его лучшим в джазе басистом 2009 года, а во все последующие годы, вплоть до нынешнего, 2013-го, Паркер неизменно входил в шорт-лист номинантов на это звание. Играл он с бесчисленным количеством известных музыкантов, только на нашем сайте можно найти обзоры его совместных альбомов с Роско Митчеллом, DJ Spooky. Иво Перельманом. Паркер еще и автор нескольких поэтических сборников. О его книге Who Owns Music? тоже можно прочитать у нас. Саксофонист Дэниэл Картер (р.1945) несколько старше, у него тоже богатейший опыт работы с коллегами, играющими авангардную музыку – Мэттью Шиппом, DJ Logic и другими. Наши читатели могли запомнить это имя по обзорам его записей с пианистом, поэтом и композитором Ричардом Бливасом. Наконец, барабанщик Федерико Уги (р.1972), уроженец Италии, представитель более молодого поколения, уже много лет работающий в Нью-Йорке. Уги участвовал в проектах The Cinematic Orchestra, Стива Суэлла, поэта Стива Далачински. Одно время у него даже был собственный лейбл.
Вместе эти три музыканта также работали не один раз, так что взаимопонимание между ними прекрасное, что и демонстрирует Navajo Sunrise, невзирая на то, что саксофонист Картер здесь играет еще и на фортепьяно, а басист Паркер – на сякухати. Я и раньше знал, что Паркер любит время от времени помимо контрабаса играть на различных экзотических инструментах из разных уголков земного шара, но его игра на этой японской бамбуковой флейте в пьесе Gather Up стала для меня очень приятным сюрпризом. Паркер не просто использовал сякухати, чтобы добавить в общий саунд дополнительную краску, он по-настоящему импровизировал на этом инструменте, исполнив основную сольную партию в этой композиции.
Зато в остальных случаях контрабас Уильяма «скромно» держал пульс каждой из композиции, помогая диалогу Картера и Уги – именно в этом и состоит наивысшее мастерство подлинного мастера игры на басу. Саксофон Картера и ударные Уго были на авансцене практически во всех остальных пьесах. Игру Даниэля на альт-саксофоне отличает частое использование вибрации звука, он любит плавные глиссандо, виртуозно поднимаясь от низких регистров к высоким, которые использует заметно чаще. Следить за его импровизациями в титульной композиции, в завершавших концерт длинных (более десяти минут) пьесах Runnin' Home и It Could Go доставляет подлинное наслаждение. За фортепьяно Картер показался мне не столь убедительным, впрочем, какой же экспериментальный джаз без экспериментов и с инструментарием? Очень понравился Федерико Уги. Даже во фри-джазе ударные не часто столь активно выходят на первый план. Игра Уги со сменой темпа в It Could Go или его вступительное соло в Legacy заслуживают самой высокой оценки.
Завершить обзор мне остается тем, с чего он был начат: это стоит услышать!
Новый релиз компании Nemu Records переносит нас в Люксембург, где в феврале 2010 года в зале Op Der Schmelz состоялся концерт интернационального джазового квартета, двое из участников которого уже знакомы нашим читателям – это немецкий ...
Если, взглянув на хронометраж альбома, вы решили, что один час и двадцать минут звучания – это слишком утомительно, не спешите с выводами! Ручаюсь, что поставив этот диск, к концу звучания вы с удивлением отметите, что время пролетело просто ...
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A ...
Когда мы говорим о блистательной британской школе фри-джаза, то представляем при этом, в общем-то, вполне определенный список имен: Паркер, Резерфорд, Бейли, Минтон, Коксхилл… Многие музыканты из этого списка – люди уже весьма солидного ...
Давненько не слышал я столь необычных названий ансамблей, как то, что пополнило индонезийскую часть каталога MoonJune Records в этом году. I Know You Well Miss Clara – коллектив молодой, он образовался в 2009 году, и музыканты, в нем ...
Творчество бразильского саксофониста Иво Перельмана – замечательное лекарство от стереотипов для тех, кому бразильский джаз представляется сплошными вариациями на темы самбы и босса-новы. Уроженец Сан-Паулу, Перельман (р.1961г.) с юных лет ...
После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает ...
Это не совсем обычное фортепьянное джазовое трио, как может показаться при формальном взгляде на состав музыкантов, записывавших альбом Yellow Petals. Традиционно в таких составах «рулит» пианист при более или менее активной поддержке ...
В момент, когда пишутся эти строки, за окном у автора сыпет мокрый снег пополам с дождем. В столь мерзкую погоду дебютный альбом квинтета Джули Лайон – лучшее лекарство от хандры. Во всяком случае, меня он согрел лучше кружки с чем-нибудь ...
Дебютный альбом исполнителя – это не всегда первые шаги, старт карьеры, сомнения и неуверенность в себе: «Как примут мою первую работу?». Иногда это – эффектная деталь, венчающая постройку, возводимую много лет и с ...
Наши детские мечты далеко не всегда впоследствии воплощаются в жизнь. К сожалению, чаще они так и остаются мечтами. А вот барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик»), сыну известного джазового вибрафониста Терри ...
На ресурсе Clinical Archives под номером ca521 появился новый сетевой альбом группы «Князь Мышкин» под названием «Полесские песни». В течение 2013 года коллектив Леонида Нарушевича неоднократно показывал эту программу на ...