Достаточно беглого взгляда на список произведений, включенных в программу этого проекта, чтобы понять: название альбома в очень малой степени связано с геометрической фигурой, изображенной на обложке. Sphere в данном случае – это хорошо известное в джазовом мире прозвище выдающегося американского пианиста и композитора Телониуса Монка. С середины 40-х годов и по сей день, спустя тридцать лет после его смерти, творчество Монка оказывало и продолжает оказывать огромное влияние на уже несколько поколений джазовых музыкантов во всем мире. Альбом Sphere итальянского ансамбля Try Trio – еще одно свидетельство этого влияния.
Саксофонист Никола Фаццини, басист Габриэле Эванджелиста и ударник Франческо Куза составили программу наполовину из сочинений Монка, наполовину – из собственных, совместно созданных композиций. В «монковской» части программы музыканты обошлись без самой известной и наиболее часто исполняемой композиции классика Round Midnight, но включили в нее не менее популярные пьесы Epistrophy, Monk's Mood и In Walked Bud. Исполняя музыку пианиста в трио без фортепьяно, с саксофоном и ритм-группой, итальянские джазмэны нашли интересные, подчас неожиданные формы интерпретации этих произведений. Запомнились перекличка ударных Кузы и саксофона Фаццини в Epistrophy и, особенно, финальная пьеса альбома - I Mean You. Тут сразу вспомнилось, что первую запись этой композиции сделал в конце 1946 года не сам Монк, а именно саксофонист – блистательный Коулмен Хокинс. Вот и в версии итальянского трио пронзительный, долгий, на одном дыхании сыгранный саксофонный пассаж эффектно венчает и пьесу, и весь альбом. А до этого было сочное басовое интро Эванджелисты и точно переданные блюзовые интонации этой классической композиции в стиле боп.
Еще более любопытной оказалась и авторская часть программы. Тут, насколько я понимаю, перед музыкантами стояла несколько иная задача – не создание оригинальной интерпретации музыки Монка, а воплощение в музыке собственной мироощущения нелюдимого, но дьявольски талантливого интроверта по имени Телониус Монк, его парадоксальных, необычных музыкальных приемов, угловатого и не очень приветливого к чужакам пространства его идей. Сразу скажу – по-моему, получилось. Весь альбом слушается, как единое целое, без «склеек» при переходе от композиций Монка к авторским пьесам. Конечно, запомнилось рискованно-хулиганское название композиции B. S. suck my balls!, но в чисто музыкальном плане меня больше впечатлили отменная работа Фаццини в стартовой Almanacco del giorno dopo, нервная, рваная, очень монковская структура Storie di rumori e groove и лучшая, на мой взгляд, композиция альбома Amore e cilindri, где музыканты с точностью патологоанатома препарируют тему, раскладывая ее на вариации и словно разглядывая с разных сторон.
Телониуса Сфэа Монка можно сравнить с Эверестом. То одна, то другая, то третья команда альпинистов пытается покорить эту вершину, проложить к ней свой маршрут. Итальянской экспедиции в составе Фаццини – Эванджелиста – Куза это, кажется, удалось.
Наше знакомство с Дэнном Зинном пришлось на его третий альбом. До того тенор-саксофонист, флейтист, композитор и аранжировщик из Калифорнии помимо двух авторских работ участвовал во множестве записей с другими музыкантами. Кроме того, Зинн (к ...
Новый фильм Павла Бородина, увидевший свет благодаря совместной работе его компании PanRec и австрийского лейбла Trost Records, посвящен центральному событию фестиваля Music Unlimited в австрийском городе Вельсе в ноябре 2011 года. Куратор фестиваля ...
Нью-йоркский проект The Sours объединил людей ярких и неординарных. Гитарист, композитор и продюсер Саша Маркович знаком уже нашим читателям по ансамблю Yagull и его дебютному альбому films – странной и притягательной смеси джаза, ...
Бельгийский гитарист и композитор Мишель Дельвиль в третий раз появляется в обзорах нашего сайта, и каждый раз, словно Будда, в новом воплощении. Нетрудно заметить, что во всех случаях это происходит благодаря нью-йоркскому лейблу MoonJune и его ...
Джазовые люди редко обращают свои профессиональные интересы на творчество коллег из других жанров (академическую музыку в счет не беру). Должно иметь место Явление, чтобы джазмен захотел интерпретировать эту музыку на своем языке. Таким Явлением ...
Обложка этого сетевого альбома предельно конкретна, без каких-либо концептуальных намеков: все действующие лица – на фотографии. Две его композиции – это две страницы (по двадцать с небольшим минут каждая) фестиваля импровизационной ...
Долгое время гитарист Джанго Рейнхардт, бельгийский цыган, оставался единственным не американцем в пантеоне богов джазовой истории. Его записи в составе Quintette du Hot Club de France и дуэты со скрипачом Стефано Грапелли вошли в число лучших ...
Слушая Biotope, я время от времени с некоторым недоверием вновь и вновь читал короткую информацию об альбоме, выложенную вместе с записью на Clinical Archives. Да нет, все так: «Все композиции были созданы совместно, живьем, «здесь и ...
Историю зарождения ансамбля Vole трубач Роланд Раманан описывает в liner notes альбома так: «Множество музыкантов прошло через лабораторию в доме Хавьера на Хиллсайд Роуд. Роберто и я тоже входили в эту тусовку и быстро обнаружили, что наше ...
Обложка альбома с вымершей птицей дронт и трехмерной геометрической фигурой из разряда «невозможных» вроде бы исчерпывающе иллюстрирует название этой работы. Но, похоже, Zoop играют со своими потенциальными слушателями в игру более ...
В альбом вошли 4 пьесы, написанные для секстета, а также две версии баллады «Победа (Любовь)», о которой, как и о самой записи, следует рассказать особо. Запись всех пьес, вошедших в альбом, кроме второй (инструментальной) версии баллады, записанной ...
Выпущенный на рекорд-лейбле "ArtBeat Music" альбом "Арсенал '13", включивший в себя тринадцать всенародно любимых творений Алексея Козлова и его "Арсенала", стал практически первым официальным сборником коллектива, доказывающего своё неиссякаемое ...