Творчество бразильского саксофониста Иво Перельмана – замечательное лекарство от стереотипов для тех, кому бразильский джаз представляется сплошными вариациями на темы самбы и босса-новы. Уроженец Сан-Паулу, Перельман (р.1961г.) с юных лет увлекался музыкой Стена Гетца и Пола Дезмонда, а со времен учебы в известном колледже Беркли в Бостоне (1981-83г.г.) переориентировался на авангард в духе Элберта Эйлера и Джона Колтрейна. Сегодня Перельман живет в основном в Нью-Йорке, является одним из ведущих тенор-саксофонистов авангардного джаза, отличается завидной плодовитостью, выпуская по несколько альбомов в год и, кроме того, весьма успешно занимается живописью.
Последние годы Перельман издает свои работы в основном на Leo Records, однако One стал его дебютом на другой британской фирме, также работающей в Лондоне – молодом, динамично развивающемся лейбле RareNoiseRecords. Оба партнера Иво по этому проекту, Джо Моррис и Балаш Панди, ранее играли на альбоме Slobber Pup, также изданном RareNoise в этом году (рецензию на него можно найти на нашем сайте). С Джо Моррисом Перельману доводилось работать и раньше. Этот известный в Нью-Йорке музыкант играет как на гитаре, так и на акустическом контрабасе, но в данном случае он взял в руки электрическую бас-гитару. Венгерский барабанщик Балаш Панди, напротив, ранее с Перельманом никогда не играл, да и вообще работал преимущественно в сфере музыки хэви-метал. Однако, услышав в одном из нью-йоркских клубов игру Slobber Pup с Моррисом и Панди, Иво Перельман пригласил обоих музыкантов записаться вместе, что и произошло буквально через несколько дней.
Разумеется, как водится в креативном джазе, ни о каких предварительных репетициях речь не шла. One представляет вам музыку, которая рождалась непосредственно по ходу записи, и вы можете по достоинству оценить мастерство музыкантов, впервые игравших в такой конфигурации. Думаю, разочарованных или не будет вообще, или будет очень мало. Перельман играет с отменной фразировкой и удивительным чувством свободы (так, кстати, называется и первая композиция альбома - Freedom), легко и очень естественно переходя от нижних регистров к верхним. Экстатичные пассажи неожиданно сменяются очень лиричными отрывками, где энергетика музыки ощущается ничуть не слабее. Фри-джаз этого саксофониста очень эмоционален, что в очередной раз заставляет вспомнить его великих предшественников – Колтрейна и Эйлера. Особо я отметил бы в этом смысле композиции To Remember What Never Existed и One, а также 17-минутную финальную пьесу Stigma.
Джо Моррис, впервые выступивший в роли бас-гитариста, благодаря своему огромному опыту игры в самых разных составах, оказался вполне на уровне поставленных задач, а его дуэт с Перельманом в титульной пьесе можно отнести к самым запоминающимся моментам альбома. Балаш Панди уже в Slobber Pup показал, что его прошлое рок-барабанщика отнюдь не мешает чутко слышать и совсем другую музыку, подстегивая своим ритмом огонь импровизации. В этом смысле One с его фри-джазовой основой, возможно, поставил перед венгерским барабанщиком еще более сложные задачи, чем предыдущий проект. Думаю, Балаш справился с ними вполне достойно.
На мой взгляд, альбом One стал интересным и полезным опытом для всех трех участников проекта, а заодно, бесспорно, украсил каталог RareNoiseRecords.
Джазовые люди редко обращают свои профессиональные интересы на творчество коллег из других жанров (академическую музыку в счет не беру). Должно иметь место Явление, чтобы джазмен захотел интерпретировать эту музыку на своем языке. Таким Явлением ...
Обложка этого сетевого альбома предельно конкретна, без каких-либо концептуальных намеков: все действующие лица – на фотографии. Две его композиции – это две страницы (по двадцать с небольшим минут каждая) фестиваля импровизационной ...
Достаточно беглого взгляда на список произведений, включенных в программу этого проекта, чтобы понять: название альбома в очень малой степени связано с геометрической фигурой, изображенной на обложке. Sphere в данном случае – это хорошо ...
Долгое время гитарист Джанго Рейнхардт, бельгийский цыган, оставался единственным не американцем в пантеоне богов джазовой истории. Его записи в составе Quintette du Hot Club de France и дуэты со скрипачом Стефано Грапелли вошли в число лучших ...
Слушая Biotope, я время от времени с некоторым недоверием вновь и вновь читал короткую информацию об альбоме, выложенную вместе с записью на Clinical Archives. Да нет, все так: «Все композиции были созданы совместно, живьем, «здесь и ...
Историю зарождения ансамбля Vole трубач Роланд Раманан описывает в liner notes альбома так: «Множество музыкантов прошло через лабораторию в доме Хавьера на Хиллсайд Роуд. Роберто и я тоже входили в эту тусовку и быстро обнаружили, что наше ...
Обложка альбома с вымершей птицей дронт и трехмерной геометрической фигурой из разряда «невозможных» вроде бы исчерпывающе иллюстрирует название этой работы. Но, похоже, Zoop играют со своими потенциальными слушателями в игру более ...
В альбом вошли 4 пьесы, написанные для секстета, а также две версии баллады «Победа (Любовь)», о которой, как и о самой записи, следует рассказать особо. Запись всех пьес, вошедших в альбом, кроме второй (инструментальной) версии баллады, записанной ...
Выпущенный на рекорд-лейбле "ArtBeat Music" альбом "Арсенал '13", включивший в себя тринадцать всенародно любимых творений Алексея Козлова и его "Арсенала", стал практически первым официальным сборником коллектива, доказывающего своё неиссякаемое ...
Фонд «АrtBeat» выпустил двойной аудио-альбом «Воздух времени» с музыкой джазовой саксофонистки и композитора Анны Королёвой. Анна посвятила его Владимиру Орлову – писателю, чьи произведения признаны достоянием мировой литературы. Название «Воздух ...
"Живые Люди" (Live People) - московский ансамбль концептуального джаза, который вот уже более четырех лет (с 2009 г.) балует любителей джаза оригинальными композициями на темы лидера квартета Натальи Скворцовой и остальных участников коллектива, а ...
"Переменная облачность" была записана в 1998-1999 гг. на цифровой восьмиканальной студии у меня дома. Это была, главным образом, авторская и композиторская работа, поэтому барабаны и прочая перкуссия были аккуратно исполнены небольшим, но дружным ...