В 1959 году американский басист Чарли Мингус выпустил альбом Mingus Ah Um, который многие относят к его лучшим работам. Альбом в целом выглядел трибьютом Чарли своим учителям, почти каждая пьеса в нем была связана с именем того или иного мастера джаза. Была среди них и пьеса «Открытое письмо Дюку» (Open Letter to Duke). В 2013 году итальянский басист Маттео Маронжу выпустил альбом, который своим названием явно апеллирует к той, старой работе американского гения джаза: «Открытое письмо Мингусу» (Open Letter to Mingus). Кстати, и Маттео каждой композиции предпослал посвящение, среди тех, кому он посвятил свою музыку, такие люди, как Жако Пасториус, Стив Коулмэн и Массимо Спано, в составе ансамбля которого Rural Electrification Orchestra я и услышал впервые Маттео Маронжу.
Но в названии его альбома фигурирует только один человек. Почему Маттео избрал в качестве адресата своего письма именно Мингуса, а не кого-то иного из именитых басистов: скажем, Рэя Брауна или Скотта Ла Фаро? Очевидно, дело тут не просто в техническом мастерстве басиста, вышупомянутые также были прекрасными музыкантами. Думается, Маттео близки новаторские тенденции, философская глубина и мощь музыки Мингуса – композитора и бэнд-лидера, именно здесь он видит образец для своего творчества (Open Letter to Mingus - полностью авторский альбом).
Для записи Open Letter to Mingus Маронжу собрал довольно большой состав – тут и духовая секция, и струнная, и, естественно, ритм-группа. Мне показалось, что баланс между разными группами инструментов был найден очень удачно (великий Мингус умел это делать в совершенстве), позволив каждому показать себя в полной мере. Отдавая должное всем музыкантам, участвовавшим в записи, не могу не выделить Даниэле Пасини. Именно флейта чуть неожиданно стала главным солирующим инструментом в большинстве композиций. Уже в стартовой пьесе Dear Angel многое выстроено на контрапункте звучания флейты и контрабаса, эта тенденция в той или иной степени продолжена и в дальнейшем.
В целом же Open Letter to Mingus показался мне ровным, позитивным по настроению и лиричным альбомом. Маронжу избегает ярких, кричащих красок, ему ближе полутона, мягкость, недосказанность. Даже композиция Noise Jazz, несмотря на свое «шумное» название, звучит очень нежно, особенно в начале пьесы. Это не значит, что все пьесы выдержаны в одном ключе, например, Mea Сulpa решена в довольно стремительном темпе, но общее настроение альбома это не меняет. И, словно ставя подпись в конце письма, Маттео отметился длинным соло на контрабасе в финальной композиции Subway. Что ж, мне кажется, Мингусу было бы интересно прочесть это послание.
Название нового альбома индонезийского ансамбля simakDialog не случайно. Это действительно уже шестая история, шестая глава книги, которую Риза Аршад и его партнеры пишут с 1993 года, когда в Джакарте возник этот коллектив. Другой вопрос, что первые ...
Длиннобородый клавишник Джейми Сафт является заметной фигурой на нью-йоркской даунтаун-сцене. Джейми работал вместе с Джоном Зорном в ансамблях Electric Masada и The Dreamers, играл в New Zion Trio, Bad Brains, Beastie Boys, Metallic Taste of Blood, ...
Творческий союз широко известного американского мультиинструменталиста и композитора экспериментальной музыки Эллиота Шарпа и австрийского ансамбля Studio Dan возник в 2011 году. Studio Dan под управлением Даниэля Риглера к тому времени имел за ...
Афроамериканский женский вокальный ансамбль Sweet Honey in the Rock существует с 1973 года. Пение a capella наводит на мысль об исполнении в первую очередь духовной музыки – спиричуэллз и госпелз, тем более, что и название коллектива взято из ...
Наше знакомство с Дэнном Зинном пришлось на его третий альбом. До того тенор-саксофонист, флейтист, композитор и аранжировщик из Калифорнии помимо двух авторских работ участвовал во множестве записей с другими музыкантами. Кроме того, Зинн (к ...
Новый фильм Павла Бородина, увидевший свет благодаря совместной работе его компании PanRec и австрийского лейбла Trost Records, посвящен центральному событию фестиваля Music Unlimited в австрийском городе Вельсе в ноябре 2011 года. Куратор фестиваля ...
Нью-йоркский проект The Sours объединил людей ярких и неординарных. Гитарист, композитор и продюсер Саша Маркович знаком уже нашим читателям по ансамблю Yagull и его дебютному альбому films – странной и притягательной смеси джаза, ...
Бельгийский гитарист и композитор Мишель Дельвиль в третий раз появляется в обзорах нашего сайта, и каждый раз, словно Будда, в новом воплощении. Нетрудно заметить, что во всех случаях это происходит благодаря нью-йоркскому лейблу MoonJune и его ...
Джазовые люди редко обращают свои профессиональные интересы на творчество коллег из других жанров (академическую музыку в счет не беру). Должно иметь место Явление, чтобы джазмен захотел интерпретировать эту музыку на своем языке. Таким Явлением ...
Обложка этого сетевого альбома предельно конкретна, без каких-либо концептуальных намеков: все действующие лица – на фотографии. Две его композиции – это две страницы (по двадцать с небольшим минут каждая) фестиваля импровизационной ...
Достаточно беглого взгляда на список произведений, включенных в программу этого проекта, чтобы понять: название альбома в очень малой степени связано с геометрической фигурой, изображенной на обложке. Sphere в данном случае – это хорошо ...
Долгое время гитарист Джанго Рейнхардт, бельгийский цыган, оставался единственным не американцем в пантеоне богов джазовой истории. Его записи в составе Quintette du Hot Club de France и дуэты со скрипачом Стефано Грапелли вошли в число лучших ...