В музыке вообще и в джазе в частности не редки случаи, когда в поисках вдохновения композиторы и исполнители обращаются к произведениям живописи. Вот и басист из Кальяри, Сардиния Маттео Мунтони в своем новом проекте, изданном Improvvisatore Involontario, обратился к творчеству знаменитого соотечественника, выдающегося итальянского живописца эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. Девять треков составили его новый альбом, который так и назван – Caravaggio. Каждый из них навеян или определенной картиной мастера или запутанными коллизиями его жизненного пути.
Для исполнения своей музыки Мунтони собрал квинтет музыкантов, в котором Франческо Ганассин играет на двух видах кларнетов и окарине, Энрико Кокко – на виолончели, Элиа Казу – на гитаре, за ударными сидит Андреа Руджери, а сам Маттео использует как акустический, так и электрический инструмент. Караваджо, как известно, одним из первых в мировой живописи разработал технику письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Как мне показалось, именно этот принцип положил в основу своей музыки Маттео Мунтони, стараясь передать посредством звуков манеру Караваджо. Пьесы Мунтони полны контрастов, здесь тоже борются и неразрывны при этом свет и тьма. Партии духовых, виолончели, отчасти гитары – это свет, басовые линии и ритм ударных – это тьма. Одно не существует без другого, и свет и тьма присутствуют в каждой из картин Караваджо, есть они и в каждой композиции Мунтони. Уже стартовая Bacco построена на контрасте звучания виолончели и контрабаса, потоки света льются в звуках окарины и кларнета в Salom. Особенно трагично этот сонористический контрапункт передан в Davide e Golia, возможно, из-за особого отношения художника к этой картине: в «Давид с головой Голиафа» Караваджо изобразил в голове Голиафа собственный портрет, и никогда не расставался с этим полотном, возил его в изгнание и постоянно подправлял, подобно тому, как Леонардо не расставался с «Джокондой».
Контрасты присутствовали не только в полотнах Караваджо, но и в его жизни, поэтому те же принципы оказались применимы и в композиции Caravaggios suite, где музыканты приглашают нас поразмышлять над трагедией судьбы художника. Вообще, этот альбом – не для легкого прослушивания «на ходу», он предполагает именно размышляющего слушателя, предполагает внимательное, глубокое погружение в музыку. Будет совсем нелишним, если вы перед тем, как поставить этот диск, просмотрите репродукции Караваджо, - так вам более внятен станет замысел музыкантов, и вы сможете точнее оценить ту или иную композицию. Вообще же, музыка альбома – прекрасный образец камерного джаза, здесь очень сложно провести грань между джазом и академической традицией. Вот и классическую сюитную форму Муттони с коллегами применяет легко и выглядит она в Caravaggio вполне органично. А в пьесе I bari, как мне показалось, неожиданно возникает и некий ориентальный колорит, выделяющий эту композицию особо.
Не могу сказать, что Караваджо – мой любимый художник, в итальянской живописи у меня есть другие любимцы. Но вот альбом Маттео Мунтони Caravaggio показался мне одной из лучших работ в сфере камерного джаза, которые я слышал последнее время.
У Томаса Ганша и Георга Брайншмида общие вкусы: оба они любят музыку и британскую комик-группу Монти Пайтон. Возможно, поэтому с 1997 года они стали друзьями по жизни и единомышленниками в творчестве. Оба австрийских музыканта начинали свой путь с ...
Гэри Грей – известный и весьма успешный американский кларнетист. Работает он в основном в сфере академической музыки – играл во многих симфонических оркестрах, в течение 20 лет был первым кларнетистом камерного оркестра Лос-Анджелеса, ...
Новый релиз компании Nemu Records переносит нас в Люксембург, где в феврале 2010 года в зале Op Der Schmelz состоялся концерт интернационального джазового квартета, двое из участников которого уже знакомы нашим читателям – это немецкий ...
Если, взглянув на хронометраж альбома, вы решили, что один час и двадцать минут звучания – это слишком утомительно, не спешите с выводами! Ручаюсь, что поставив этот диск, к концу звучания вы с удивлением отметите, что время пролетело просто ...
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A ...
Когда мы говорим о блистательной британской школе фри-джаза, то представляем при этом, в общем-то, вполне определенный список имен: Паркер, Резерфорд, Бейли, Минтон, Коксхилл… Многие музыканты из этого списка – люди уже весьма солидного ...
Давненько не слышал я столь необычных названий ансамблей, как то, что пополнило индонезийскую часть каталога MoonJune Records в этом году. I Know You Well Miss Clara – коллектив молодой, он образовался в 2009 году, и музыканты, в нем ...
Творчество бразильского саксофониста Иво Перельмана – замечательное лекарство от стереотипов для тех, кому бразильский джаз представляется сплошными вариациями на темы самбы и босса-новы. Уроженец Сан-Паулу, Перельман (р.1961г.) с юных лет ...
После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает ...
Это не совсем обычное фортепьянное джазовое трио, как может показаться при формальном взгляде на состав музыкантов, записывавших альбом Yellow Petals. Традиционно в таких составах «рулит» пианист при более или менее активной поддержке ...
В момент, когда пишутся эти строки, за окном у автора сыпет мокрый снег пополам с дождем. В столь мерзкую погоду дебютный альбом квинтета Джули Лайон – лучшее лекарство от хандры. Во всяком случае, меня он согрел лучше кружки с чем-нибудь ...
Дебютный альбом исполнителя – это не всегда первые шаги, старт карьеры, сомнения и неуверенность в себе: «Как примут мою первую работу?». Иногда это – эффектная деталь, венчающая постройку, возводимую много лет и с ...