Hildegard lernt fliegen - The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains
12.05.2014
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A Cook (2013). Обзоры этих дисков можно найти на нашем сайте. Оба альбома оставили очень приятное впечатление во многом благодаря виртуозному мастерству Андреаса. И вот теперь The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains дает возможность оценить таланты Шаерера в его «домашнем», швейцарском секстете Hildegard lernt fliegen. Музыканты из Берна записывали этот альбом в ноябре 2013 года, а поступил он в продажу в конце марта нынешнего года. Для Hildegard lernt fliegen это уже четвертый альбом. Андреас Шаерер организовал этот коллектив еще в 2005 году, и с тех пор парни объездили пол-Европы, включая Россию (их предыдущий CD так и назывался: Live In Russia) и собрали богатый урожай наград, самая свежая из которых – премия концерна BMW за 2014 год.
Премию Hildegard lernt fliegen выиграл в конкурсе, девизом которого было «чувство юмора». Альбом The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains в полной мере дает возможность убедиться, что музыкальный юмор – важная составляющая секрета обаяния ансамбля. Кредо коллектива выражено в словах Андреаса Шаерера, приведенных в пресс-релизе: «В джазе не бывает чего-то правильного или неправильного». И в альбоме остроумно и тонко обыгрываются академический оперный стиль (Don Clemenza), старый свинговый джаз (Sweet Sirsmaraecalee) или квази-романтичная латина (Epilogue – Rezeusler).
Но не юмором единым. Не менее важен прекрасно сбалансированный и отлично сыгранный состав. Секстет составляют духовая секция из трех человек, ритм-группа (контрабас и ударные) и лидер-вокалист. Впрочем, последнее утверждение несколько неточно, потому что Шаерера вполне можно считать еще одним инструменталистом: он широко использует технику битбоксинга и мастерски подражает звучанию трубы (human trumpet). Очень удачно ложатся в звуковую палитру ансамбля выразительные вставки ударника Кристофа Штайнера на маримбе (стартовая Seven Oaks, Zeusler и некоторые другие пьесы). В двух композициях группы уместно и точно введены в состав музыканты-гости: банджо и бандонеон в Sweet Sirsmaraecalee и Rezeusler соответственно сразу придают пьесам вполне определенное настроение.
Ну, и, наконец, главное «оружие» секстета: голос его лидера. Кажется, нет пределов и техническим возможностям, и творческой фантазии Андреаса Шаерера. На протяжении сорока пяти минут звучания альбома вы услышите мелодекламацию и речитатив, джазовый скэт и оперный вокал, звукоподражание и академический вокализ. Диапазон сравнений тут может быть очень широк – от Фила Минтона до Фредди Меркьюри, но каждое из этих сравнений будет неточным, потому что в следующее мгновение голос хамелеона-Шаерера уведет вас от одного сравнения к совсем иному. Пожалуй, логичнее голоса других вокалистов современного импровизационного джаза сравнивать с искусством 38-летнего швейцарца, для которого нет ничего невозможного.
Hildegard lernt fliegen в переводе с немецкого означает «Хильдегард учится летать». Ничего не могу сказать про Хильдегард, но, похоже, Андреас Шаерер и его коллеги с юмором и внешней легкостью, за которой стоит большой творческий труд, учат летать своих слушателей – на крыльях фантазии и воображения. Желаю всем, кто услышит этот альбом удачного полета – вместе с Хильдегард!
Полгода назад мне довелось обозревать для нашего сайта альбом Фрэнка Весса Magic 101. И вот теперь пришел черед Magic 201, который поступит в продажу в феврале 2014 года. Обложки обоих альбомов очень похожи: и тут, и там на фоне черно-белой ...
Трудно представить себе более контрастную пару городов, чем Новый Орлеан и Осло. Горячий влажный Юг и прозрачный холодный Север, бьющая через край импульсивность, замешанная на симбиозе английской, французской, карибской и африканской культур и ...
Впервые услышав молодую итальянскую певицу Гайю Матиуцци в составе ансамбля "Vocal" Naked Musicians в весьма авангардном а-капелльном проекте Flowers in the Garbage, я ожидал от ее сольного альбома Laut (второго в карьере) чего-то подобного по ...
У Томаса Ганша и Георга Брайншмида общие вкусы: оба они любят музыку и британскую комик-группу Монти Пайтон. Возможно, поэтому с 1997 года они стали друзьями по жизни и единомышленниками в творчестве. Оба австрийских музыканта начинали свой путь с ...
Гэри Грей – известный и весьма успешный американский кларнетист. Работает он в основном в сфере академической музыки – играл во многих симфонических оркестрах, в течение 20 лет был первым кларнетистом камерного оркестра Лос-Анджелеса, ...
Новый релиз компании Nemu Records переносит нас в Люксембург, где в феврале 2010 года в зале Op Der Schmelz состоялся концерт интернационального джазового квартета, двое из участников которого уже знакомы нашим читателям – это немецкий ...
Если, взглянув на хронометраж альбома, вы решили, что один час и двадцать минут звучания – это слишком утомительно, не спешите с выводами! Ручаюсь, что поставив этот диск, к концу звучания вы с удивлением отметите, что время пролетело просто ...
Когда мы говорим о блистательной британской школе фри-джаза, то представляем при этом, в общем-то, вполне определенный список имен: Паркер, Резерфорд, Бейли, Минтон, Коксхилл… Многие музыканты из этого списка – люди уже весьма солидного ...
Давненько не слышал я столь необычных названий ансамблей, как то, что пополнило индонезийскую часть каталога MoonJune Records в этом году. I Know You Well Miss Clara – коллектив молодой, он образовался в 2009 году, и музыканты, в нем ...
Творчество бразильского саксофониста Иво Перельмана – замечательное лекарство от стереотипов для тех, кому бразильский джаз представляется сплошными вариациями на темы самбы и босса-новы. Уроженец Сан-Паулу, Перельман (р.1961г.) с юных лет ...
После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает ...
Это не совсем обычное фортепьянное джазовое трио, как может показаться при формальном взгляде на состав музыкантов, записывавших альбом Yellow Petals. Традиционно в таких составах «рулит» пианист при более или менее активной поддержке ...