После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает уже несколько десятков лет, но если брать отрезок с начала нынешнего века, то, на мой взгляд, Блум – самая стабильная и лучшая в мире сопрано-саксофонистка. Таковой ее признавала и Ассоциация джазовых журналистов США, отдав ей первое место среди сопрано-саксофонистов в 2001, 2003, 2006, 2008, 2011 и 2012 годах. Есть у Джейн Айры и множество других наград, но я не буду сейчас пересказывать ее биографию – на нашем сайте можно найти и статью о ней, и обзоры некоторых ее работ.
Так что, сразу перейдем к ее самой новой работе, ставшей уже пятнадцатой в дискографии Блум – альбому Sixteen Sunsets. Записан он в достаточно привычном для Блум формате квартета, при чем ритм-группа Браун – Уилсон и раньше не раз участвовала в ее проектах, а вот пианист Доминик Фаллакаро работал с ней впервые. Но есть целый ряд особенностей, которые ставят Sixteen Sunsets на совершенно особое место в творческой биографии Блум. Смелый экспериментатор, один из пионеров использования live electronics применительно к игре на саксофоне, на сей раз Джейн Айра записала чисто акустический альбом. Но главное – это первый в ее карьере альбом, целиком состоящий из баллад.
Его программа составлена как из стандартов джазовых классиков – Гершвина (I Loves You Porgy, But Not For Me, My Ship), Керна (The Way You Look Tonight), Арлена – Мерсера (Out of This World) и других, - так и ряда собственных композиций Джейн Айры, включая Ice Dancing, посвященной знаменитой британской паре фигуристов в танцах на льду Торвилл – Дин. В альбоме они, естественно, стоят вперемежку, но ни разу, при переходе от одной композиции к другой я не почувствовал разницы в качестве музыки. И трибьют Гершвину Gershwin's Skyline в соединении с собственно гершвиновской I Loves You Porgy в третьем треке выглядят единым и блистательным целым. О техническом уровне исполнения говорить в данном случае считаю неуместным – он очевиден любому с первых же взятых Джейн Айрой нот. Для оценки этой работы важнее другое – и старые эвергрины, и собственная музыка Блум звучат удивительно современно – может быть, потому, что высокие человеческие чувства – любовь, грусть, нежность – не зависят от времени, а саксофон Блум эмоционально и с потрясающей силой воспроизводит мир этих чувств. К термину «баллада» часто добавляют определение «сентиментальная». Я не очень люблю это определение и считаю, что оно больше подходит для тех, кто играет баллады в квази-джазовом стиле smooth. Музыка и исполнение Блум совсем иные – это подлинно джазовая и по-настоящему одухотворенная музыка, идеальный образец того, как в ХХI веке должны звучать баллады в исполнении настоящего мастера. Остается добавить, что в дни, когда пишутся эти строки, уже известно, что альбом Sixteen Sunsets номинирован на одну из премий Грэмми.
Остается добавить несколько слов о названии проекта. Оно тоже дает ключ к пониманию музыки Джейн Айры Блум. Не случайно, она приводит в альбоме слова американского астронавта Джозефа Аллена, описывающего, как выглядит восход и закат солнца в космосе: «…В космосе ты видишь шестнадцать восходов и шестнадцать закатов каждый день. Ни один из них никогда не бывает одинаковым». Я уже несколько раз прослушал альбом Джейн Айры Блум и каждый раз он открывался для меня какими-то новыми гранями. Желаю таких открытий и всем читающим эти строки.
Новый фильм Павла Бородина, увидевший свет благодаря совместной работе его компании PanRec и австрийского лейбла Trost Records, посвящен центральному событию фестиваля Music Unlimited в австрийском городе Вельсе в ноябре 2011 года. Куратор фестиваля ...
Нью-йоркский проект The Sours объединил людей ярких и неординарных. Гитарист, композитор и продюсер Саша Маркович знаком уже нашим читателям по ансамблю Yagull и его дебютному альбому films – странной и притягательной смеси джаза, ...
Бельгийский гитарист и композитор Мишель Дельвиль в третий раз появляется в обзорах нашего сайта, и каждый раз, словно Будда, в новом воплощении. Нетрудно заметить, что во всех случаях это происходит благодаря нью-йоркскому лейблу MoonJune и его ...
Джазовые люди редко обращают свои профессиональные интересы на творчество коллег из других жанров (академическую музыку в счет не беру). Должно иметь место Явление, чтобы джазмен захотел интерпретировать эту музыку на своем языке. Таким Явлением ...
Обложка этого сетевого альбома предельно конкретна, без каких-либо концептуальных намеков: все действующие лица – на фотографии. Две его композиции – это две страницы (по двадцать с небольшим минут каждая) фестиваля импровизационной ...
Достаточно беглого взгляда на список произведений, включенных в программу этого проекта, чтобы понять: название альбома в очень малой степени связано с геометрической фигурой, изображенной на обложке. Sphere в данном случае – это хорошо ...
Долгое время гитарист Джанго Рейнхардт, бельгийский цыган, оставался единственным не американцем в пантеоне богов джазовой истории. Его записи в составе Quintette du Hot Club de France и дуэты со скрипачом Стефано Грапелли вошли в число лучших ...
Слушая Biotope, я время от времени с некоторым недоверием вновь и вновь читал короткую информацию об альбоме, выложенную вместе с записью на Clinical Archives. Да нет, все так: «Все композиции были созданы совместно, живьем, «здесь и ...
Историю зарождения ансамбля Vole трубач Роланд Раманан описывает в liner notes альбома так: «Множество музыкантов прошло через лабораторию в доме Хавьера на Хиллсайд Роуд. Роберто и я тоже входили в эту тусовку и быстро обнаружили, что наше ...
Обложка альбома с вымершей птицей дронт и трехмерной геометрической фигурой из разряда «невозможных» вроде бы исчерпывающе иллюстрирует название этой работы. Но, похоже, Zoop играют со своими потенциальными слушателями в игру более ...
В альбом вошли 4 пьесы, написанные для секстета, а также две версии баллады «Победа (Любовь)», о которой, как и о самой записи, следует рассказать особо. Запись всех пьес, вошедших в альбом, кроме второй (инструментальной) версии баллады, записанной ...
Выпущенный на рекорд-лейбле "ArtBeat Music" альбом "Арсенал '13", включивший в себя тринадцать всенародно любимых творений Алексея Козлова и его "Арсенала", стал практически первым официальным сборником коллектива, доказывающего своё неиссякаемое ...