Слушая Biotope, я время от времени с некоторым недоверием вновь и вновь читал короткую информацию об альбоме, выложенную вместе с записью на Clinical Archives. Да нет, все так: «Все композиции были созданы совместно, живьем, «здесь и сейчас» и без использования фонограмм или заранее отрепетированных фрагментов». Почему с недоверием? Да потому, что альбом оставил впечатление очень цельной, хорошо продуманной и хорошо исполненной и даже, если хотите, – концептуальной работы. «Швов», шероховатостей, почти неизбежных в импровизационном процессе практически не было. И вообще, из всех проектов Виктора Семашко, которые мне доводилось слушать, именно этот показался самым зрелым и самым интересным.
Biotope записывался в минском альтернативном кафе «Дом Фишера» в ноябре 2012 года в формате квартета, почему на обложке и значится: Viktar Siamashka & Co. Виктор продолжил сотрудничество с басистом Эриком Орловым-Шимкусом, но на сей раз к ним присоединились еще барабанщик Роман Ярош и вокалист и перкуссионист Максим Ивкин. Импровизация осталась для музыкантов в тот ноябрьский вечер основным творческим методом, а вот акценты в музыкальном языке сместились от авангардного фри-джаза в сторону фольклора, причем фольклора родной страны – Беларуси. Именно поэтому мне альбом и показался концептуальным.
Дальше автор этих строк вступает на зыбкую почву домыслов, порожденных ассоциациями, возникавшими при прослушивании альбома. Обложка его мне почему-то напомнила живописные полотна Чурлениса, а вот музыка первой же, самой объемной композиции, давшей имя и всему альбому, вызвала в памяти первую главу самой знаменитой книги белорусского классика Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха»: помните, там, где герой отправляется «…в экспедицию в глухой Н-ский уезд губернии». Вроде бы не было в этой музыке прямых фольклорных мотивов, но описание природы в книге для меня совпало и с той же картиной на обложке, и с минорным настроением, которое разлито в очень красивой и очень грустной композиции Biotope. Правда, грусть быстро развеялась под упругий остинатный ритм следующей композиции Risky men, где Семашко солировал, как мне показалось, опять-таки с использованием этнических музыкальных идиом. Третья композиция оказалась единственной, где этники я не почувствовал. Если бы речь шла о мэйнстрим-джазе, я бы назвал эту пьесу балладой. Ее герою плохо без чего-то или кого-то (композиция называется Without M.), музыка почти медитативна, развитие пьесы идет медленно, не торопясь. Семашко часто прибегает к высоким регистрам, звук дрожит, колеблется, передавая настроение композиции. Ну, а потом подошел черед Thesis, самой необычной композиции альбома, где голос Максима Ивкина участвовал в импровизации наравне с духовыми и перкуссионными инструментами. Его, так сказать, авангардный вокализ выглядел довольно убедительно, особенно в первой части пьесы. Заканчивается альбом композицией Dudaryki, где мотивы белорусского фольклора не расслышит только глухой. Да и солировал здесь Виктор Семашко, насколько я понял, отнюдь не на шотландской волынке, а на чисто белорусском варианте этого инструмента – дуде. Кстати, тут есть повод побрюзжать в адрес Виктора, не перечисляющего весь свой арсенал инструментов в технических данных диска, ограничиваясь общим определением «духовые» - а жаль, мне кажется, эта информация была бы не лишней.
Вот такой диск родился в «Доме Фишера» в тот вечер. Еще раз оговорюсь, что, прослушав Biotope, вы вполне можете услышать в этой музыке что-то другое, не совпадающее с вышеизложенной трактовкой, а сами музыканты вполне возможно имели ввиду вообще нечто третье… Тем и хороша музыка, что позволяет каждому выстраивать свой ассоциативный ряд. А музыка в этом альбоме – хороша, вот тут, я надеюсь, вы со мной согласитесь.
Достаточно часто альбомы - трибьюты выстраиваются по традиционной схеме, которую можно предугадать еще до прослушивания. В данном случае мне хотелось бы познакомить наших читателей с трибьютом необычным, трибьютом безусловно творческим и даже ...
Новый, третий по счету, альбом живущего в Лондоне израильского барабанщика и композитора Асафа Сиркиса и его трио только что увидел свет. Со времен предыдущей работы трио, которая называлась Letting Go (обзор того альбома можно найти на сайте), ...
Если ранее мне доводилось слушать только сольную игру живущей в США японской пианистки Аяко Ширасаки, то Some Other Time, ее самая новая работа, представляет возглавляемое Аяко фортепианное трио классического для джаза состава – с контрабасом ...
Евангельская история про гонителя христиан Савла после внезапного просветления превратившегося в столпа веры Павла вспомнилась мне после прослушивания этого альбома. Разумеется, тут нет никаких совершенно неуместных сравнений, просто ассоциация. ...
Прежде всего, хочется отметить оформление альбома (респект Стефано Фратусу): такую обложку глаз «цепляет» среди окружающих дисков в десяти случаях из десяти. Ну, а дальше возникает естественное желание узнать, что же там внутри. А внутри ...
История этого альбома более, чем необычна и достойна того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Я, во всяком случае, встречаюсь с такой историей впервые. Итак, живет в Америке пианистка Светлана Горохович. Академическое образование она получила в ...
Brainkiller впервые гостит на нашем сайте, поэтому есть смысл начать с истории этой группы. А разделить историю Brainkiller можно на две части. Первая начинается в 2000 году. Тогда под названием Brainkiller возник дуэт, созданный двумя американскими ...
музыкальный стиль: академическая музыка, мэйнстрим, традиционный джаз
Британский саксофонист Том Челленджер уже известен читателям нашего сайта по дебютному альбому его новоджазового квартета Dice Factory. На сей раз представляем вам Spy Boy – еще один дебютный альбом еще одного коллектива, возглавляемого Томом. ...
музыкальный стиль: авангард, академическая музыка, мэйнстрим
Как мне показалось, выпуск этого диска надо рассматривать не с каких-то узко стилистических позиций, а в общекультурном контексте. Судите сами: впервые известное сочинение крупнейшего мастера академического авангарда ХХ века Карла-Хайнца Штокгаузена ...
Хотя в выходных данных диска стоит дата «2013 год», на самом деле его история уходит в самое начало века. Именно тогда, в 2001 году, американский поэт, музыкант и философ Коперник записал в Гуаякиле, Эквадор альбом вместе с четырьмя ...
Что сказать о новейшем альбоме нью-йоркского музыканта, поэта и философа, работающего под псевдонимом Коперник? На мой взгляд, Worthless! – лучшая работа Коперника, из тех, что мне до сих пор довелось услышать. Издан альбом, как всегда у ...
Если вам интересен американский вариант современного авангардного джаза в исполнении музыкантов, входящих в элиту мастеров этого направления, не проходите мимо альбома Navajo Sunrise, изданного независимым итальянским лейблом Rudi Records. На нем ...