Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A Cook (2013). Обзоры этих дисков можно найти на нашем сайте. Оба альбома оставили очень приятное впечатление во многом благодаря виртуозному мастерству Андреаса. И вот теперь The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains дает возможность оценить таланты Шаерера в его «домашнем», швейцарском секстете Hildegard lernt fliegen. Музыканты из Берна записывали этот альбом в ноябре 2013 года, а поступил он в продажу в конце марта нынешнего года. Для Hildegard lernt fliegen это уже четвертый альбом. Андреас Шаерер организовал этот коллектив еще в 2005 году, и с тех пор парни объездили пол-Европы, включая Россию (их предыдущий CD так и назывался: Live In Russia) и собрали богатый урожай наград, самая свежая из которых – премия концерна BMW за 2014 год.
Премию Hildegard lernt fliegen выиграл в конкурсе, девизом которого было «чувство юмора». Альбом The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains в полной мере дает возможность убедиться, что музыкальный юмор – важная составляющая секрета обаяния ансамбля. Кредо коллектива выражено в словах Андреаса Шаерера, приведенных в пресс-релизе: «В джазе не бывает чего-то правильного или неправильного». И в альбоме остроумно и тонко обыгрываются академический оперный стиль (Don Clemenza), старый свинговый джаз (Sweet Sirsmaraecalee) или квази-романтичная латина (Epilogue – Rezeusler).
Но не юмором единым. Не менее важен прекрасно сбалансированный и отлично сыгранный состав. Секстет составляют духовая секция из трех человек, ритм-группа (контрабас и ударные) и лидер-вокалист. Впрочем, последнее утверждение несколько неточно, потому что Шаерера вполне можно считать еще одним инструменталистом: он широко использует технику битбоксинга и мастерски подражает звучанию трубы (human trumpet). Очень удачно ложатся в звуковую палитру ансамбля выразительные вставки ударника Кристофа Штайнера на маримбе (стартовая Seven Oaks, Zeusler и некоторые другие пьесы). В двух композициях группы уместно и точно введены в состав музыканты-гости: банджо и бандонеон в Sweet Sirsmaraecalee и Rezeusler соответственно сразу придают пьесам вполне определенное настроение.
Ну, и, наконец, главное «оружие» секстета: голос его лидера. Кажется, нет пределов и техническим возможностям, и творческой фантазии Андреаса Шаерера. На протяжении сорока пяти минут звучания альбома вы услышите мелодекламацию и речитатив, джазовый скэт и оперный вокал, звукоподражание и академический вокализ. Диапазон сравнений тут может быть очень широк – от Фила Минтона до Фредди Меркьюри, но каждое из этих сравнений будет неточным, потому что в следующее мгновение голос хамелеона-Шаерера уведет вас от одного сравнения к совсем иному. Пожалуй, логичнее голоса других вокалистов современного импровизационного джаза сравнивать с искусством 38-летнего швейцарца, для которого нет ничего невозможного.
Hildegard lernt fliegen в переводе с немецкого означает «Хильдегард учится летать». Ничего не могу сказать про Хильдегард, но, похоже, Андреас Шаерер и его коллеги с юмором и внешней легкостью, за которой стоит большой творческий труд, учат летать своих слушателей – на крыльях фантазии и воображения. Желаю всем, кто услышит этот альбом удачного полета – вместе с Хильдегард!
© & (p) 2013 Enya / Yellowbird
10 tks / 45 mins
(Andreas Schaerer – voc, beatboxing, human trumpet; Matthias Wenger – as, ss, fl, soprano recorder; Andreas Tschopp – tb, tuba, alto recorder, voc (tk 3); Benedict Reising – bars, as, bass cl, sopranino recorder; Marco Müller – b; Christoph Steiner – dr, marimba, kalimba, typewriter; with Urs Vögeli – banjo (tk 6), Michael Zisman – bandoneon (tk 10);)
Диск предоставлен Hildegard lernt fliegen
Леонид Аускерн