Полгода назад мне довелось обозревать для нашего сайта альбом Фрэнка Весса Magic 101. И вот теперь пришел черед Magic 201, который поступит в продажу в феврале 2014 года. Обложки обоих альбомов очень похожи: и тут, и там на фоне черно-белой фотографии Весса в центре обложки красуется цветной квадрат с названием, только Весса, играющего на саксофоне сменил Весс с флейтой, да синий квадрат изменил цвет на зеленый. Готовя это издание, лейбл IPO Recordings не случайно и названием, и оформлением подчеркнул некую серийность обоих работ. Действительно, оба альбома были записаны в 2011 году, на сессиях в нью-йоркской студии Awatar, только первый в июне, а второй в сентябре. Вессу в то время было 89 лет.
Увы, между обоими изданиями имело место печальное событие с необратимыми последствиями: 30 октября 2013 года Фрэнк Весс по прозвищу Мэджик умер в возрасте 91 года. Соответственно, Magic 101 стал последним прижизненным, а Magic 201 – первым посмертным альбомом замечательного саксофониста и флейтиста. Приходится повторить сказанное в рецензии на предыдущий диск: мастерство, с которым Фрэнк Весс играл в возрасте 89 лет, не может не восхищать. Это чудо, которое обязательно надо услышать. Если сравнивать оба диска, то Magic 201 мне понравился чуть больше предшественника, да и состав здесь тоже чуть интереснее.
Вместо квартета на сей раз мы слышим квинтет. За роялем остался великолепный партнер Весса из первых сессий Кенни Бэрон, а за ударной установкой - Уинард Харпер, а вот на басу Кенни Дэвиса сменил Руфус Рейд, да прибавился гитарист Расселл Мэлоун. Как видите, градус «звездности» состава несколько вырос, и это сразу дало себя знать. Игра Мэлоуна в Blues for Ruby, одной из двух композиций Фрэнка Весса, вошедших в этот альбом, сделало этот блюз одной из вершин альбома. В традиционных спорах между поклонниками джаза и блюза, первые всегда утверждают, что хороший джазмен всегда сумеет сыграть блюз, а вот блюзмен – совсем не обязательно… Вторые возражают, что в блюзе на первом месте не техника, а блюзовое чувство, присущее далеко не каждому джазмену. В соло Расселла и техника, и blues feeling – на самом высоком уровне.
Рассуждать об уровне мастерства Весса и его основного партнера Кенни Бэрона я не стану – тут все очевидно. Скажу лишь, что, как и в Magic 101 мы слышим преимущественно Весса – классного тенор-саксофониста, но в Magic 201 вкраплен и редкий бриллиант – пятиминутная композиция The Summer Knows, где Фрэнк Весс играет на флейте соло без какого-либо аккомпанемента. Разумеется, это очень нелегко в 89 лет, и я понимаю, почему такой трек в альбоме только один, и все же жаль, что один из пионеров флейты в джазе представлен с этим инструментом столь скупо.
В целом из восьми пьес альбома пять – это баллады, исполненные с чистотой, изяществом и на том уровне взаимопонимания между партнерами, на который способны только большие мастера. Если красота их исполнения оставляет вас равнодушным, боюсь, джаз вам просто противопоказан. Magic 201 - это альбом, который мог бы служить (и наверняка еще послужит) прекрасным учебным пособием для молодых музыкантов. И очень символично название финального трека альбома: If It's The Last Thing I Do – «Если это последнее, что я делаю». Да, возможно, эта пьеса стала последней, которую сыграл старый мастер Фрэнк Весс. Возможно, но не обязательно. В архивах IPO Recordings могли остаться еще какие-то записи Весса, и кто знает, может быть, вслед за Magic 201 появится еще что-то? Будем надеяться!
Бельгийский гитарист и композитор Мишель Дельвиль в третий раз появляется в обзорах нашего сайта, и каждый раз, словно Будда, в новом воплощении. Нетрудно заметить, что во всех случаях это происходит благодаря нью-йоркскому лейблу MoonJune и его ...
Джазовые люди редко обращают свои профессиональные интересы на творчество коллег из других жанров (академическую музыку в счет не беру). Должно иметь место Явление, чтобы джазмен захотел интерпретировать эту музыку на своем языке. Таким Явлением ...
Обложка этого сетевого альбома предельно конкретна, без каких-либо концептуальных намеков: все действующие лица – на фотографии. Две его композиции – это две страницы (по двадцать с небольшим минут каждая) фестиваля импровизационной ...
Достаточно беглого взгляда на список произведений, включенных в программу этого проекта, чтобы понять: название альбома в очень малой степени связано с геометрической фигурой, изображенной на обложке. Sphere в данном случае – это хорошо ...
Долгое время гитарист Джанго Рейнхардт, бельгийский цыган, оставался единственным не американцем в пантеоне богов джазовой истории. Его записи в составе Quintette du Hot Club de France и дуэты со скрипачом Стефано Грапелли вошли в число лучших ...
Слушая Biotope, я время от времени с некоторым недоверием вновь и вновь читал короткую информацию об альбоме, выложенную вместе с записью на Clinical Archives. Да нет, все так: «Все композиции были созданы совместно, живьем, «здесь и ...
Историю зарождения ансамбля Vole трубач Роланд Раманан описывает в liner notes альбома так: «Множество музыкантов прошло через лабораторию в доме Хавьера на Хиллсайд Роуд. Роберто и я тоже входили в эту тусовку и быстро обнаружили, что наше ...
Обложка альбома с вымершей птицей дронт и трехмерной геометрической фигурой из разряда «невозможных» вроде бы исчерпывающе иллюстрирует название этой работы. Но, похоже, Zoop играют со своими потенциальными слушателями в игру более ...
В альбом вошли 4 пьесы, написанные для секстета, а также две версии баллады «Победа (Любовь)», о которой, как и о самой записи, следует рассказать особо. Запись всех пьес, вошедших в альбом, кроме второй (инструментальной) версии баллады, записанной ...
Выпущенный на рекорд-лейбле "ArtBeat Music" альбом "Арсенал '13", включивший в себя тринадцать всенародно любимых творений Алексея Козлова и его "Арсенала", стал практически первым официальным сборником коллектива, доказывающего своё неиссякаемое ...
Фонд «АrtBeat» выпустил двойной аудио-альбом «Воздух времени» с музыкой джазовой саксофонистки и композитора Анны Королёвой. Анна посвятила его Владимиру Орлову – писателю, чьи произведения признаны достоянием мировой литературы. Название «Воздух ...
"Живые Люди" (Live People) - московский ансамбль концептуального джаза, который вот уже более четырех лет (с 2009 г.) балует любителей джаза оригинальными композициями на темы лидера квартета Натальи Скворцовой и остальных участников коллектива, а ...