Давненько не слышал я столь необычных названий ансамблей, как то, что пополнило индонезийскую часть каталога MoonJune Records в этом году. I Know You Well Miss Clara – коллектив молодой, он образовался в 2009 году, и музыканты, в нем работающие, - тоже люди молодые, полные энтузиазма, здоровых творческих амбиций и, несомненно, талантливые. Возник этот коллектив в старинном городе Джокьякарта (центральная часть острова Ява), когда гитарист и композитор Реза Райан объединил под этим названием студентов местного Индонезийского института искусств – клавишника Али Виджайю, басиста Энрико Галтома и ударника Алджу Акбара. Chapter One – дебютный диск коллектива.
Секрет же экзотического названия раскрывает в liner notes к альбому британский журналист Сид Смит. Оказывается, так называлась одна из ранних композиций Райана, впоследствии переименованная в Conversation №1 (второй трек в альбоме называется просто Conversation, надо думать, это та же пьеса, а номер в процессе подготовки альбома просто «отвалился»). Первое же название пьесы перекочевало в название группы. Резе нравится это женское имя, а на более серьезном уровне оно персонифицирует музыку и отношение автора к ней.
Перейдем теперь непосредственно к музыке Chapter One. Сразу надо сказать, что диковинное название – единственный экзотический элемент в I Know You Well Miss Clara. Музыка группы начисто лишена каких-то опознавательных этнических признаков, она подчеркнуто космополитична. Тут действуют признаки другие: если бы я не знал, что ее сочинили и записывали в Джокьякарте, я бы предположил, что родилась она в окрестностях Кентербери – многое напоминает тут музыку Soft Machine, Matching Mole и других славных представителей этой разновидности прог-рока. При этом Райан явно не меньше слушал и джаз-рок Кориа, Завинула, и, в первую очередь, МакЛафлина – как-никак он тоже гитарист. Но музыка альбома гораздо выше и интереснее, чем могло бы быть простое подражание грандам – в противном случае чуткое ухо Леонардо Павковича, шефа MoonJune Records вряд ли бы на ней задержалось.
В творческом синтезе различных идей и стилистик, опыта предшественников, осуществленном музыкантами I Know You Well Miss Clara, в первую очередь Резой Райаном, как основным композитором группы, есть и особая «изюминка» - тонкий флер романтизма, который придает особую красоту и индивидуальность пьесам альбома. Не могу припомнить прецеденты такого прог-фьюжн-романтизма. Чик Кориа тут не в счет, поскольку у него романтичность музыки тесно связана с ее этническим, латинским колоритом. Впечатление такое, словно тень Эдварда Грига или Роберта Шумана витала над Резой, когда он сочинял, скажем, Reverie #2 - самую длинную и самую лучшую, на мой вкус, композицию альбома. Также очень сильное впечатление оставляют Dangerous Kitchen и финальная A Dancing Girl From Planet Marsavishnu Named After The Love - тут уже название выдает особое отношение индонезийских музыкантов к творчеству МакЛафлина.
Саунд группы строится на сочетании солирующих партий гитары Райана и клавишных Виджайи – музыканта очень одаренного и виртуозного. При этом ритм-группа придает ему воистину роковую плотность, не теряя при этом джазовой гибкости. Последние две пьесы альбома несомненно выиграли от введения в состав гостя-саксофониста Николаса Комбе. Не удивлюсь, если I Know You Well Miss Clara из квартета превратится в будущем в квинтет. Ну, а пока, слушая Chapter One, можно только радоваться появлению этого диска и открывать для себя новый интересный коллектив, что я искренне и рекомендую сделать читателям этих строк.
Новый релиз компании Nemu Records переносит нас в Люксембург, где в феврале 2010 года в зале Op Der Schmelz состоялся концерт интернационального джазового квартета, двое из участников которого уже знакомы нашим читателям – это немецкий ...
Если, взглянув на хронометраж альбома, вы решили, что один час и двадцать минут звучания – это слишком утомительно, не спешите с выводами! Ручаюсь, что поставив этот диск, к концу звучания вы с удивлением отметите, что время пролетело просто ...
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A ...
Когда мы говорим о блистательной британской школе фри-джаза, то представляем при этом, в общем-то, вполне определенный список имен: Паркер, Резерфорд, Бейли, Минтон, Коксхилл… Многие музыканты из этого списка – люди уже весьма солидного ...
Творчество бразильского саксофониста Иво Перельмана – замечательное лекарство от стереотипов для тех, кому бразильский джаз представляется сплошными вариациями на темы самбы и босса-новы. Уроженец Сан-Паулу, Перельман (р.1961г.) с юных лет ...
После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает ...
Это не совсем обычное фортепьянное джазовое трио, как может показаться при формальном взгляде на состав музыкантов, записывавших альбом Yellow Petals. Традиционно в таких составах «рулит» пианист при более или менее активной поддержке ...
В момент, когда пишутся эти строки, за окном у автора сыпет мокрый снег пополам с дождем. В столь мерзкую погоду дебютный альбом квинтета Джули Лайон – лучшее лекарство от хандры. Во всяком случае, меня он согрел лучше кружки с чем-нибудь ...
Дебютный альбом исполнителя – это не всегда первые шаги, старт карьеры, сомнения и неуверенность в себе: «Как примут мою первую работу?». Иногда это – эффектная деталь, венчающая постройку, возводимую много лет и с ...
Наши детские мечты далеко не всегда впоследствии воплощаются в жизнь. К сожалению, чаще они так и остаются мечтами. А вот барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик»), сыну известного джазового вибрафониста Терри ...
На ресурсе Clinical Archives под номером ca521 появился новый сетевой альбом группы «Князь Мышкин» под названием «Полесские песни». В течение 2013 года коллектив Леонида Нарушевича неоднократно показывал эту программу на ...
Если в Москве существует Оркестр Интуитивной Музыки, а в Минске – Группа Интуитивной импровизации, то, рано или поздно, они просто обязаны были встретиться друг с другом. И такая встреча действительно произошла в феврале 2013 года в Минске, когда ...