Полгода назад мне довелось обозревать для нашего сайта альбом Фрэнка Весса Magic 101. И вот теперь пришел черед Magic 201, который поступит в продажу в феврале 2014 года. Обложки обоих альбомов очень похожи: и тут, и там на фоне черно-белой фотографии Весса в центре обложки красуется цветной квадрат с названием, только Весса, играющего на саксофоне сменил Весс с флейтой, да синий квадрат изменил цвет на зеленый. Готовя это издание, лейбл IPO Recordings не случайно и названием, и оформлением подчеркнул некую серийность обоих работ. Действительно, оба альбома были записаны в 2011 году, на сессиях в нью-йоркской студии Awatar, только первый в июне, а второй в сентябре. Вессу в то время было 89 лет.
Увы, между обоими изданиями имело место печальное событие с необратимыми последствиями: 30 октября 2013 года Фрэнк Весс по прозвищу Мэджик умер в возрасте 91 года. Соответственно, Magic 101 стал последним прижизненным, а Magic 201 – первым посмертным альбомом замечательного саксофониста и флейтиста. Приходится повторить сказанное в рецензии на предыдущий диск: мастерство, с которым Фрэнк Весс играл в возрасте 89 лет, не может не восхищать. Это чудо, которое обязательно надо услышать. Если сравнивать оба диска, то Magic 201 мне понравился чуть больше предшественника, да и состав здесь тоже чуть интереснее.
Вместо квартета на сей раз мы слышим квинтет. За роялем остался великолепный партнер Весса из первых сессий Кенни Бэрон, а за ударной установкой - Уинард Харпер, а вот на басу Кенни Дэвиса сменил Руфус Рейд, да прибавился гитарист Расселл Мэлоун. Как видите, градус «звездности» состава несколько вырос, и это сразу дало себя знать. Игра Мэлоуна в Blues for Ruby, одной из двух композиций Фрэнка Весса, вошедших в этот альбом, сделало этот блюз одной из вершин альбома. В традиционных спорах между поклонниками джаза и блюза, первые всегда утверждают, что хороший джазмен всегда сумеет сыграть блюз, а вот блюзмен – совсем не обязательно… Вторые возражают, что в блюзе на первом месте не техника, а блюзовое чувство, присущее далеко не каждому джазмену. В соло Расселла и техника, и blues feeling – на самом высоком уровне.
Рассуждать об уровне мастерства Весса и его основного партнера Кенни Бэрона я не стану – тут все очевидно. Скажу лишь, что, как и в Magic 101 мы слышим преимущественно Весса – классного тенор-саксофониста, но в Magic 201 вкраплен и редкий бриллиант – пятиминутная композиция The Summer Knows, где Фрэнк Весс играет на флейте соло без какого-либо аккомпанемента. Разумеется, это очень нелегко в 89 лет, и я понимаю, почему такой трек в альбоме только один, и все же жаль, что один из пионеров флейты в джазе представлен с этим инструментом столь скупо.
В целом из восьми пьес альбома пять – это баллады, исполненные с чистотой, изяществом и на том уровне взаимопонимания между партнерами, на который способны только большие мастера. Если красота их исполнения оставляет вас равнодушным, боюсь, джаз вам просто противопоказан. Magic 201 - это альбом, который мог бы служить (и наверняка еще послужит) прекрасным учебным пособием для молодых музыкантов. И очень символично название финального трека альбома: If It's The Last Thing I Do – «Если это последнее, что я делаю». Да, возможно, эта пьеса стала последней, которую сыграл старый мастер Фрэнк Весс. Возможно, но не обязательно. В архивах IPO Recordings могли остаться еще какие-то записи Весса, и кто знает, может быть, вслед за Magic 201 появится еще что-то? Будем надеяться!
Прежде всего, хочется отметить оформление альбома (респект Стефано Фратусу): такую обложку глаз «цепляет» среди окружающих дисков в десяти случаях из десяти. Ну, а дальше возникает естественное желание узнать, что же там внутри. А внутри ...
История этого альбома более, чем необычна и достойна того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Я, во всяком случае, встречаюсь с такой историей впервые. Итак, живет в Америке пианистка Светлана Горохович. Академическое образование она получила в ...
Brainkiller впервые гостит на нашем сайте, поэтому есть смысл начать с истории этой группы. А разделить историю Brainkiller можно на две части. Первая начинается в 2000 году. Тогда под названием Brainkiller возник дуэт, созданный двумя американскими ...
Британский саксофонист Том Челленджер уже известен читателям нашего сайта по дебютному альбому его новоджазового квартета Dice Factory. На сей раз представляем вам Spy Boy – еще один дебютный альбом еще одного коллектива, возглавляемого Томом. ...
Как мне показалось, выпуск этого диска надо рассматривать не с каких-то узко стилистических позиций, а в общекультурном контексте. Судите сами: впервые известное сочинение крупнейшего мастера академического авангарда ХХ века Карла-Хайнца Штокгаузена ...
Хотя в выходных данных диска стоит дата «2013 год», на самом деле его история уходит в самое начало века. Именно тогда, в 2001 году, американский поэт, музыкант и философ Коперник записал в Гуаякиле, Эквадор альбом вместе с четырьмя ...
Что сказать о новейшем альбоме нью-йоркского музыканта, поэта и философа, работающего под псевдонимом Коперник? На мой взгляд, Worthless! – лучшая работа Коперника, из тех, что мне до сих пор довелось услышать. Издан альбом, как всегда у ...
Если вам интересен американский вариант современного авангардного джаза в исполнении музыкантов, входящих в элиту мастеров этого направления, не проходите мимо альбома Navajo Sunrise, изданного независимым итальянским лейблом Rudi Records. На нем ...
Подзаголовок этого альбома, также вынесенный на его обложку – «Новое обращение к классике рока и поп-музыки» - достаточно четко говорит о его содержании. Один из крупнейших мастеров современного джаза, блистательный ...
В 2014 году австрийскому пианисту Давиду Хельбоку исполнится тридцать. Этот возраст принято считать временем расцвета физических и творческих сил. Если судить по его последнему альбому Think Of Two, записанному в рамках трио Random/Control и ...
Второй по счету альбом шведско-датского ансамбля David's Angels обнаруживает тесную связь со своим дебютным предшественником Substar (2010). И выпущен альбом тем же лейблом, и состав квартета остался неизменным, только гитарист Торбен Вальдорф, ...
Благодаря неутомимой и последовательной деятельности шефа MoonJune Records Леонардо Павковича по продвижению индонезийской музыки, Страна Тысячи Островов предстает перед слушателями из Америки и Европы в облике настоящего заповедника талантливых ...