После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает уже несколько десятков лет, но если брать отрезок с начала нынешнего века, то, на мой взгляд, Блум – самая стабильная и лучшая в мире сопрано-саксофонистка. Таковой ее признавала и Ассоциация джазовых журналистов США, отдав ей первое место среди сопрано-саксофонистов в 2001, 2003, 2006, 2008, 2011 и 2012 годах. Есть у Джейн Айры и множество других наград, но я не буду сейчас пересказывать ее биографию – на нашем сайте можно найти и статью о ней, и обзоры некоторых ее работ.
Так что, сразу перейдем к ее самой новой работе, ставшей уже пятнадцатой в дискографии Блум – альбому Sixteen Sunsets. Записан он в достаточно привычном для Блум формате квартета, при чем ритм-группа Браун – Уилсон и раньше не раз участвовала в ее проектах, а вот пианист Доминик Фаллакаро работал с ней впервые. Но есть целый ряд особенностей, которые ставят Sixteen Sunsets на совершенно особое место в творческой биографии Блум. Смелый экспериментатор, один из пионеров использования live electronics применительно к игре на саксофоне, на сей раз Джейн Айра записала чисто акустический альбом. Но главное – это первый в ее карьере альбом, целиком состоящий из баллад.
Его программа составлена как из стандартов джазовых классиков – Гершвина (I Loves You Porgy, But Not For Me, My Ship), Керна (The Way You Look Tonight), Арлена – Мерсера (Out of This World) и других, - так и ряда собственных композиций Джейн Айры, включая Ice Dancing, посвященной знаменитой британской паре фигуристов в танцах на льду Торвилл – Дин. В альбоме они, естественно, стоят вперемежку, но ни разу, при переходе от одной композиции к другой я не почувствовал разницы в качестве музыки. И трибьют Гершвину Gershwin's Skyline в соединении с собственно гершвиновской I Loves You Porgy в третьем треке выглядят единым и блистательным целым. О техническом уровне исполнения говорить в данном случае считаю неуместным – он очевиден любому с первых же взятых Джейн Айрой нот. Для оценки этой работы важнее другое – и старые эвергрины, и собственная музыка Блум звучат удивительно современно – может быть, потому, что высокие человеческие чувства – любовь, грусть, нежность – не зависят от времени, а саксофон Блум эмоционально и с потрясающей силой воспроизводит мир этих чувств. К термину «баллада» часто добавляют определение «сентиментальная». Я не очень люблю это определение и считаю, что оно больше подходит для тех, кто играет баллады в квази-джазовом стиле smooth. Музыка и исполнение Блум совсем иные – это подлинно джазовая и по-настоящему одухотворенная музыка, идеальный образец того, как в ХХI веке должны звучать баллады в исполнении настоящего мастера. Остается добавить, что в дни, когда пишутся эти строки, уже известно, что альбом Sixteen Sunsets номинирован на одну из премий Грэмми.
Остается добавить несколько слов о названии проекта. Оно тоже дает ключ к пониманию музыки Джейн Айры Блум. Не случайно, она приводит в альбоме слова американского астронавта Джозефа Аллена, описывающего, как выглядит восход и закат солнца в космосе: «…В космосе ты видишь шестнадцать восходов и шестнадцать закатов каждый день. Ни один из них никогда не бывает одинаковым». Я уже несколько раз прослушал альбом Джейн Айры Блум и каждый раз он открывался для меня какими-то новыми гранями. Желаю таких открытий и всем читающим эти строки.
Джазовый гитарист и композитор Фернандо Улибарри родился и сделал первые шаги в музыке в Коста-Рике. В 19 лет он покинул эту центральноамериканскую страну и поехал в 1998 году учиться в Бостон, в знаменитую Berklee School of Music, где получил сразу ...
Итальянский ансамбль Forthcoming Trio приобрел тот вид, в котором он представлен на альбоме Tree Forms, когда к уже работавшим вместе до этого пианисту Томмазо Веспо и барабанщику Антонио Лонго присоединился опытный басист Алессандро Викард. ...
В июне 2013 года компания IPO Recordings выпускает этот диск, обещающий ценителям джаза волнующую встречу с легендой этой музыки. Сегодня Фрэнку Вессу 91 год, летом 2011 года, когда за две сессии в нью-йоркской студии Awatar был записан альбом, ему ...
Полгода назад мне довелось обозревать для нашего сайта альбом Фрэнка Весса Magic 101. И вот теперь пришел черед Magic 201, который поступит в продажу в феврале 2014 года. Обложки обоих альбомов очень похожи: и тут, и там на фоне черно-белой ...
Трудно представить себе более контрастную пару городов, чем Новый Орлеан и Осло. Горячий влажный Юг и прозрачный холодный Север, бьющая через край импульсивность, замешанная на симбиозе английской, французской, карибской и африканской культур и ...
Впервые услышав молодую итальянскую певицу Гайю Матиуцци в составе ансамбля "Vocal" Naked Musicians в весьма авангардном а-капелльном проекте Flowers in the Garbage, я ожидал от ее сольного альбома Laut (второго в карьере) чего-то подобного по ...
У Томаса Ганша и Георга Брайншмида общие вкусы: оба они любят музыку и британскую комик-группу Монти Пайтон. Возможно, поэтому с 1997 года они стали друзьями по жизни и единомышленниками в творчестве. Оба австрийских музыканта начинали свой путь с ...
Гэри Грей – известный и весьма успешный американский кларнетист. Работает он в основном в сфере академической музыки – играл во многих симфонических оркестрах, в течение 20 лет был первым кларнетистом камерного оркестра Лос-Анджелеса, ...
Новый релиз компании Nemu Records переносит нас в Люксембург, где в феврале 2010 года в зале Op Der Schmelz состоялся концерт интернационального джазового квартета, двое из участников которого уже знакомы нашим читателям – это немецкий ...
Если, взглянув на хронометраж альбома, вы решили, что один час и двадцать минут звучания – это слишком утомительно, не спешите с выводами! Ручаюсь, что поставив этот диск, к концу звучания вы с удивлением отметите, что время пролетело просто ...
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A ...
Когда мы говорим о блистательной британской школе фри-джаза, то представляем при этом, в общем-то, вполне определенный список имен: Паркер, Резерфорд, Бейли, Минтон, Коксхилл… Многие музыканты из этого списка – люди уже весьма солидного ...