Достаточно беглого взгляда на список произведений, включенных в программу этого проекта, чтобы понять: название альбома в очень малой степени связано с геометрической фигурой, изображенной на обложке. Sphere в данном случае – это хорошо известное в джазовом мире прозвище выдающегося американского пианиста и композитора Телониуса Монка. С середины 40-х годов и по сей день, спустя тридцать лет после его смерти, творчество Монка оказывало и продолжает оказывать огромное влияние на уже несколько поколений джазовых музыкантов во всем мире. Альбом Sphere итальянского ансамбля Try Trio – еще одно свидетельство этого влияния.
Саксофонист Никола Фаццини, басист Габриэле Эванджелиста и ударник Франческо Куза составили программу наполовину из сочинений Монка, наполовину – из собственных, совместно созданных композиций. В «монковской» части программы музыканты обошлись без самой известной и наиболее часто исполняемой композиции классика Round Midnight, но включили в нее не менее популярные пьесы Epistrophy, Monk's Mood и In Walked Bud. Исполняя музыку пианиста в трио без фортепьяно, с саксофоном и ритм-группой, итальянские джазмэны нашли интересные, подчас неожиданные формы интерпретации этих произведений. Запомнились перекличка ударных Кузы и саксофона Фаццини в Epistrophy и, особенно, финальная пьеса альбома - I Mean You. Тут сразу вспомнилось, что первую запись этой композиции сделал в конце 1946 года не сам Монк, а именно саксофонист – блистательный Коулмен Хокинс. Вот и в версии итальянского трио пронзительный, долгий, на одном дыхании сыгранный саксофонный пассаж эффектно венчает и пьесу, и весь альбом. А до этого было сочное басовое интро Эванджелисты и точно переданные блюзовые интонации этой классической композиции в стиле боп.
Еще более любопытной оказалась и авторская часть программы. Тут, насколько я понимаю, перед музыкантами стояла несколько иная задача – не создание оригинальной интерпретации музыки Монка, а воплощение в музыке собственной мироощущения нелюдимого, но дьявольски талантливого интроверта по имени Телониус Монк, его парадоксальных, необычных музыкальных приемов, угловатого и не очень приветливого к чужакам пространства его идей. Сразу скажу – по-моему, получилось. Весь альбом слушается, как единое целое, без «склеек» при переходе от композиций Монка к авторским пьесам. Конечно, запомнилось рискованно-хулиганское название композиции B. S. suck my balls!, но в чисто музыкальном плане меня больше впечатлили отменная работа Фаццини в стартовой Almanacco del giorno dopo, нервная, рваная, очень монковская структура Storie di rumori e groove и лучшая, на мой взгляд, композиция альбома Amore e cilindri, где музыканты с точностью патологоанатома препарируют тему, раскладывая ее на вариации и словно разглядывая с разных сторон.
Телониуса Сфэа Монка можно сравнить с Эверестом. То одна, то другая, то третья команда альпинистов пытается покорить эту вершину, проложить к ней свой маршрут. Итальянской экспедиции в составе Фаццини – Эванджелиста – Куза это, кажется, удалось.
Пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо можно с полным правом назвать не просто ветераном бразильского джаза, но и одним из тех музыкантов, которые составляют его гордость. В свое время его учителями были Эумир Деодато на родине и ...
Достаточно часто альбомы - трибьюты выстраиваются по традиционной схеме, которую можно предугадать еще до прослушивания. В данном случае мне хотелось бы познакомить наших читателей с трибьютом необычным, трибьютом безусловно творческим и даже ...
Новый, третий по счету, альбом живущего в Лондоне израильского барабанщика и композитора Асафа Сиркиса и его трио только что увидел свет. Со времен предыдущей работы трио, которая называлась Letting Go (обзор того альбома можно найти на сайте), ...
Если ранее мне доводилось слушать только сольную игру живущей в США японской пианистки Аяко Ширасаки, то Some Other Time, ее самая новая работа, представляет возглавляемое Аяко фортепианное трио классического для джаза состава – с контрабасом ...
Евангельская история про гонителя христиан Савла после внезапного просветления превратившегося в столпа веры Павла вспомнилась мне после прослушивания этого альбома. Разумеется, тут нет никаких совершенно неуместных сравнений, просто ассоциация. ...
Прежде всего, хочется отметить оформление альбома (респект Стефано Фратусу): такую обложку глаз «цепляет» среди окружающих дисков в десяти случаях из десяти. Ну, а дальше возникает естественное желание узнать, что же там внутри. А внутри ...
История этого альбома более, чем необычна и достойна того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Я, во всяком случае, встречаюсь с такой историей впервые. Итак, живет в Америке пианистка Светлана Горохович. Академическое образование она получила в ...
Brainkiller впервые гостит на нашем сайте, поэтому есть смысл начать с истории этой группы. А разделить историю Brainkiller можно на две части. Первая начинается в 2000 году. Тогда под названием Brainkiller возник дуэт, созданный двумя американскими ...
Британский саксофонист Том Челленджер уже известен читателям нашего сайта по дебютному альбому его новоджазового квартета Dice Factory. На сей раз представляем вам Spy Boy – еще один дебютный альбом еще одного коллектива, возглавляемого Томом. ...
Как мне показалось, выпуск этого диска надо рассматривать не с каких-то узко стилистических позиций, а в общекультурном контексте. Судите сами: впервые известное сочинение крупнейшего мастера академического авангарда ХХ века Карла-Хайнца Штокгаузена ...
Хотя в выходных данных диска стоит дата «2013 год», на самом деле его история уходит в самое начало века. Именно тогда, в 2001 году, американский поэт, музыкант и философ Коперник записал в Гуаякиле, Эквадор альбом вместе с четырьмя ...
Что сказать о новейшем альбоме нью-йоркского музыканта, поэта и философа, работающего под псевдонимом Коперник? На мой взгляд, Worthless! – лучшая работа Коперника, из тех, что мне до сих пор довелось услышать. Издан альбом, как всегда у ...