Достаточно беглого взгляда на список произведений, включенных в программу этого проекта, чтобы понять: название альбома в очень малой степени связано с геометрической фигурой, изображенной на обложке. Sphere в данном случае – это хорошо известное в джазовом мире прозвище выдающегося американского пианиста и композитора Телониуса Монка. С середины 40-х годов и по сей день, спустя тридцать лет после его смерти, творчество Монка оказывало и продолжает оказывать огромное влияние на уже несколько поколений джазовых музыкантов во всем мире. Альбом Sphere итальянского ансамбля Try Trio – еще одно свидетельство этого влияния.
Саксофонист Никола Фаццини, басист Габриэле Эванджелиста и ударник Франческо Куза составили программу наполовину из сочинений Монка, наполовину – из собственных, совместно созданных композиций. В «монковской» части программы музыканты обошлись без самой известной и наиболее часто исполняемой композиции классика Round Midnight, но включили в нее не менее популярные пьесы Epistrophy, Monk's Mood и In Walked Bud. Исполняя музыку пианиста в трио без фортепьяно, с саксофоном и ритм-группой, итальянские джазмэны нашли интересные, подчас неожиданные формы интерпретации этих произведений. Запомнились перекличка ударных Кузы и саксофона Фаццини в Epistrophy и, особенно, финальная пьеса альбома - I Mean You. Тут сразу вспомнилось, что первую запись этой композиции сделал в конце 1946 года не сам Монк, а именно саксофонист – блистательный Коулмен Хокинс. Вот и в версии итальянского трио пронзительный, долгий, на одном дыхании сыгранный саксофонный пассаж эффектно венчает и пьесу, и весь альбом. А до этого было сочное басовое интро Эванджелисты и точно переданные блюзовые интонации этой классической композиции в стиле боп.
Еще более любопытной оказалась и авторская часть программы. Тут, насколько я понимаю, перед музыкантами стояла несколько иная задача – не создание оригинальной интерпретации музыки Монка, а воплощение в музыке собственной мироощущения нелюдимого, но дьявольски талантливого интроверта по имени Телониус Монк, его парадоксальных, необычных музыкальных приемов, угловатого и не очень приветливого к чужакам пространства его идей. Сразу скажу – по-моему, получилось. Весь альбом слушается, как единое целое, без «склеек» при переходе от композиций Монка к авторским пьесам. Конечно, запомнилось рискованно-хулиганское название композиции B. S. suck my balls!, но в чисто музыкальном плане меня больше впечатлили отменная работа Фаццини в стартовой Almanacco del giorno dopo, нервная, рваная, очень монковская структура Storie di rumori e groove и лучшая, на мой взгляд, композиция альбома Amore e cilindri, где музыканты с точностью патологоанатома препарируют тему, раскладывая ее на вариации и словно разглядывая с разных сторон.
Телониуса Сфэа Монка можно сравнить с Эверестом. То одна, то другая, то третья команда альпинистов пытается покорить эту вершину, проложить к ней свой маршрут. Итальянской экспедиции в составе Фаццини – Эванджелиста – Куза это, кажется, удалось.
Итальянский ансамбль Forthcoming Trio приобрел тот вид, в котором он представлен на альбоме Tree Forms, когда к уже работавшим вместе до этого пианисту Томмазо Веспо и барабанщику Антонио Лонго присоединился опытный басист Алессандро Викард. ...
В июне 2013 года компания IPO Recordings выпускает этот диск, обещающий ценителям джаза волнующую встречу с легендой этой музыки. Сегодня Фрэнку Вессу 91 год, летом 2011 года, когда за две сессии в нью-йоркской студии Awatar был записан альбом, ему ...
Полгода назад мне довелось обозревать для нашего сайта альбом Фрэнка Весса Magic 101. И вот теперь пришел черед Magic 201, который поступит в продажу в феврале 2014 года. Обложки обоих альбомов очень похожи: и тут, и там на фоне черно-белой ...
Трудно представить себе более контрастную пару городов, чем Новый Орлеан и Осло. Горячий влажный Юг и прозрачный холодный Север, бьющая через край импульсивность, замешанная на симбиозе английской, французской, карибской и африканской культур и ...
Впервые услышав молодую итальянскую певицу Гайю Матиуцци в составе ансамбля "Vocal" Naked Musicians в весьма авангардном а-капелльном проекте Flowers in the Garbage, я ожидал от ее сольного альбома Laut (второго в карьере) чего-то подобного по ...
У Томаса Ганша и Георга Брайншмида общие вкусы: оба они любят музыку и британскую комик-группу Монти Пайтон. Возможно, поэтому с 1997 года они стали друзьями по жизни и единомышленниками в творчестве. Оба австрийских музыканта начинали свой путь с ...
Гэри Грей – известный и весьма успешный американский кларнетист. Работает он в основном в сфере академической музыки – играл во многих симфонических оркестрах, в течение 20 лет был первым кларнетистом камерного оркестра Лос-Анджелеса, ...
Новый релиз компании Nemu Records переносит нас в Люксембург, где в феврале 2010 года в зале Op Der Schmelz состоялся концерт интернационального джазового квартета, двое из участников которого уже знакомы нашим читателям – это немецкий ...
Если, взглянув на хронометраж альбома, вы решили, что один час и двадцать минут звучания – это слишком утомительно, не спешите с выводами! Ручаюсь, что поставив этот диск, к концу звучания вы с удивлением отметите, что время пролетело просто ...
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A ...
Когда мы говорим о блистательной британской школе фри-джаза, то представляем при этом, в общем-то, вполне определенный список имен: Паркер, Резерфорд, Бейли, Минтон, Коксхилл… Многие музыканты из этого списка – люди уже весьма солидного ...
Давненько не слышал я столь необычных названий ансамблей, как то, что пополнило индонезийскую часть каталога MoonJune Records в этом году. I Know You Well Miss Clara – коллектив молодой, он образовался в 2009 году, и музыканты, в нем ...