Джазовые люди редко обращают свои профессиональные интересы на творчество коллег из других жанров (академическую музыку в счет не беру). Должно иметь место Явление, чтобы джазмен захотел интерпретировать эту музыку на своем языке. Таким Явлением были The Beatles – и джазовых версий их музыки существует очень много. Таким Явлением с конца прошлого века и по сей день остается исландская исполнительница Бьорк Гудмундсдоттир, которую во всем мире знают просто как Бьорк. Саксофонист, аранжировщик и композитор из Нью-Йорка Трэвис Салливэн настолько увлекся ее творчеством, что в 2004 году организовал большой бэнд, остроумно названный Björkestra, специально для интерпретации музыки исландской дивы.
По составу Björkestra напоминает чуть урезанный биг-бэнд: здесь есть мощная духовая секция, хотя и не полного биг-бэндового состава (три саксофона, три трубы, два тромбона), ритм-секция, вокалистка, а также – веяние времени – человек, специально занимающийся лэптоп-программированием. Именно в таком составе Björkestra выступал в 2009 году в нью-йоркском клубе Jazz Standard, и запись этого концерта превратилась в 2013 году в альбом I Go Humble, изданный лейблом Zoho. Для Трэвиса Салливэна и его бэнда это уже второй альбом, хотя и дебютный на Zoho Music. До этого в дискографии Björkestra значился только студийный альбом Enjoy!, выпущенный Koch в 2008 году. Только три трека при этом совпадают как на студийном, так и на концертном диске. Я специально привожу эту информацию для тех, кого заинтересует работы этого коллектива и кто захочет познакомиться с ними в полном объеме. А такие люди после прослушивания I Go Humble, на мой взгляд, должны появиться.
Во-первых, это могут быть поклонники Бьорк: если я вырос на The Beatles, то мне всегда интересно, как их интерпретируют Джордж Бенсон или Билл Фризелл. Во-вторых, это любители современного джазового мэйнстрима в исполнении больших составов, а Björkestra по уровню исполнительского мастерства музыкантов, организации звука, использованию сложных гармоний и размеров приближается, на мой взгляд, к лучшим из них. Салливэн сделал аранжировки для шести композиций альбома, по одной аранжировке выполнили трубач Келли Пратт и тенор-саксофонист Шон Ноуэлл. И музыка Бьорк в их интерпретации действительно задышала джазом, настоящей импровизацией с эффектными духовыми пачками и яркими соло. Не могу не отметить, к примеру, отличное соло самого Салливэна на альт-сакофоне и пианиста Арта Хирахары в титульной композиции. Очень сильное впечатление оставила композиция Hunter с интро на контрабасе Йоши Ваки, прекрасным соло на трубе Пратта, электронными эффектами от Иэна Кука и вокалом Бекки Стивенс на фоне коллективной игры духовой секции. Кстати, о вокале. Наверное, Бекке Стивенс пришлось особенно непросто. Певица, на мой взгляд, удачно ушла от прямого подражания манере пения Бьорк и смогла найти краски, присущие только ей. Как, впрочем, и всему Björkestra в целом.
Если ранее мне доводилось слушать только сольную игру живущей в США японской пианистки Аяко Ширасаки, то Some Other Time, ее самая новая работа, представляет возглавляемое Аяко фортепианное трио классического для джаза состава – с контрабасом ...
Евангельская история про гонителя христиан Савла после внезапного просветления превратившегося в столпа веры Павла вспомнилась мне после прослушивания этого альбома. Разумеется, тут нет никаких совершенно неуместных сравнений, просто ассоциация. ...
Прежде всего, хочется отметить оформление альбома (респект Стефано Фратусу): такую обложку глаз «цепляет» среди окружающих дисков в десяти случаях из десяти. Ну, а дальше возникает естественное желание узнать, что же там внутри. А внутри ...
История этого альбома более, чем необычна и достойна того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Я, во всяком случае, встречаюсь с такой историей впервые. Итак, живет в Америке пианистка Светлана Горохович. Академическое образование она получила в ...
Brainkiller впервые гостит на нашем сайте, поэтому есть смысл начать с истории этой группы. А разделить историю Brainkiller можно на две части. Первая начинается в 2000 году. Тогда под названием Brainkiller возник дуэт, созданный двумя американскими ...
музыкальный стиль: академическая музыка, мэйнстрим, традиционный джаз
Британский саксофонист Том Челленджер уже известен читателям нашего сайта по дебютному альбому его новоджазового квартета Dice Factory. На сей раз представляем вам Spy Boy – еще один дебютный альбом еще одного коллектива, возглавляемого Томом. ...
музыкальный стиль: авангард, академическая музыка, мэйнстрим
Как мне показалось, выпуск этого диска надо рассматривать не с каких-то узко стилистических позиций, а в общекультурном контексте. Судите сами: впервые известное сочинение крупнейшего мастера академического авангарда ХХ века Карла-Хайнца Штокгаузена ...
Хотя в выходных данных диска стоит дата «2013 год», на самом деле его история уходит в самое начало века. Именно тогда, в 2001 году, американский поэт, музыкант и философ Коперник записал в Гуаякиле, Эквадор альбом вместе с четырьмя ...
Что сказать о новейшем альбоме нью-йоркского музыканта, поэта и философа, работающего под псевдонимом Коперник? На мой взгляд, Worthless! – лучшая работа Коперника, из тех, что мне до сих пор довелось услышать. Издан альбом, как всегда у ...
Если вам интересен американский вариант современного авангардного джаза в исполнении музыкантов, входящих в элиту мастеров этого направления, не проходите мимо альбома Navajo Sunrise, изданного независимым итальянским лейблом Rudi Records. На нем ...
Подзаголовок этого альбома, также вынесенный на его обложку – «Новое обращение к классике рока и поп-музыки» - достаточно четко говорит о его содержании. Один из крупнейших мастеров современного джаза, блистательный ...
музыкальный стиль: авангард, Латинский джаз, кроссовер, хард-боп, этно-джаз
В 2014 году австрийскому пианисту Давиду Хельбоку исполнится тридцать. Этот возраст принято считать временем расцвета физических и творческих сил. Если судить по его последнему альбому Think Of Two, записанному в рамках трио Random/Control и ...