Мне было очень любопытно читать эту книгу. Это не история джаза в целом, и даже не история советского или, еще уже, карельского джаза. Это сборник коротких очерков, эссе, эскизов к портретам людей джаза, наших (понимая под этим термином все пространство бывшего Советского Союза) и зарубежных. И одновременно это история любви к этой музыке, возникшей у молодого советского студента по имени Вячеслав Агапитов, любви, осветившей весь его дальнейший жизненный путь. По отдельным фразам и коротким эпизодам, вкрапленным в разных местах текста, я узнаю в авторе человека своего поколения и приблизительно своего же возраста. И, читая его книгу, мне было на редкость интересно и приятно сравнивать пути, по которым мы шли к джазу, находить совпадения и различия в развитии наших вкусов, ловить в тексте столь знакомые и мне приметы времени, в котором мы росли, открывать в человеке, живущем за сотни километров от тебя, а сегодня еще и в другом государстве, родственную душу.
Думаю, что книга Вячеслава Агапитова будет интересна прежде всего людям, открывавшим для себя джаз в 70-е годы, но – не только им. Поклонник джаза любого поколения оценит живой, «незамыленный» взгляд автора на любимую музыку, искренность его суждений и их независимость от сложившейся в джазе «табели о рангах». Очень тепло пишет Вячеслав о таких разных, но одинаково близких ему людях, как Телониус Монк и Чет Бейкер, Аркадий Петров и Юрий Верменич, Збигнев Намысловский и Дэйв Брубек. Иногда это может быть всего несколько строк, но по этим строкам видно, как глубоко и нестандартно чувствует джаз автор. Вот как, к примеру, пишет В.Агапитов об игре Майлса Дэвиса:
«Соло трубы Майлса Дэвиса в So What c альбома Kind Of Blue – некий астероид, что несется в холодном космическом пространстве, черном и бесконечном. Мерцает камешек, стоически летит across the universe, и ты, как слушатель, начинаешь догадываться: да ведь это, никак, образ нашей планеты или кусочка Земли после глобальной катастрофы!? Так легче понять ту грусть, что проникает в сердце и отчего эта композиция столь долгий участник джазовой сцены.»
Согласитесь, нужно очень любить джаз и одновременно быть просто талантливым человеком, чтобы так услышать эту музыку. Но и джаз, и люди джаза могут быть разными. Вячеслав откровенно пишет о том, что музыка другого гения, Джона Колтрейна, ему не очень близка, что контакты с таким видным мастером отечественного джаза, как Алексей Козлов, у него не сложились. (Кстати, меня рассказ Вячеслава о не взятом у лидера «Арсенала» интервью несколько удивил. Мне несколько раз доводилось беседовать с Алексеем Семеновичем, и он неизменно был доброжелателен и открыт для общения. Что ж, у каждого свой опыт…)
Автор In a Джаз mood – человек, разносторонне одаренный. Он не только литератор, член Союза писателей России, но и художник, весьма выразительно проиллюстрировавший свою книгу. Небольшая, карманного формата книга В. Агапитова, - не свод непререкаемых истин, она будит мысль и чувство, заставляет со-переживать и со-размышлять – так, как это делает любимый и автором, и его читателями джаз.
…В джазовом контексте различные географические точки на карте у меня ассоциируются с теми или иными людьми, энтузиастами и знатоками джаза. Петербург – это, конечно же, Владимир Фейертаг, Воронеж – Юрий Верменич. Карелия отныне накрепко будет связана с именем Вячеслава Агапитова.
Вячеслав Агапитов
In a Джаз mood
Петрозаводск, «Скандинавия», 2006
Американское издательство The Scarecrow Press, Inc выпустило в свет новую работу видного специалиста по истории популярной музыки Лэрри Бирнбаума под названием «До Элвиса: Предыстория рок-н-ролла». Бирнбаум – глубокий и вдумчивый ...
Самое полное издание письменных трудов знаменитого музыканта. В нем Козлов выносит на свет еще несколько граней своего дара, выступает как мемуарист, прозаик, культуролог и социолог. Первая книга двухтомника, «Джазист. Судьба нетипичного советского ...
Осторожно пробуя ногой зыбкую почву, я вновь берусь за рецензирование книги поэзии. И «виновником» тому вновь является подмосковный автор, в далеком прошлом (увы!) рок-музыкант, барабанщик, навсегда взявший с собой в литературное ...
Эта книга — яркий пример и образец того издания, которое просто обязано быть в каждой стране, где есть исполняющие блюз музыканты, где существует блюзовая среда, структура с клубами, фестивалями, издательствами — одним словом, где блюз как вид ...
Эта книга стала одним из главных джазовых бестселлеров 2012 года. Сайт JazzHistoryOnline.com даже назвал ее одной из трех лучших книг о джазе прошедшего года. Она называется Harlem Jazz Adventures - A European Baron's Memoir, 1936-1969 ...
Весной 2012 вышло в свет учебное пособие Игоря Бойко из серии "Мой метод" под названием "Мой метод. Блюз", изданное компанией WWW.RECORDS. Игорь Бойко: "Хочу поделиться особенностями этого пособия. Во-первых, это – не самоучитель игры на гитаре, а ...
Выдувая блюз" — так называется эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в британском блюзе". Читать ее безумно нтересно и одновременно очень грустно. Грустно потому, что 19 декабря прошлого года главного ...
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского ...
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех ...
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если ...
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...