Hildegard lernt fliegen - The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains
12.05.2014
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A Cook (2013). Обзоры этих дисков можно найти на нашем сайте. Оба альбома оставили очень приятное впечатление во многом благодаря виртуозному мастерству Андреаса. И вот теперь The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains дает возможность оценить таланты Шаерера в его «домашнем», швейцарском секстете Hildegard lernt fliegen. Музыканты из Берна записывали этот альбом в ноябре 2013 года, а поступил он в продажу в конце марта нынешнего года. Для Hildegard lernt fliegen это уже четвертый альбом. Андреас Шаерер организовал этот коллектив еще в 2005 году, и с тех пор парни объездили пол-Европы, включая Россию (их предыдущий CD так и назывался: Live In Russia) и собрали богатый урожай наград, самая свежая из которых – премия концерна BMW за 2014 год.
Премию Hildegard lernt fliegen выиграл в конкурсе, девизом которого было «чувство юмора». Альбом The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains в полной мере дает возможность убедиться, что музыкальный юмор – важная составляющая секрета обаяния ансамбля. Кредо коллектива выражено в словах Андреаса Шаерера, приведенных в пресс-релизе: «В джазе не бывает чего-то правильного или неправильного». И в альбоме остроумно и тонко обыгрываются академический оперный стиль (Don Clemenza), старый свинговый джаз (Sweet Sirsmaraecalee) или квази-романтичная латина (Epilogue – Rezeusler).
Но не юмором единым. Не менее важен прекрасно сбалансированный и отлично сыгранный состав. Секстет составляют духовая секция из трех человек, ритм-группа (контрабас и ударные) и лидер-вокалист. Впрочем, последнее утверждение несколько неточно, потому что Шаерера вполне можно считать еще одним инструменталистом: он широко использует технику битбоксинга и мастерски подражает звучанию трубы (human trumpet). Очень удачно ложатся в звуковую палитру ансамбля выразительные вставки ударника Кристофа Штайнера на маримбе (стартовая Seven Oaks, Zeusler и некоторые другие пьесы). В двух композициях группы уместно и точно введены в состав музыканты-гости: банджо и бандонеон в Sweet Sirsmaraecalee и Rezeusler соответственно сразу придают пьесам вполне определенное настроение.
Ну, и, наконец, главное «оружие» секстета: голос его лидера. Кажется, нет пределов и техническим возможностям, и творческой фантазии Андреаса Шаерера. На протяжении сорока пяти минут звучания альбома вы услышите мелодекламацию и речитатив, джазовый скэт и оперный вокал, звукоподражание и академический вокализ. Диапазон сравнений тут может быть очень широк – от Фила Минтона до Фредди Меркьюри, но каждое из этих сравнений будет неточным, потому что в следующее мгновение голос хамелеона-Шаерера уведет вас от одного сравнения к совсем иному. Пожалуй, логичнее голоса других вокалистов современного импровизационного джаза сравнивать с искусством 38-летнего швейцарца, для которого нет ничего невозможного.
Hildegard lernt fliegen в переводе с немецкого означает «Хильдегард учится летать». Ничего не могу сказать про Хильдегард, но, похоже, Андреас Шаерер и его коллеги с юмором и внешней легкостью, за которой стоит большой творческий труд, учат летать своих слушателей – на крыльях фантазии и воображения. Желаю всем, кто услышит этот альбом удачного полета – вместе с Хильдегард!
Это не совсем обычное фортепьянное джазовое трио, как может показаться при формальном взгляде на состав музыкантов, записывавших альбом Yellow Petals. Традиционно в таких составах «рулит» пианист при более или менее активной поддержке ...
В момент, когда пишутся эти строки, за окном у автора сыпет мокрый снег пополам с дождем. В столь мерзкую погоду дебютный альбом квинтета Джули Лайон – лучшее лекарство от хандры. Во всяком случае, меня он согрел лучше кружки с чем-нибудь ...
Дебютный альбом исполнителя – это не всегда первые шаги, старт карьеры, сомнения и неуверенность в себе: «Как примут мою первую работу?». Иногда это – эффектная деталь, венчающая постройку, возводимую много лет и с ...
Наши детские мечты далеко не всегда впоследствии воплощаются в жизнь. К сожалению, чаще они так и остаются мечтами. А вот барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик»), сыну известного джазового вибрафониста Терри ...
На ресурсе Clinical Archives под номером ca521 появился новый сетевой альбом группы «Князь Мышкин» под названием «Полесские песни». В течение 2013 года коллектив Леонида Нарушевича неоднократно показывал эту программу на ...
Если в Москве существует Оркестр Интуитивной Музыки, а в Минске – Группа Интуитивной импровизации, то, рано или поздно, они просто обязаны были встретиться друг с другом. И такая встреча действительно произошла в феврале 2013 года в Минске, когда ...
С завидной оперативностью – прошло менее месяца - совместный концерт, который дали во время фестиваля авангардного искусства ДАХ-КРАХ-ХХ "Напрыканцы Канца..." в Минске 10 мая 2013 года белорусская группа интуитивной импровизации «Князь ...
Гитарист Дэн Мессоре живет и работает в Лондоне, но родом он из Уэльса, изучал джаз в Королевском Валлийском колледже Музыки и Драмы в Кардиффе. Дэн весьма активен в последние годы и является в настоящее время лидером сразу двух коллективов. В 2012 ...
Рассказывая об этом альбоме, необходимо упомянуть сразу четыре страны – Израиль, США, Россию и Данию. В Израиле живет с 2011 года, играет на саксофоне, сочиняет музыку и продюсирует различные музыкальные проекты один из авторов проекта данного ...
Еще не прошло и года с момента выхода предыдущего альбома ансамбля Живые Люди (Live People Quartet) "Движение", как плотное сотрудничество с лейблом авторской музыки "FANCYMUSIC" дало новые плоды. Пластинка "Новые Города" (The New Cities), ...
Американо-израильская группа Marbin, базирующаяся в Чикаго, выпустила третий в своей дискографии и второй для Moonjune Records альбом Last Chapter of Dreaming. Обзор ее дебюта на лейбле Леонардо Павковича Breaking the Cycle можно найти на сайте и ...
В 12 лет белградский мальчик Марко Джорджевич (р.1972) взял в руки барабанные палочки, чтобы никогда больше не расставаться с ними. Быстро прогрессируя в технике игры, в 16 лет он уже отправился во всемирно известный колледж Беркли в Бостоне, где ...