Meg Okura & the Pan Asian Chamber Jazz Ensemble - Music of Ryuichi Sakamoto
24.11.2013
Когда речь идет об альбоме-трибьюте, первым делом хочется представить и автора проекта, и того, кому он посвящен. Итак, Рюичи Сакамото (р. 1952) – современный японский композитор, пишущий музыку самых разных жанров. Особенно известен, как один из пионеров электронного синти-попа со своим Yellow Magic Orchestra и очень успешный автор музыки для кино, снискавший славу второго Эннио Морриконе, особенно за музыку к фильмам Бертолуччи «Последний император», «Под покровом небес», «Маленький Будда». Лауреат и Грэмми, и Оскара. Его соотечественница, скрипачка, композитор и аранжировщик Мег Окура (р. 1973) получила в Штатах как академическое, так и джазовое образование (училась в «Джульярде»), работала с очень крупными и очень разными музыкантами – Майклом Брекером, Дэвидом Боуи, Ли Коницем, Стивом Суоллоу. Сегодня Окура живет и работает в Нью-Йорке, в том числе с Pan Asian Chamber Jazz Ensemble.
В музыку Сакамото Мег влюблена с детства – как пишет она сама в liner notes альбома, с пяти лет. Для этого проекта она выполнила аранжировки произведений Сакамото разных лет – от 1978 года (Thousand Knives с одноименного первого альбома Сакамото) и до 1998 года (Grief с первого чисто академического альбома Discord). Не обошла вниманием Мег и музыку для кино: в альбом включены версии основных тем из «Последнего императора» и фильма Нагисы Осимы «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс». Впрочем, аранжировка – слишком общий термин для работы, проделанной Мег Окура. По ее словам музыка Сакамото столь эклектична, что каждая из 12 отобранных композиций потребовала своего подхода. Скажем, в теме из «Последнего императора» появились только импровизационные соло, а вот Thousand Knives или You’ve Got To Help Yourself были практически сочинены заново. Для электронных композиций Сакамото Grasshoppers и Riot in Lagos Окура выполнила, как она это называет «реверсивный ремикс», т.е. создала их акустические версии. Самая длинная композиция альбома, десятиминутная пьеса Grief представляет собой как бы вариацию на тему соответствующего произведения Рюичи Сакамото, в которой Мег постаралась отразить главным образом дух этой композиции.
В Pan Asian Chamber Jazz Ensemble, записавший эту программу-трибьют, помимо Мег Окура входят еще две девушки, флейтистка Энни Драммонд и пианистка Элен Санг, у каждой из которых есть и свои сольные альбомы, а также чисто мужская ритм-группа: басист Дезрон Дуглас и ударник И Джей Стрикленд. Сама Мег играет не только на скрипке, но и на двухструнном старинном инструменте эрху, называемом также китайской скрипкой. В «китайской» теме из «Последнего императора» этот инструмент придает джазовому в целом звучанию необходимый этнический колорит. В целом же, эклектика оригиналов наложила неизбежный отпечаток и на джазовые их версии – они тоже весьма разнообразны. В стартовой Grasshoppers с ее резко меняющимся темпоритмом, почти видишь шаловливых, скачущих в траве кузнечиков. Блистательное скрипичное соло Окура в Riot in Lagos придало этой пьесе нечто родственное музыке фьюжн, а в The End of Asia скрипка Мег и фортепьяно Элен Санг превратили пьесу в изящную джазовую балладу. Американская пресса величает Мег Окура «королевой камерного джаза», а звучание ее Pan Asian Chamber Jazz Ensemble сравнивает со знаменитым Kronos Quartet. Прислушайтесь к этой работе, где джаз неотделим от академической и этнической музыки, и вы, возможно, найдете резоны в столь лестных эпитетах.
2013
12 tks / 67 mins
(Meg Okura –vi, erhu; Anne Drummond – fl, alto fl; Helen Sung –p; Dezron Douglas –b; E.J. Strickland –dr;)
Диск предоставлен Jazz Promo Services
Полгода назад мне довелось обозревать для нашего сайта альбом Фрэнка Весса Magic 101. И вот теперь пришел черед Magic 201, который поступит в продажу в феврале 2014 года. Обложки обоих альбомов очень похожи: и тут, и там на фоне черно-белой ...
Трудно представить себе более контрастную пару городов, чем Новый Орлеан и Осло. Горячий влажный Юг и прозрачный холодный Север, бьющая через край импульсивность, замешанная на симбиозе английской, французской, карибской и африканской культур и ...
Впервые услышав молодую итальянскую певицу Гайю Матиуцци в составе ансамбля "Vocal" Naked Musicians в весьма авангардном а-капелльном проекте Flowers in the Garbage, я ожидал от ее сольного альбома Laut (второго в карьере) чего-то подобного по ...
У Томаса Ганша и Георга Брайншмида общие вкусы: оба они любят музыку и британскую комик-группу Монти Пайтон. Возможно, поэтому с 1997 года они стали друзьями по жизни и единомышленниками в творчестве. Оба австрийских музыканта начинали свой путь с ...
Гэри Грей – известный и весьма успешный американский кларнетист. Работает он в основном в сфере академической музыки – играл во многих симфонических оркестрах, в течение 20 лет был первым кларнетистом камерного оркестра Лос-Анджелеса, ...
Новый релиз компании Nemu Records переносит нас в Люксембург, где в феврале 2010 года в зале Op Der Schmelz состоялся концерт интернационального джазового квартета, двое из участников которого уже знакомы нашим читателям – это немецкий ...
Если, взглянув на хронометраж альбома, вы решили, что один час и двадцать минут звучания – это слишком утомительно, не спешите с выводами! Ручаюсь, что поставив этот диск, к концу звучания вы с удивлением отметите, что время пролетело просто ...
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A ...
Когда мы говорим о блистательной британской школе фри-джаза, то представляем при этом, в общем-то, вполне определенный список имен: Паркер, Резерфорд, Бейли, Минтон, Коксхилл… Многие музыканты из этого списка – люди уже весьма солидного ...
Давненько не слышал я столь необычных названий ансамблей, как то, что пополнило индонезийскую часть каталога MoonJune Records в этом году. I Know You Well Miss Clara – коллектив молодой, он образовался в 2009 году, и музыканты, в нем ...
Творчество бразильского саксофониста Иво Перельмана – замечательное лекарство от стереотипов для тех, кому бразильский джаз представляется сплошными вариациями на темы самбы и босса-новы. Уроженец Сан-Паулу, Перельман (р.1961г.) с юных лет ...
После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает ...