Впервые услышав молодую итальянскую певицу Гайю Матиуцци в составе ансамбля "Vocal" Naked Musicians в весьма авангардном а-капелльном проекте Flowers in the Garbage, я ожидал от ее сольного альбома Laut (второго в карьере) чего-то подобного по стилистике. Я ошибся. В Laut Гайя предстала совсем иной. Какой? Говорить об определенной стилистике этой работы трудно, а вот о самой певице готов сказать вполне определенно: Гайя Матиуцци стала для меня настоящим открытием, а ее альбом – одной из самых интересных работ этого года, которые мне пока довелось слышать.
Все это трудно передать в рамках небольшого текста, но постараюсь пояснить свою мысль. Совсем иной, буквально «человеком с тысячью лиц», выглядит певица практически в каждой из композиций альбома. И, конечно же, дело не в том, что поет она разные песни на разных языках, и не в том, что лишь в двух композициях мы слышим стандартное для джаза фортепьянное трио (в остальных сопровождение ограничено фортепьяно и ударными, а также live electronics). Главное – для каждой песни она находит свои, очень яркие краски, точно передает настроение песни, превращая каждый трек в мини-пьесу театра Гайи Матиуцци, талантливо и убедительно примеряя на себя все новые и новые образы…
Альбом открывается композицией Bettellied Ханса Эйслера и Бертольда Брехта, где под энергичный ритм звучит совершенно необычный вокал, в котором слиты воедино академические начала ( Гайя получила солидное образование как в области джазового, так и академического вокала), мелодекламация в традициях брехтовского театра и чисто джазовая экспрессия. В полной мере мощь и диапазон своего голоса Гайя Матиуцци проявляет, интерпретируя песню знаменитой Нины Симон Images of a Wayward Soul, где глубина чувств, характерная для блюза и музыки госпел рельефно выступает из-под внешней академичности. Использована в этой песне и электроника: дуэт певицы с самой собой выглядит весьма органично и уместно. Самую длинную композицию альбома, девятиминутную Morenica открывает красивое басовое интро в исполнении Стефано Сенни, за которым следует грустная чувственная баллада, украшенная ориентальными интонациями. В предпоследней композиции Nightfall эти восточные мотивы выходят уже на первый план, и Матиуцци здесь не менее хороша, чем в других треках, например, в Prospectus джазового модерниста Стива Лэйси, где скэт-вокал Гайи подчеркивает текучий, изменчивый ритм пьесы или в The World Feels Dusty классиков Аарона Копленда и Эмили Дикинсон, где традиционная баллада получает весьма неожиданный финал. Для полноты картины добавлю, что звучат в альбоме и две композиции, написанные партнерами Гайи по этой записи – пианистом Фабрицио Пуглизи и ударником Кристиано Кальканиле.
Сегодня Гайя Матиуцци является одной из самых многообещающих вокалисток в итальянском джазе. Певица хорошо известна не только у себя дома, она гастролировала и в Штатах, и во многих странах Европы. Мне кажется, что альбом Laut заметно увеличит ее популярность. Очень рекомендую нашим читателям обратить внимание на эту работу.
Новый фильм Павла Бородина, увидевший свет благодаря совместной работе его компании PanRec и австрийского лейбла Trost Records, посвящен центральному событию фестиваля Music Unlimited в австрийском городе Вельсе в ноябре 2011 года. Куратор фестиваля ...
Нью-йоркский проект The Sours объединил людей ярких и неординарных. Гитарист, композитор и продюсер Саша Маркович знаком уже нашим читателям по ансамблю Yagull и его дебютному альбому films – странной и притягательной смеси джаза, ...
Бельгийский гитарист и композитор Мишель Дельвиль в третий раз появляется в обзорах нашего сайта, и каждый раз, словно Будда, в новом воплощении. Нетрудно заметить, что во всех случаях это происходит благодаря нью-йоркскому лейблу MoonJune и его ...
Джазовые люди редко обращают свои профессиональные интересы на творчество коллег из других жанров (академическую музыку в счет не беру). Должно иметь место Явление, чтобы джазмен захотел интерпретировать эту музыку на своем языке. Таким Явлением ...
Обложка этого сетевого альбома предельно конкретна, без каких-либо концептуальных намеков: все действующие лица – на фотографии. Две его композиции – это две страницы (по двадцать с небольшим минут каждая) фестиваля импровизационной ...
Достаточно беглого взгляда на список произведений, включенных в программу этого проекта, чтобы понять: название альбома в очень малой степени связано с геометрической фигурой, изображенной на обложке. Sphere в данном случае – это хорошо ...
Долгое время гитарист Джанго Рейнхардт, бельгийский цыган, оставался единственным не американцем в пантеоне богов джазовой истории. Его записи в составе Quintette du Hot Club de France и дуэты со скрипачом Стефано Грапелли вошли в число лучших ...
Слушая Biotope, я время от времени с некоторым недоверием вновь и вновь читал короткую информацию об альбоме, выложенную вместе с записью на Clinical Archives. Да нет, все так: «Все композиции были созданы совместно, живьем, «здесь и ...
Историю зарождения ансамбля Vole трубач Роланд Раманан описывает в liner notes альбома так: «Множество музыкантов прошло через лабораторию в доме Хавьера на Хиллсайд Роуд. Роберто и я тоже входили в эту тусовку и быстро обнаружили, что наше ...
Обложка альбома с вымершей птицей дронт и трехмерной геометрической фигурой из разряда «невозможных» вроде бы исчерпывающе иллюстрирует название этой работы. Но, похоже, Zoop играют со своими потенциальными слушателями в игру более ...
В альбом вошли 4 пьесы, написанные для секстета, а также две версии баллады «Победа (Любовь)», о которой, как и о самой записи, следует рассказать особо. Запись всех пьес, вошедших в альбом, кроме второй (инструментальной) версии баллады, записанной ...
Выпущенный на рекорд-лейбле "ArtBeat Music" альбом "Арсенал '13", включивший в себя тринадцать всенародно любимых творений Алексея Козлова и его "Арсенала", стал практически первым официальным сборником коллектива, доказывающего своё неиссякаемое ...