Мне было очень любопытно читать эту книгу. Это не история джаза в целом, и даже не история советского или, еще уже, карельского джаза. Это сборник коротких очерков, эссе, эскизов к портретам людей джаза, наших (понимая под этим термином все пространство бывшего Советского Союза) и зарубежных. И одновременно это история любви к этой музыке, возникшей у молодого советского студента по имени Вячеслав Агапитов, любви, осветившей весь его дальнейший жизненный путь. По отдельным фразам и коротким эпизодам, вкрапленным в разных местах текста, я узнаю в авторе человека своего поколения и приблизительно своего же возраста. И, читая его книгу, мне было на редкость интересно и приятно сравнивать пути, по которым мы шли к джазу, находить совпадения и различия в развитии наших вкусов, ловить в тексте столь знакомые и мне приметы времени, в котором мы росли, открывать в человеке, живущем за сотни километров от тебя, а сегодня еще и в другом государстве, родственную душу.
Думаю, что книга Вячеслава Агапитова будет интересна прежде всего людям, открывавшим для себя джаз в 70-е годы, но – не только им. Поклонник джаза любого поколения оценит живой, «незамыленный» взгляд автора на любимую музыку, искренность его суждений и их независимость от сложившейся в джазе «табели о рангах». Очень тепло пишет Вячеслав о таких разных, но одинаково близких ему людях, как Телониус Монк и Чет Бейкер, Аркадий Петров и Юрий Верменич, Збигнев Намысловский и Дэйв Брубек. Иногда это может быть всего несколько строк, но по этим строкам видно, как глубоко и нестандартно чувствует джаз автор. Вот как, к примеру, пишет В.Агапитов об игре Майлса Дэвиса:
«Соло трубы Майлса Дэвиса в So What c альбома Kind Of Blue – некий астероид, что несется в холодном космическом пространстве, черном и бесконечном. Мерцает камешек, стоически летит across the universe, и ты, как слушатель, начинаешь догадываться: да ведь это, никак, образ нашей планеты или кусочка Земли после глобальной катастрофы!? Так легче понять ту грусть, что проникает в сердце и отчего эта композиция столь долгий участник джазовой сцены.»
Согласитесь, нужно очень любить джаз и одновременно быть просто талантливым человеком, чтобы так услышать эту музыку. Но и джаз, и люди джаза могут быть разными. Вячеслав откровенно пишет о том, что музыка другого гения, Джона Колтрейна, ему не очень близка, что контакты с таким видным мастером отечественного джаза, как Алексей Козлов, у него не сложились. (Кстати, меня рассказ Вячеслава о не взятом у лидера «Арсенала» интервью несколько удивил. Мне несколько раз доводилось беседовать с Алексеем Семеновичем, и он неизменно был доброжелателен и открыт для общения. Что ж, у каждого свой опыт…)
Автор In a Джаз mood – человек, разносторонне одаренный. Он не только литератор, член Союза писателей России, но и художник, весьма выразительно проиллюстрировавший свою книгу. Небольшая, карманного формата книга В. Агапитова, - не свод непререкаемых истин, она будит мысль и чувство, заставляет со-переживать и со-размышлять – так, как это делает любимый и автором, и его читателями джаз.
…В джазовом контексте различные географические точки на карте у меня ассоциируются с теми или иными людьми, энтузиастами и знатоками джаза. Петербург – это, конечно же, Владимир Фейертаг, Воронеж – Юрий Верменич. Карелия отныне накрепко будет связана с именем Вячеслава Агапитова.
Вячеслав Агапитов
In a Джаз mood
Петрозаводск, «Скандинавия», 2006
Список ста лучших джазовых альбомов за всю фонографическую историю джаза впервые был опубликован в августовском 2006 года номере британского журнала Jazzwise. При всей условности подобных отборов, этот список быстро стал для многих любителей джаза ...
Вновь мультимедийное издание гостит в нашем "Книжном обозрении", причем на этот раз издание совершенно особого рода. ...В студенческие годы не было для меня лучшего спасения от скуки на лекциях по предметам типа "научный коммунизм", чем, ...
…Есть в русском языке красивое, хотя и пришедшее из языка другого, слово «альманах». От него веет чем-то вольным, живым и интересным, временем декабристов (альманах «Полярная звезда») или диссидентов (альманах «Метрополь»). Проникло в русский язык и ...
Исследовать джаз можно с разных точек зрения. У историка будет один взгляд, у социолога – другой, у представителя музыкальной индустрии – третий. Немецкий ученый Альфонс Михаэль Дауэр (1921-2010) любил джаз и был при этом музыковедом и ...
Обложка представляемой нами книги сразу же ориентирует потенциального читателя: на ней воспроизведена оригинальная афиша гастрольных концертов Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР. Есть здесь и три ключевые даты: 1962 – 1986 – 2017. ...
В середине июня в книжных магазинах России стартуют продажи книги «Боб Дилан: 100 песен и портретов». Боб Дилан — американский певец и поэт, чье творчество публикой и критикой отнесено к разряду исключительных. Представитель ...
Для покопений, что росли под Вeatles, Rolling Stones, Doors, Jimy Hendricks'a, Led Zeppelin, Pink Floyd и др. джаз так и остался terra incognita. Попытки потом, повзрослев, обратиться к истокам музыки детства, как правило, ни к чему не приводили — ...
Почти вслед за выходом в свет «Антологии армянского джаза», интересующиеся армянским джазом получили еще один подарок. Армянское издательство «ANTARES» напечатала книгу «Джаз в Армении». Автор книги – ветеран армянского джаза, барабанщик, ...
Большинство молодых людей совершенно ничего не знают о некогда популярном жанре музыки – джазе. Однако единожды услышав джазовую музыку, у многих появляется непреодолимое желание узнать больше об этом забытом в наши дни музыкальном стиле. ...
За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журналиста, одного из старейших авторов нашего журнала и отцов-основателей Минского джаз-клуба еще в 70-е годы, для читателя открывается дверь в целый ряд ...
«Джазовые портреты» Ефима Барбана вышли в 2010 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах. Одна из них представляет собой второе, исправленное издание уже знакомых читателям «Джазовых ...
В советские годы с работами виднейшего джазового теоретика и критика Ефима Барбана был знаком только очень узкий круг любителей джаза. Машинописный журнал «Квадрат», выходивший в Ленинграде почти целиком (а с 1971 года – без всяких ...