В 1959 году американский басист Чарли Мингус выпустил альбом Mingus Ah Um, который многие относят к его лучшим работам. Альбом в целом выглядел трибьютом Чарли своим учителям, почти каждая пьеса в нем была связана с именем того или иного мастера джаза. Была среди них и пьеса «Открытое письмо Дюку» (Open Letter to Duke). В 2013 году итальянский басист Маттео Маронжу выпустил альбом, который своим названием явно апеллирует к той, старой работе американского гения джаза: «Открытое письмо Мингусу» (Open Letter to Mingus). Кстати, и Маттео каждой композиции предпослал посвящение, среди тех, кому он посвятил свою музыку, такие люди, как Жако Пасториус, Стив Коулмэн и Массимо Спано, в составе ансамбля которого Rural Electrification Orchestra я и услышал впервые Маттео Маронжу.
Но в названии его альбома фигурирует только один человек. Почему Маттео избрал в качестве адресата своего письма именно Мингуса, а не кого-то иного из именитых басистов: скажем, Рэя Брауна или Скотта Ла Фаро? Очевидно, дело тут не просто в техническом мастерстве басиста, вышупомянутые также были прекрасными музыкантами. Думается, Маттео близки новаторские тенденции, философская глубина и мощь музыки Мингуса – композитора и бэнд-лидера, именно здесь он видит образец для своего творчества (Open Letter to Mingus - полностью авторский альбом).
Для записи Open Letter to Mingus Маронжу собрал довольно большой состав – тут и духовая секция, и струнная, и, естественно, ритм-группа. Мне показалось, что баланс между разными группами инструментов был найден очень удачно (великий Мингус умел это делать в совершенстве), позволив каждому показать себя в полной мере. Отдавая должное всем музыкантам, участвовавшим в записи, не могу не выделить Даниэле Пасини. Именно флейта чуть неожиданно стала главным солирующим инструментом в большинстве композиций. Уже в стартовой пьесе Dear Angel многое выстроено на контрапункте звучания флейты и контрабаса, эта тенденция в той или иной степени продолжена и в дальнейшем.
В целом же Open Letter to Mingus показался мне ровным, позитивным по настроению и лиричным альбомом. Маронжу избегает ярких, кричащих красок, ему ближе полутона, мягкость, недосказанность. Даже композиция Noise Jazz, несмотря на свое «шумное» название, звучит очень нежно, особенно в начале пьесы. Это не значит, что все пьесы выдержаны в одном ключе, например, Mea Сulpa решена в довольно стремительном темпе, но общее настроение альбома это не меняет. И, словно ставя подпись в конце письма, Маттео отметился длинным соло на контрабасе в финальной композиции Subway. Что ж, мне кажется, Мингусу было бы интересно прочесть это послание.
Северо-восточная Англия, Лидс – родина ансамбля ACV. Его создал в 2009 году басист и композитор Энди Чемпион. Это квинтет, который составили отнюдь не новички. Ударник группы Эдриан Тилбрук еще в 70-е годы играл блюз вместе с самим Алексисом ...
Гитарист из Мичигана Алекс Белхай пришел к традиционному джазу не сразу. В 1995 году он впервые приехал в Новый Орлеан и магия этого города начала действовать! Алекс был очарован атмосферой этого самого необычного города Америки, которая буквально ...
Сразу прошу прощения у тех, кто хорошо знает и почитает творчество видного британского гитариста и композитора Алана Холдсуорта, за перечисление хорошо им известных фактов. А остальным нашим читателям напомню, что Алан Холдсуорт (р.1946) является ...
Великое дело – солидарность трудящихся! Именно в день их международной солидарности трудящиеся из американского лейбла Ropeadope выпускают альбом, созданный трудящимися российскими – московской группой Analog Attention, созданной ...
Пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо можно с полным правом назвать не просто ветераном бразильского джаза, но и одним из тех музыкантов, которые составляют его гордость. В свое время его учителями были Эумир Деодато на родине и ...
Достаточно часто альбомы - трибьюты выстраиваются по традиционной схеме, которую можно предугадать еще до прослушивания. В данном случае мне хотелось бы познакомить наших читателей с трибьютом необычным, трибьютом безусловно творческим и даже ...
Новый, третий по счету, альбом живущего в Лондоне израильского барабанщика и композитора Асафа Сиркиса и его трио только что увидел свет. Со времен предыдущей работы трио, которая называлась Letting Go (обзор того альбома можно найти на сайте), ...
Если ранее мне доводилось слушать только сольную игру живущей в США японской пианистки Аяко Ширасаки, то Some Other Time, ее самая новая работа, представляет возглавляемое Аяко фортепианное трио классического для джаза состава – с контрабасом ...
Евангельская история про гонителя христиан Савла после внезапного просветления превратившегося в столпа веры Павла вспомнилась мне после прослушивания этого альбома. Разумеется, тут нет никаких совершенно неуместных сравнений, просто ассоциация. ...
Прежде всего, хочется отметить оформление альбома (респект Стефано Фратусу): такую обложку глаз «цепляет» среди окружающих дисков в десяти случаях из десяти. Ну, а дальше возникает естественное желание узнать, что же там внутри. А внутри ...
История этого альбома более, чем необычна и достойна того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Я, во всяком случае, встречаюсь с такой историей впервые. Итак, живет в Америке пианистка Светлана Горохович. Академическое образование она получила в ...
Brainkiller впервые гостит на нашем сайте, поэтому есть смысл начать с истории этой группы. А разделить историю Brainkiller можно на две части. Первая начинается в 2000 году. Тогда под названием Brainkiller возник дуэт, созданный двумя американскими ...