В музыке вообще и в джазе в частности не редки случаи, когда в поисках вдохновения композиторы и исполнители обращаются к произведениям живописи. Вот и басист из Кальяри, Сардиния Маттео Мунтони в своем новом проекте, изданном Improvvisatore Involontario, обратился к творчеству знаменитого соотечественника, выдающегося итальянского живописца эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. Девять треков составили его новый альбом, который так и назван – Caravaggio. Каждый из них навеян или определенной картиной мастера или запутанными коллизиями его жизненного пути.
Для исполнения своей музыки Мунтони собрал квинтет музыкантов, в котором Франческо Ганассин играет на двух видах кларнетов и окарине, Энрико Кокко – на виолончели, Элиа Казу – на гитаре, за ударными сидит Андреа Руджери, а сам Маттео использует как акустический, так и электрический инструмент. Караваджо, как известно, одним из первых в мировой живописи разработал технику письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Как мне показалось, именно этот принцип положил в основу своей музыки Маттео Мунтони, стараясь передать посредством звуков манеру Караваджо. Пьесы Мунтони полны контрастов, здесь тоже борются и неразрывны при этом свет и тьма. Партии духовых, виолончели, отчасти гитары – это свет, басовые линии и ритм ударных – это тьма. Одно не существует без другого, и свет и тьма присутствуют в каждой из картин Караваджо, есть они и в каждой композиции Мунтони. Уже стартовая Bacco построена на контрасте звучания виолончели и контрабаса, потоки света льются в звуках окарины и кларнета в Salom. Особенно трагично этот сонористический контрапункт передан в Davide e Golia, возможно, из-за особого отношения художника к этой картине: в «Давид с головой Голиафа» Караваджо изобразил в голове Голиафа собственный портрет, и никогда не расставался с этим полотном, возил его в изгнание и постоянно подправлял, подобно тому, как Леонардо не расставался с «Джокондой».
Контрасты присутствовали не только в полотнах Караваджо, но и в его жизни, поэтому те же принципы оказались применимы и в композиции Caravaggios suite, где музыканты приглашают нас поразмышлять над трагедией судьбы художника. Вообще, этот альбом – не для легкого прослушивания «на ходу», он предполагает именно размышляющего слушателя, предполагает внимательное, глубокое погружение в музыку. Будет совсем нелишним, если вы перед тем, как поставить этот диск, просмотрите репродукции Караваджо, - так вам более внятен станет замысел музыкантов, и вы сможете точнее оценить ту или иную композицию. Вообще же, музыка альбома – прекрасный образец камерного джаза, здесь очень сложно провести грань между джазом и академической традицией. Вот и классическую сюитную форму Муттони с коллегами применяет легко и выглядит она в Caravaggio вполне органично. А в пьесе I bari, как мне показалось, неожиданно возникает и некий ориентальный колорит, выделяющий эту композицию особо.
Не могу сказать, что Караваджо – мой любимый художник, в итальянской живописи у меня есть другие любимцы. Но вот альбом Маттео Мунтони Caravaggio показался мне одной из лучших работ в сфере камерного джаза, которые я слышал последнее время.
Джазовые люди редко обращают свои профессиональные интересы на творчество коллег из других жанров (академическую музыку в счет не беру). Должно иметь место Явление, чтобы джазмен захотел интерпретировать эту музыку на своем языке. Таким Явлением ...
Обложка этого сетевого альбома предельно конкретна, без каких-либо концептуальных намеков: все действующие лица – на фотографии. Две его композиции – это две страницы (по двадцать с небольшим минут каждая) фестиваля импровизационной ...
Достаточно беглого взгляда на список произведений, включенных в программу этого проекта, чтобы понять: название альбома в очень малой степени связано с геометрической фигурой, изображенной на обложке. Sphere в данном случае – это хорошо ...
Долгое время гитарист Джанго Рейнхардт, бельгийский цыган, оставался единственным не американцем в пантеоне богов джазовой истории. Его записи в составе Quintette du Hot Club de France и дуэты со скрипачом Стефано Грапелли вошли в число лучших ...
Слушая Biotope, я время от времени с некоторым недоверием вновь и вновь читал короткую информацию об альбоме, выложенную вместе с записью на Clinical Archives. Да нет, все так: «Все композиции были созданы совместно, живьем, «здесь и ...
Историю зарождения ансамбля Vole трубач Роланд Раманан описывает в liner notes альбома так: «Множество музыкантов прошло через лабораторию в доме Хавьера на Хиллсайд Роуд. Роберто и я тоже входили в эту тусовку и быстро обнаружили, что наше ...
Обложка альбома с вымершей птицей дронт и трехмерной геометрической фигурой из разряда «невозможных» вроде бы исчерпывающе иллюстрирует название этой работы. Но, похоже, Zoop играют со своими потенциальными слушателями в игру более ...
В альбом вошли 4 пьесы, написанные для секстета, а также две версии баллады «Победа (Любовь)», о которой, как и о самой записи, следует рассказать особо. Запись всех пьес, вошедших в альбом, кроме второй (инструментальной) версии баллады, записанной ...
Выпущенный на рекорд-лейбле "ArtBeat Music" альбом "Арсенал '13", включивший в себя тринадцать всенародно любимых творений Алексея Козлова и его "Арсенала", стал практически первым официальным сборником коллектива, доказывающего своё неиссякаемое ...
Фонд «АrtBeat» выпустил двойной аудио-альбом «Воздух времени» с музыкой джазовой саксофонистки и композитора Анны Королёвой. Анна посвятила его Владимиру Орлову – писателю, чьи произведения признаны достоянием мировой литературы. Название «Воздух ...
"Живые Люди" (Live People) - московский ансамбль концептуального джаза, который вот уже более четырех лет (с 2009 г.) балует любителей джаза оригинальными композициями на темы лидера квартета Натальи Скворцовой и остальных участников коллектива, а ...
"Переменная облачность" была записана в 1998-1999 гг. на цифровой восьмиканальной студии у меня дома. Это была, главным образом, авторская и композиторская работа, поэтому барабаны и прочая перкуссия были аккуратно исполнены небольшим, но дружным ...