Главная»обзоры»издано в 2013г.»The Peter Brötzmann 'Chicago Tentet' Plus Toshinori Kondo, Michiyo Yagi, Yoshihide Otomo, Akira Sakata - Concert For Fukushima - Wells 2011
The Peter Brötzmann 'Chicago Tentet' Plus Toshinori Kondo, Michiyo Yagi, Yoshihide Otomo, Akira Sakata - Concert For Fukushima - Wells 2011
01.04.2013
Новый фильм Павла Бородина, увидевший свет благодаря совместной работе его компании PanRec и австрийского лейбла Trost Records, посвящен центральному событию фестиваля Music Unlimited в австрийском городе Вельсе в ноябре 2011 года. Куратор фестиваля того года, крупнейший мастер европейского и мирового авангарда, саксофонист Петер Бретцман в связи с прогремевшими на весь мир событиями в Японии весной 2011 года – землетрясением, цунами и вызванной ими крупной аварией на атомной электростанции Фукусима - организовал благотворительный концерт, где его Chicago Tentet, отыграл по сету с каждым из четырех японских музыкантов – Тошинори Кондо, играющим на электрифицированной трубе, исполнительницей на народном инструменте кото Мичио Яги, гитаристом Йошихиде Отомо и саксофонистом Акирой Саката. Все музыканты играли на этом «Концерте для Фукусимы» бесплатно. Все доходы от продажи билетов были направлены в фонд двух благотворительных организаций, занимающихся преодолением последствий постигшего Японию бедствия - Save Takata и Project Fukushima! Кстати, Йошихиде Отомо имеет непосредственное отношение к деятельности Project Fukushima!
Chicago Tentet – один из самых известных в мире больших составов в авангардном джазе с великолепной линией духовых и не менее сильной ритм-группой, где задействованы сразу две ударные установки. Кроме того, это один из самых любимых и «долгоиграющих» проектов Петера Бретцмана. Своим названием он обязан тому факту, что большинство его американских участников живут и работают в Чикаго. Но в целом ансамбль это интернациональный – в нем играют также немцы, шведы, норвежец. Услышать и увидеть таких мастеров, как Кен Вандермарк, Матс Густафссон и, разумеется, сам Петер Бретцман – настоящее лакомое блюдо для поклонников импровизационной музыки, а участие в концерте прекрасных японских музыкантов делает его особенно изысканным и редким! И зрители, собравшиеся 6 ноября в Городском театре Вельса, и те, кому посчастливится приобрести этот DVD, наверняка не жалеют об этом. Кстати, весь доход от продажи диска с фильмом Павла Бородина, также будет переведен в фонд организации Project Fukushima! Так что, это еще и благородное дело.
Но вернемся непосредственно к концерту. Каждый из четырех актов великолепного импровизационного спектакля, данного музыкантами в тот вечер, был по-своему интересен. Скажу честно, первый сет, с участием Кондо, я все больше осваивался с обстановкой, привыкая к звуковому шквалу, обрушенному Бретцманом и его коллегами на публику, к карусели сольных, коллективных и вновь сольных импровизаций, к мощи звучания этого настоящего авангардного биг-бэнда. Сам Тошинори Кондо весь сет отыграл сидя, «прикованный» к аппаратуре своего электрифицированного инструмента. Кстати, его труба была не единственным электроинструментом на сцене. Фред Лонберг-Хольм также время от времени менял виолончель, на которой он экспрессивно поддерживал басиста Кента Кесслера, на электрогитару. Но, на мой взгляд, вполне акустические саксофоны, тромбоны и «карманная» труба Джо МакФи остались все-таки главными «действующими лицами» этого сета.
Национальным колоритом, японской экзотикой повеяло во втором сете, когда хрупкая Мичио Яги, заиграла на 21-струнном кото. Просто наблюдать за процессом игры на этом необычном инструменте было уже захватывающе интересно. Мичио играла и смычком, и пальцами, причем на двух пальцах правой руки у нее были еще надеты специальные металлические наперстки. Изысканный звук кото подхватили сначала Лонберг-Хольм на гитаре и Майкл Зеранг на ударных, а затем в общее звучание влились голоса остальных музыкантов. Самый интересный момент наступил, когда после мощного, казалось бы, финального tutti духовых, Мичио Яги перебралась за второй свой инструмент, 17-струнный басовый кото и в абсолютной тишине над залом поплыли тонкие, нежные, медленно тающие в воздухе звуки – на мой вкус, самый яркий момент сета.
Йошихиде Отомо, словно на контрасте, начал свое выступление очень энергично, я бы сказал даже агрессивно, заставляя свою гитару издавать серии резких воющих и стонущих звуков. Он задал тон и игре тентета, очень нервной, атональной, с мощными басовыми линиями саксофонов Бретцмана и Густафссона, тубы Пер-Аке Хольмландера и не менее неистовой игрой остальных музыкантов. Эмоциональным пиком сета стал момент, когда Йошихиде, словно радист тонущего корабля на своей рации, стал подавать сигнал SOS с помощью гитары – смысл этого послания «Концерта для Фукусимы» был внятен всем присутствующим.
Ну, а финальный сет, стал для меня настоящими «именинами сердца». Акира Саката, маленький, лысый, со щеточкой усов, в очках, очень органично смотрелся бы и в национальной одежде, словно сенсей какой-нибудь школы боевых искусств, и в мундире японского офицера времен Второй мировой. Но Акира – сенсей другого рода, и он заиграл на своем альт-саксофоне так стремительно, в таком темпе, что просто перехватило дыхание. А потом, словно придя на помощь коллеге, вместе с ним солировали дуэтом сначала Бретцман, потом Вандермарк, потом, дав гостю передохнуть, великолепный дуэт на тромбонах отыграли Йоханнес Бауэр и Джеб Бишоп, потом… Словом, на мой вкус, это и был самый яркий эпизод «Концерта для Фукусимы».
А как здорово было все это не только слышать, но и видеть! За музыкантами, их поведением на сцене было просто очень интересно наблюдать. Йоханесс Бауэр в паузах постоянно попивал водичку, улыбался коллегам, очень эмоционально реагировал на их игру. Полный контраст – Джо МакФи. Единственный афроамериканец на сцене, весь в темном, в темной шляпе и черных очках, абсолютно неподвижно, с каменным лицом бодигарда отстоял весь концерт, никак не реагируя внешне на происходящее. Грива ниспадающих на лицо длинных волос долго не давала рассмотреть внешность Фреда Лонберг-Хольма, а экзотическая прическа ударника Майкла Зеранга (видимо, единственного ассирийца в американском джазе) сразу обращала на себя внимание. Ну и, конечно, хорош был сам Петер Бретцман. После первого сета он снял пиджак, оставшись в ярко-синей рубахе и часто, во время своих соло, расхаживал по сцене, приближаясь то к одному, то к другому из коллег. Каждый из сетов завершался теплыми объятиями Петера с японскими гостями тентета. А сам Бретцман, с белоснежной короткой бородой и столь же белыми вислыми усами, чем-то напомнил мне внешне (если забыть про бороду) … Бисмарка. Что ж, джазовый «железный канцлер» под стать своему великому соотечественнику мудро и твердо руководит своим коллективом, превращая каждое его выступление в незабываемое зрелище. «Концерт для Фукусимы» - яркий тому пример.
Северо-восточная Англия, Лидс – родина ансамбля ACV. Его создал в 2009 году басист и композитор Энди Чемпион. Это квинтет, который составили отнюдь не новички. Ударник группы Эдриан Тилбрук еще в 70-е годы играл блюз вместе с самим Алексисом ...
Гитарист из Мичигана Алекс Белхай пришел к традиционному джазу не сразу. В 1995 году он впервые приехал в Новый Орлеан и магия этого города начала действовать! Алекс был очарован атмосферой этого самого необычного города Америки, которая буквально ...
Сразу прошу прощения у тех, кто хорошо знает и почитает творчество видного британского гитариста и композитора Алана Холдсуорта, за перечисление хорошо им известных фактов. А остальным нашим читателям напомню, что Алан Холдсуорт (р.1946) является ...
Великое дело – солидарность трудящихся! Именно в день их международной солидарности трудящиеся из американского лейбла Ropeadope выпускают альбом, созданный трудящимися российскими – московской группой Analog Attention, созданной ...
Пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо можно с полным правом назвать не просто ветераном бразильского джаза, но и одним из тех музыкантов, которые составляют его гордость. В свое время его учителями были Эумир Деодато на родине и ...
Достаточно часто альбомы - трибьюты выстраиваются по традиционной схеме, которую можно предугадать еще до прослушивания. В данном случае мне хотелось бы познакомить наших читателей с трибьютом необычным, трибьютом безусловно творческим и даже ...
Новый, третий по счету, альбом живущего в Лондоне израильского барабанщика и композитора Асафа Сиркиса и его трио только что увидел свет. Со времен предыдущей работы трио, которая называлась Letting Go (обзор того альбома можно найти на сайте), ...
Если ранее мне доводилось слушать только сольную игру живущей в США японской пианистки Аяко Ширасаки, то Some Other Time, ее самая новая работа, представляет возглавляемое Аяко фортепианное трио классического для джаза состава – с контрабасом ...
Евангельская история про гонителя христиан Савла после внезапного просветления превратившегося в столпа веры Павла вспомнилась мне после прослушивания этого альбома. Разумеется, тут нет никаких совершенно неуместных сравнений, просто ассоциация. ...
Прежде всего, хочется отметить оформление альбома (респект Стефано Фратусу): такую обложку глаз «цепляет» среди окружающих дисков в десяти случаях из десяти. Ну, а дальше возникает естественное желание узнать, что же там внутри. А внутри ...
История этого альбома более, чем необычна и достойна того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Я, во всяком случае, встречаюсь с такой историей впервые. Итак, живет в Америке пианистка Светлана Горохович. Академическое образование она получила в ...
Brainkiller впервые гостит на нашем сайте, поэтому есть смысл начать с истории этой группы. А разделить историю Brainkiller можно на две части. Первая начинается в 2000 году. Тогда под названием Brainkiller возник дуэт, созданный двумя американскими ...