Эта книга — яркий пример и образец того издания, которое просто обязано быть в каждой стране, где есть исполняющие блюз музыканты, где существует блюзовая среда, структура с клубами, фестивалями, издательствами — одним словом, где блюз как вид музицирования насчитывает не один десяток лет и стал не просто явлением музыкальной жизни, но уже и частью истории музыки. Книга, написание которой и издание инициировал и осуществил один из соучредителей Словацкого блюзового общества и его нынешний председатель — музыкант, композитор, аранжировщик и журналист Ян Литецкий- Шведа, представляет собой продуманный по структуре, тщательно исполненный и чрезвычайно богатый по информации сборник. Скомпонованный согласно всем общепринятым для подобного рода изданий нормам, он во многом может быть образцом того, как и что следует фиксировать для истории того или иного вида музыки.
Сравнительно небольшой объем книги отражает не то чтобы не очень богатую историю словацкого блюза (а это вовсе не так), который многие годы существовал в тесной связи с блюзом чешским, а раскрывает эту историю под своеобразным углом зрения. Безусловно, по сравнению с историей мирового блюза словацкий блюз — всего только одна из его многочисленных страничек Но в том-то и прелесть подобного рода изданий, что они раскрывают в первую очередь национальную специфику развития данного вида музыкального творчества в его соотнесении с общемировыми процессами и позволяют акцентировать внимание на том, что существенно для исторических хроник в первую очередь данной страны. Что и было отлично воплощено в этой книге.
Структура ее вполне обычная: вступительная статья, охватывающая блюзовые процессы от 1961 года до нашего времени, обзор деятельности наиболее известных блюзовых клубов Словакии. Отдельная часть книги посвящена представлению тех музыкантов, которые в той или иной мере сделали вклад в историю словацкого блюза. Затем, согласно тем же био-хронологическим нормам, включая дискографическую информацию, представлены коллективы. На раздел "Фестивали" стоит обратить отдельное внимание, поскольку здесь размещена информация не просто о том. где и когда что проходило, но и приводится список всех участников, что, согласитесь, для истории также весьма важно.
Отдельно представлено Словацкое блюзовое общество. Здесь можно узнать что в числе почетных его членов — Джон Мэйалл и Дэйв Пибоди, перечислены обладатели званий "Блюзовый музыкант года в Словакии" и "Открытие года", а также "Событие года".
Неожиданностью для подобного рода изданий следует признать ту его часть, где представлены тексты наиболее ярких, известных блюзовых композиций. созданных музыкантами Словакии. Тут же рядом приведены списки публикаций по блюзовой тематике за многие годы, списки кино- и видеофильмов, перечислены изданные альбомы. Завершается книга, как и положено, индексом имен и названий.
Изданная вполне понятным небольшим тиражом в 500 экземпляров, эта книга, тем не менее, наверняка прекрасно выполнила возложенную на нее роль "агитатора и пропагандиста". И если последовать далее за знаменитым ленинским постулатом, она еще — и вполне авторитетный "коллективный организатор": подводя итоги одной эпохи блюзовой жизни в Словакии, книга нацеливает и исполнителей, и слушателей в будущее.
Знакомясь со словацким блюзом, я поймал себя на мысли: а ведь, к примеру, история белорусского блюза буквально всего-то на пару лет младше истории блюза словацкого. Покопавшись в ней, можно также найти немало интересного и важного для истории белорусской музыки вообще. Вот хотя бы один из известных фактов: Юрий Цирюк, знаменитый дирижер Государственного камерного оркестра Беларуси, в свое время активно выступал как пианист в минских ресторанах, исполняя джаз. Наверняка играл он и блюз.
Вот только кто займется всей этой очень кропотливой работой в Беларуси, сказать трудно. А ведь с каждым годом многие события прошлого, люди просто уходят из памяти, забываются, иногда — навсегда. И поэтому столь важна сделанная в Словакии работа, которая позволила буквально остановить это время, зафиксировать то, что было, существенное и не очень. Главное — зафиксировать. А уж потом время само разберется, что оставить для истории, а что — нет.
P.S. Одновременно с книгой "Блюз в Словакии" мне прислали еще одно очень полезное и богатое на информацию издание — справочник "Музыкальные события в Словакии 2006". Более 170 страниц текста этой брошюры представляют собой календарь музыкальных событий в стране на этот год — фестивали по всем жанрам и направлениям музыки (понятно, с контактными адресами), мастер-классы и курсы для молодых музыкантов, выставки, конференции и семинары, наиболее важные концерты, коллективы, театры и залы. Иными словами — все, что может потребоваться любителю музыки и профессионалу своего дела в этой стране. К слову, подобные сборники стали вполне обычным явлением в большинстве стран, и не только Европы. Беларусь в этом смысле выглядит Золушкой, у которой, так кажется, нет даже желания встретиться с феей: наше Министерство культуры не в состоянии сделать нечто подобное. Нет, "Славянский базар" будет наверняка. А вот что еще — не знает, видимо, никто... Поедем туда, где знают?
Ян Литецки-Шведа и коллектив.
Hudobne Centrum, Братислава, 2005.
160c., на англ. языке.
Мне было очень любопытно читать эту книгу. Это не история джаза в целом, и даже не история советского или, еще уже, карельского джаза. Это сборник коротких очерков, эссе, эскизов к портретам людей джаза, наших (понимая под этим термином все ...
Выдувая блюз" — так называется эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в британском блюзе". Читать ее безумно нтересно и одновременно очень грустно. Грустно потому, что 19 декабря прошлого года главного ...
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского ...
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех ...
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если ...
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...