В 1959 году американский басист Чарли Мингус выпустил альбом Mingus Ah Um, который многие относят к его лучшим работам. Альбом в целом выглядел трибьютом Чарли своим учителям, почти каждая пьеса в нем была связана с именем того или иного мастера джаза. Была среди них и пьеса «Открытое письмо Дюку» (Open Letter to Duke). В 2013 году итальянский басист Маттео Маронжу выпустил альбом, который своим названием явно апеллирует к той, старой работе американского гения джаза: «Открытое письмо Мингусу» (Open Letter to Mingus). Кстати, и Маттео каждой композиции предпослал посвящение, среди тех, кому он посвятил свою музыку, такие люди, как Жако Пасториус, Стив Коулмэн и Массимо Спано, в составе ансамбля которого Rural Electrification Orchestra я и услышал впервые Маттео Маронжу.
Но в названии его альбома фигурирует только один человек. Почему Маттео избрал в качестве адресата своего письма именно Мингуса, а не кого-то иного из именитых басистов: скажем, Рэя Брауна или Скотта Ла Фаро? Очевидно, дело тут не просто в техническом мастерстве басиста, вышупомянутые также были прекрасными музыкантами. Думается, Маттео близки новаторские тенденции, философская глубина и мощь музыки Мингуса – композитора и бэнд-лидера, именно здесь он видит образец для своего творчества (Open Letter to Mingus - полностью авторский альбом).
Для записи Open Letter to Mingus Маронжу собрал довольно большой состав – тут и духовая секция, и струнная, и, естественно, ритм-группа. Мне показалось, что баланс между разными группами инструментов был найден очень удачно (великий Мингус умел это делать в совершенстве), позволив каждому показать себя в полной мере. Отдавая должное всем музыкантам, участвовавшим в записи, не могу не выделить Даниэле Пасини. Именно флейта чуть неожиданно стала главным солирующим инструментом в большинстве композиций. Уже в стартовой пьесе Dear Angel многое выстроено на контрапункте звучания флейты и контрабаса, эта тенденция в той или иной степени продолжена и в дальнейшем.
В целом же Open Letter to Mingus показался мне ровным, позитивным по настроению и лиричным альбомом. Маронжу избегает ярких, кричащих красок, ему ближе полутона, мягкость, недосказанность. Даже композиция Noise Jazz, несмотря на свое «шумное» название, звучит очень нежно, особенно в начале пьесы. Это не значит, что все пьесы выдержаны в одном ключе, например, Mea Сulpa решена в довольно стремительном темпе, но общее настроение альбома это не меняет. И, словно ставя подпись в конце письма, Маттео отметился длинным соло на контрабасе в финальной композиции Subway. Что ж, мне кажется, Мингусу было бы интересно прочесть это послание.
Новый релиз компании Nemu Records переносит нас в Люксембург, где в феврале 2010 года в зале Op Der Schmelz состоялся концерт интернационального джазового квартета, двое из участников которого уже знакомы нашим читателям – это немецкий ...
Если, взглянув на хронометраж альбома, вы решили, что один час и двадцать минут звучания – это слишком утомительно, не спешите с выводами! Ручаюсь, что поставив этот диск, к концу звучания вы с удивлением отметите, что время пролетело просто ...
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A ...
Когда мы говорим о блистательной британской школе фри-джаза, то представляем при этом, в общем-то, вполне определенный список имен: Паркер, Резерфорд, Бейли, Минтон, Коксхилл… Многие музыканты из этого списка – люди уже весьма солидного ...
Давненько не слышал я столь необычных названий ансамблей, как то, что пополнило индонезийскую часть каталога MoonJune Records в этом году. I Know You Well Miss Clara – коллектив молодой, он образовался в 2009 году, и музыканты, в нем ...
Творчество бразильского саксофониста Иво Перельмана – замечательное лекарство от стереотипов для тех, кому бразильский джаз представляется сплошными вариациями на темы самбы и босса-новы. Уроженец Сан-Паулу, Перельман (р.1961г.) с юных лет ...
После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает ...
Это не совсем обычное фортепьянное джазовое трио, как может показаться при формальном взгляде на состав музыкантов, записывавших альбом Yellow Petals. Традиционно в таких составах «рулит» пианист при более или менее активной поддержке ...
В момент, когда пишутся эти строки, за окном у автора сыпет мокрый снег пополам с дождем. В столь мерзкую погоду дебютный альбом квинтета Джули Лайон – лучшее лекарство от хандры. Во всяком случае, меня он согрел лучше кружки с чем-нибудь ...
Дебютный альбом исполнителя – это не всегда первые шаги, старт карьеры, сомнения и неуверенность в себе: «Как примут мою первую работу?». Иногда это – эффектная деталь, венчающая постройку, возводимую много лет и с ...
Наши детские мечты далеко не всегда впоследствии воплощаются в жизнь. К сожалению, чаще они так и остаются мечтами. А вот барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик»), сыну известного джазового вибрафониста Терри ...
На ресурсе Clinical Archives под номером ca521 появился новый сетевой альбом группы «Князь Мышкин» под названием «Полесские песни». В течение 2013 года коллектив Леонида Нарушевича неоднократно показывал эту программу на ...