На ресурсе Clinical Archives под номером ca521 появился новый сетевой альбом группы «Князь Мышкин» под названием «Полесские песни». В течение 2013 года коллектив Леонида Нарушевича неоднократно показывал эту программу на разных площадках в Минске. Рискну предположить, что это самая значительная, цельная, да и просто самая объемная работа «Князя Мышкина» за последние годы. В «Полесских песнях» отправной точкой для импровизационной музыки группы стал белорусский фольклор и впервые вокал занял в этой программе столь значительное место. Вокалисты и ранее с большим или меньшим успехом участвовали в программах «Князя», но почти всегда это были все-таки вставные эпизоды, и музыку группы без особого напряга можно было себе представить и без оных. Иначе в «Полесских песнях». Тут вокал является интегральной и неотъемлемой частью всего музыкального действа и «оторвать» его от инструментальной музыки уже так просто не получится – разве что с кровью, вместе с которой вытекут из музыки и те идеи, которые вкладывали в нее Нарушевич со товарищи.
На концертах, где с «Князем» выступал вокалист Сергей Долгушев, мне побывать не пришлось, а вот октябрьский концерт в минском музее-мастерской Заира Азгура с участием одной из самых интересных фолк-вокалисток Беларуси Ирены Котвицкой, довелось наблюдать воочию. Именно на этом концерте и была сделана запись основной части альбома.
«Князя» в этот вечер представляли басист Эрик Шимкус с эффектным двухгрифовым инструментом, сразу два перкуссиониста – Антон Денисов и Олег Рыбалка, и, разумеется, Леонид Нарушевич со своей гитарой. А вот гостьями группы были не только Ирена Котвицкая, но и скрипачка Елена Щеклеина. Обеих ранее с «Князем» слышать не доводилось. Но и здесь их вы услышите не сразу. Сначала вам придется глубоко-глубоко погрузиться в таинственную ауру медленно, нотка за ноткой, разворачивающегося музыкального действа, привыкнуть к остинатным ходам гитары, к звоночкам, шлепкам, шорохам, шелестам перкуссии. А уж потом, где-то на пятой минуте вступит скрипка, а еще через пару минут – голос. И тогда вы услышите силлабическое пение, иногда – трудно различимые слова, и все это – под ленивые линии баса, под задумчивый перебор струн гитары, под метроном перкуссии. Это первый блок вокала, потом их будет еще несколько. Характер мелодических линий и ритмических рисунков будет меняться, будет еще немало ярких моментов. Антон Денисов докажет, что ему для создания музыки вообще не нужны никакие дополнительные средства, кроме кистей собственных рук, затейливо будет вести свою тему гитара, будет потрясающее по необычности сочетание голоса белорусской певицы с утробным звучанием австралийского диджериду.
Музыка будет уводить вас все дальше и дальше, вглубь времен. И если говорить о ее фольклорных началах, то это времена, когда еще не было ни страны Беларусь, ни Российской империи, ни Великого Княжества Литовского, ни вообще каких-либо княжеств. А Полесье – было, только называлось иначе. И люди на Полесье жили. И, возможно, их музыка была похоже на ту, которая звучала в этот вечер и звучит на этом диске. Каждый слышит по-своему, я не большой знаток нюансов белорусского фольклора, но мне эта музыка показалась не столько белорусским, сколько неким общим для многих народов, пра-индоевропейским фольклором, а пение Ирены Котвицкой временами напоминало очень полюбившуюся лет пятнадцать назад вокалистку Азам Али из американо-иранского дуэта Vas. Повторюсь: это, разумеется, субъективное ощущение.
А вот второй трек альбома вряд ли вызовет большой разброс ощущений. В качестве бонуса, помимо более, чем часовой записи из музея Азгура, в альбом вошла и другая, получасовая версия «Полесских песен», представленная ранее в минском клубе Newday. Здесь в вокале присутствуют оба начала – и женское, и мужское, так сказать, наглядное взаимодействие Инь и Ян. Голоса Сергея Долгушева и Ирены Котвицкой отвоевывают у инструментальной музыки еще больше звукового пространства. Но и в их голосах, и в текстах, и в музыке здесь сразу ощутимы узнаваемые интонации именно белорусского фольклора. Это – то Полесье, которое существовало еще вчера, а может быть, где-то, в глухих селениях -весках, живет и сегодня. И эта, совсем иная версия «Полесских песен» - менее спорная, но не менее интересная.
(с) 2013
2 tks / 95 mins
(tk1: Leonid Narushevich – g; Irena Kotvickaya – voc; Elena Schekleina – vi; Eryk Shymkus – b; Oleg Rybalka – perc; Anton Denisov – didjeridoo, perc;
tk2: Sergey Dolgushev, Irena Kotvickaya - voc; Leonid Narushevich – g; Anton Denisov – perc;)
линк предоставил Леонид Нарушевич
Проект Mumpbeak поражает многим. Самое очевидное, что бросается в глаза еще до прослушивания, - это звездная компания музыкантов, обозначенная на обложке альбома. В ходе прослушивания кажется, что здесь играет настоящий виртуоз электрогитары ранга ...
Индийский гитарист Ношир Моди покинул родной Мумбаи (Бомбей) и переселился в Нью-Йорк в 1995 году. Его стиль игры на гитаре сформировался еще на родине, впитав в себя медитативность индийской классической музыки, энергетику рока и импровизационность ...
Пол Хиггс – заметная фигура в мире британской музыки. Уже много лет он является музыкальным директором Национального театра Великобритании, сотрудничает с Королевской шекспировской компанией. Продюсер, аранжировщик, композитор, он активно ...
Tatterdemalion – дебютный альбом для трио, которое возникло только в конце 2010 года. Он был записан в 2012 году и в марте этого года издан Babel Label. Саксофонистка Рэйчел Муссон, клавишник Лиэм Ноубл и барабанщик Марк Сандерс, создавшие ...
Наверное, многим приходилось оказываться в такой ситуации: в ходе начатой после долгих откладываний и внутренней борьбы с собственной ленью генеральной уборки, вдруг откапываешь совершенно забытый предмет, текст, фотографию, который вдруг обжигает ...
2013-й год проходит у композитора и пианиста из Нью-Йорка Ричарда Бливаса под знаком путешествий в прошлое, по крайней мере, если говорить об альбомах, которые он предложил вниманию поклонников своей музыки в этом году. В июле появился сетевой ...
Перед тем, как писать о новом альбоме австро-швейцарского трио Ром – Шаерер – Эберле, я извлек с полки и еще раз послушал их предыдущий альбом Please Don't Feed The Model, а также перечитал, что писал о нем тогда, в 2011 году. И ...
Название нового альбома индонезийского ансамбля simakDialog не случайно. Это действительно уже шестая история, шестая глава книги, которую Риза Аршад и его партнеры пишут с 1993 года, когда в Джакарте возник этот коллектив. Другой вопрос, что первые ...
Длиннобородый клавишник Джейми Сафт является заметной фигурой на нью-йоркской даунтаун-сцене. Джейми работал вместе с Джоном Зорном в ансамблях Electric Masada и The Dreamers, играл в New Zion Trio, Bad Brains, Beastie Boys, Metallic Taste of Blood, ...
Творческий союз широко известного американского мультиинструменталиста и композитора экспериментальной музыки Эллиота Шарпа и австрийского ансамбля Studio Dan возник в 2011 году. Studio Dan под управлением Даниэля Риглера к тому времени имел за ...
Афроамериканский женский вокальный ансамбль Sweet Honey in the Rock существует с 1973 года. Пение a capella наводит на мысль об исполнении в первую очередь духовной музыки – спиричуэллз и госпелз, тем более, что и название коллектива взято из ...
Наше знакомство с Дэнном Зинном пришлось на его третий альбом. До того тенор-саксофонист, флейтист, композитор и аранжировщик из Калифорнии помимо двух авторских работ участвовал во множестве записей с другими музыкантами. Кроме того, Зинн (к ...