Hildegard lernt fliegen - The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains
12.05.2014
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A Cook (2013). Обзоры этих дисков можно найти на нашем сайте. Оба альбома оставили очень приятное впечатление во многом благодаря виртуозному мастерству Андреаса. И вот теперь The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains дает возможность оценить таланты Шаерера в его «домашнем», швейцарском секстете Hildegard lernt fliegen. Музыканты из Берна записывали этот альбом в ноябре 2013 года, а поступил он в продажу в конце марта нынешнего года. Для Hildegard lernt fliegen это уже четвертый альбом. Андреас Шаерер организовал этот коллектив еще в 2005 году, и с тех пор парни объездили пол-Европы, включая Россию (их предыдущий CD так и назывался: Live In Russia) и собрали богатый урожай наград, самая свежая из которых – премия концерна BMW за 2014 год.
Премию Hildegard lernt fliegen выиграл в конкурсе, девизом которого было «чувство юмора». Альбом The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains в полной мере дает возможность убедиться, что музыкальный юмор – важная составляющая секрета обаяния ансамбля. Кредо коллектива выражено в словах Андреаса Шаерера, приведенных в пресс-релизе: «В джазе не бывает чего-то правильного или неправильного». И в альбоме остроумно и тонко обыгрываются академический оперный стиль (Don Clemenza), старый свинговый джаз (Sweet Sirsmaraecalee) или квази-романтичная латина (Epilogue – Rezeusler).
Но не юмором единым. Не менее важен прекрасно сбалансированный и отлично сыгранный состав. Секстет составляют духовая секция из трех человек, ритм-группа (контрабас и ударные) и лидер-вокалист. Впрочем, последнее утверждение несколько неточно, потому что Шаерера вполне можно считать еще одним инструменталистом: он широко использует технику битбоксинга и мастерски подражает звучанию трубы (human trumpet). Очень удачно ложатся в звуковую палитру ансамбля выразительные вставки ударника Кристофа Штайнера на маримбе (стартовая Seven Oaks, Zeusler и некоторые другие пьесы). В двух композициях группы уместно и точно введены в состав музыканты-гости: банджо и бандонеон в Sweet Sirsmaraecalee и Rezeusler соответственно сразу придают пьесам вполне определенное настроение.
Ну, и, наконец, главное «оружие» секстета: голос его лидера. Кажется, нет пределов и техническим возможностям, и творческой фантазии Андреаса Шаерера. На протяжении сорока пяти минут звучания альбома вы услышите мелодекламацию и речитатив, джазовый скэт и оперный вокал, звукоподражание и академический вокализ. Диапазон сравнений тут может быть очень широк – от Фила Минтона до Фредди Меркьюри, но каждое из этих сравнений будет неточным, потому что в следующее мгновение голос хамелеона-Шаерера уведет вас от одного сравнения к совсем иному. Пожалуй, логичнее голоса других вокалистов современного импровизационного джаза сравнивать с искусством 38-летнего швейцарца, для которого нет ничего невозможного.
Hildegard lernt fliegen в переводе с немецкого означает «Хильдегард учится летать». Ничего не могу сказать про Хильдегард, но, похоже, Андреас Шаерер и его коллеги с юмором и внешней легкостью, за которой стоит большой творческий труд, учат летать своих слушателей – на крыльях фантазии и воображения. Желаю всем, кто услышит этот альбом удачного полета – вместе с Хильдегард!
Творческий союз широко известного американского мультиинструменталиста и композитора экспериментальной музыки Эллиота Шарпа и австрийского ансамбля Studio Dan возник в 2011 году. Studio Dan под управлением Даниэля Риглера к тому времени имел за ...
Афроамериканский женский вокальный ансамбль Sweet Honey in the Rock существует с 1973 года. Пение a capella наводит на мысль об исполнении в первую очередь духовной музыки – спиричуэллз и госпелз, тем более, что и название коллектива взято из ...
Наше знакомство с Дэнном Зинном пришлось на его третий альбом. До того тенор-саксофонист, флейтист, композитор и аранжировщик из Калифорнии помимо двух авторских работ участвовал во множестве записей с другими музыкантами. Кроме того, Зинн (к ...
Новый фильм Павла Бородина, увидевший свет благодаря совместной работе его компании PanRec и австрийского лейбла Trost Records, посвящен центральному событию фестиваля Music Unlimited в австрийском городе Вельсе в ноябре 2011 года. Куратор фестиваля ...
Нью-йоркский проект The Sours объединил людей ярких и неординарных. Гитарист, композитор и продюсер Саша Маркович знаком уже нашим читателям по ансамблю Yagull и его дебютному альбому films – странной и притягательной смеси джаза, ...
Бельгийский гитарист и композитор Мишель Дельвиль в третий раз появляется в обзорах нашего сайта, и каждый раз, словно Будда, в новом воплощении. Нетрудно заметить, что во всех случаях это происходит благодаря нью-йоркскому лейблу MoonJune и его ...
Джазовые люди редко обращают свои профессиональные интересы на творчество коллег из других жанров (академическую музыку в счет не беру). Должно иметь место Явление, чтобы джазмен захотел интерпретировать эту музыку на своем языке. Таким Явлением ...
Обложка этого сетевого альбома предельно конкретна, без каких-либо концептуальных намеков: все действующие лица – на фотографии. Две его композиции – это две страницы (по двадцать с небольшим минут каждая) фестиваля импровизационной ...
Достаточно беглого взгляда на список произведений, включенных в программу этого проекта, чтобы понять: название альбома в очень малой степени связано с геометрической фигурой, изображенной на обложке. Sphere в данном случае – это хорошо ...
Долгое время гитарист Джанго Рейнхардт, бельгийский цыган, оставался единственным не американцем в пантеоне богов джазовой истории. Его записи в составе Quintette du Hot Club de France и дуэты со скрипачом Стефано Грапелли вошли в число лучших ...
Слушая Biotope, я время от времени с некоторым недоверием вновь и вновь читал короткую информацию об альбоме, выложенную вместе с записью на Clinical Archives. Да нет, все так: «Все композиции были созданы совместно, живьем, «здесь и ...
Историю зарождения ансамбля Vole трубач Роланд Раманан описывает в liner notes альбома так: «Множество музыкантов прошло через лабораторию в доме Хавьера на Хиллсайд Роуд. Роберто и я тоже входили в эту тусовку и быстро обнаружили, что наше ...