Glod / Piket / Tokar / Kugel - Op Der Schmelz Live
09.05.2013
Новый релиз компании Nemu Records переносит нас в Люксембург, где в феврале 2010 года в зале Op Der Schmelz состоялся концерт интернационального джазового квартета, двое из участников которого уже знакомы нашим читателям – это немецкий барабанщик Клаус Кугель и украинский басист Марк Токарь, а вот двух других раньше слышать не доводилось – это, соответственно, Роби Глод, саксофонист из французского города Страсбург, ныне живущий в Люксембурге, и пианистка из Нью-Йорка Роберта Пикет. Зная немножко творчество Клауса и Марка, можно смело предположить, что и в данном случае речь идет о современной импровизационной музыке – и не ошибиться.
Уже стартовая композиция Dredger of Pig Rolls задает тон всему концерту. Она начинается словно парад-алле в цирке, когда по очереди на манеж выходят все участники представления. Сначала следует почти трехминутное сольное фортепьянное вступление Роберты Пикет во вполне академическом духе, затем к ней присоединяется саксофон Глода, еще через какое-то время в дело вступают ударные Кугеля и завязывается вполне себе джазовый импровизационный разговор. К середине пьесы основным «модератором» этой беседы становится вновь Роберта в сопровождении ритм-группы, а ближе к финалу тринадцатиминутной композиции на авансцену выходит с длинным и очень техничным соло на контрабасе Марк Токарь, его сменяет Кугель и пьеса заканчивается изящной, словно росчерк пера, саксофонной фразой Глода.
Я не буду описывать подробно остальные пьесы, потому что это прекрасно сделал в liner notes к альбому сам Ховард Мандель, известнейший джазовый критик из Нью-Йорка, президент Ассоциации джазовых журналистов. Отмечу только его афористичное высказывание об игре Роби Глода: «Он не похож на Беше, Колтрейна, Лэйси или кого-то другого, а только на самого себя…» И еще одна цитата из liner notes, принадлежащая уже Роберте Пикет, она, на мой взгляд, особенно важна для понимания принципов устройства того музыкального театра, в который нас приглашает импровизационный квартет: «Наша музыка очень интуитивна, она вся стоит на интуиции и умении слушать. Чем больше ты играешь такого рода музыку, тем увереннее себя в ней чувствуешь. Необходимо развивать чувство уверенности в себе, терпение, необходимое для того, чтобы дождаться того уникального момента, когда тебе действительно есть что добавить в общее исполнение…»
Да, рядом с названиями пьес указаны их авторы (это, в тех или иных комбинациях, все участники ансамбля, кроме Токаря), но понятно, что в другой день и в другой раз, пусть даже в исполнении этого же квартета, эти же пьесы прозвучат уже иначе. Кстати, любопытное обстоятельство, связанное с названиями пьес, объяснения которому я ни в liner notes, ни в пресс-релизах не нашел. Хотя концерт проходил в Люксембурге и Роби Глод был как бы формальным «хозяином площадки», но четыре названия из шести так или иначе связаны вовсе не с Люксембургом, а с Украиной, родиной Марка Токаря. Второй трек называется Lviv (это родной город басиста), следующий - Budmo, Hay! (украинский застольный тост), еще одна пьеса названа популярным в Украине мужским именем: Nazar, а название финального трека Still Alive, если верить Манделю, происходит от первых строк национального гимна этой страны «Ще не вмерла Україна». Согласитесь, интригует.
Если подводить итог этому небольшому обзору, то можно сказать, что любители импровизационной музыки, современного камерного музицирования, где сложно сказать, где кончается стихия академическая и начинается стихия джазовая, наверняка послушают Op Der Schmelz Live с большим удовольствием.
Джаз итальянских островов – так можно охарактеризовать этот альбом. Массимо Спана, басист и композитор, - живет и работает в Кальяри, на острове Сардиния, а издан The Sleepwalker, уже второй альбом в его дискографии, сицилийским лейблом. ...
В 1959 году американский басист Чарли Мингус выпустил альбом Mingus Ah Um, который многие относят к его лучшим работам. Альбом в целом выглядел трибьютом Чарли своим учителям, почти каждая пьеса в нем была связана с именем того или иного мастера ...
В музыке вообще и в джазе в частности не редки случаи, когда в поисках вдохновения композиторы и исполнители обращаются к произведениям живописи. Вот и басист из Кальяри, Сардиния Маттео Мунтони в своем новом проекте, изданном Improvvisatore ...
Когда речь идет об альбоме-трибьюте, первым делом хочется представить и автора проекта, и того, кому он посвящен. Итак, Рюичи Сакамото (р. 1952) – современный японский композитор, пишущий музыку самых разных жанров. Особенно известен, как один ...
Угадайте с трех раз: если гитарист живет в Чикаго и играет блюз, причем в основном в клубах Вест Сайда, какого направления он придерживается? Да, вы правильно подумали, но так как Тейлор – наш современник, то его вариант чикагского блюза ...
Проект Mumpbeak поражает многим. Самое очевидное, что бросается в глаза еще до прослушивания, - это звездная компания музыкантов, обозначенная на обложке альбома. В ходе прослушивания кажется, что здесь играет настоящий виртуоз электрогитары ранга ...
Индийский гитарист Ношир Моди покинул родной Мумбаи (Бомбей) и переселился в Нью-Йорк в 1995 году. Его стиль игры на гитаре сформировался еще на родине, впитав в себя медитативность индийской классической музыки, энергетику рока и импровизационность ...
Пол Хиггс – заметная фигура в мире британской музыки. Уже много лет он является музыкальным директором Национального театра Великобритании, сотрудничает с Королевской шекспировской компанией. Продюсер, аранжировщик, композитор, он активно ...
Tatterdemalion – дебютный альбом для трио, которое возникло только в конце 2010 года. Он был записан в 2012 году и в марте этого года издан Babel Label. Саксофонистка Рэйчел Муссон, клавишник Лиэм Ноубл и барабанщик Марк Сандерс, создавшие ...
Наверное, многим приходилось оказываться в такой ситуации: в ходе начатой после долгих откладываний и внутренней борьбы с собственной ленью генеральной уборки, вдруг откапываешь совершенно забытый предмет, текст, фотографию, который вдруг обжигает ...
2013-й год проходит у композитора и пианиста из Нью-Йорка Ричарда Бливаса под знаком путешествий в прошлое, по крайней мере, если говорить об альбомах, которые он предложил вниманию поклонников своей музыки в этом году. В июле появился сетевой ...
Перед тем, как писать о новом альбоме австро-швейцарского трио Ром – Шаерер – Эберле, я извлек с полки и еще раз послушал их предыдущий альбом Please Don't Feed The Model, а также перечитал, что писал о нем тогда, в 2011 году. И ...