Главная»книги»Dick Heckstall-Smith & Pete Grant - Blowing The Blues
Dick Heckstall-Smith & Pete Grant - Blowing The Blues
18.11.2012
Выдувая блюз" — так называется эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в британском блюзе". Читать ее безумно нтересно и одновременно очень грустно. Грустно потому, что 19 декабря прошлого года главного героя этой книги и одного из ее авторов не стало. Английский саксофонист Дик Хикстолл-Смит, написавший эти мемуары, умер от рака.
К 70-летию Дика наш журнал опубликовал статью о нем (см. №5/2004). Тот номер должен был выйти и с фотографией Хикстолл-Смита на обложке. Дик обещал прислать достойный слайд, но не успел. Только после того, как на информационных лентах крупнейших агентств новостей появилось сообшение о смерти музыканта, стало ясно, насколько ему в то время было не до того. Так что, Blowing The Blues в известном смысле стал эпитафией самому себе. Я не хочу здесь подробно пересказывать биографию Дика, переадресовывая вас к вышеупомянутой статье. Напомню только, что Хнкстолл-Смит — уникальный музыкант. одинаково близкий тем, кто любит и блюз, и джаз, и рок. и world music. Это человек. который играл в знаменитой группе Collosеum и работал чуть ли не со всеми знаменитостями британской блюзовой и рок-сцены.
Можете себе представить, насколько интересны где развернутые портреты, где беглые, в несколько строк эскизы, рисующие таких людей. как Алексис Корнер, Джинджер Бейкер, Джек Брюс, Грэм Бонд. Джон Мэйолл, Джон Хайсмэн. Пит Браун и десятки других музыкантов. с которыми сталкивался и работал вместе Хикстолл-Смит.
Или. к примеру; короткая зарисовка о неудавшемся фестивале в начале сентября 1970 года на немецком острове Фомарн в Балтийском море, соединенном мостом с континентом. Автобус с толпой возбужденных, шумных, весело переговаривающихся длинноволосых музыкантов, каждый из которых — имя в роке. и. на их фоне "...абсолютно контрастно, Хендрикс, в аккуратном светло-голубом костюме, выглядел спокойным, умиротворенным и погруженным в себя". Напомню, что меньше, чем через две недели, уже 18 сентября его не станет. А фестиваль тот, на котором Дик в последний раз видел Джими Хендрикса, сорвется из-за внезапно испортившейся погоды: с Балтики подул сильнейший ветер. повалил густой дождь с мокрым снегом, и все музыканты, за исключением неистового Корнера, отказались играть из соображений безопасности — с электричеством не шутят!
А вот другая зарисовка: Colloseum в Праге осенью 1969 года (для Хикстолл-Смита — вторая экспедиция за "железный занавес"; десятью годами ранее он выступал в Варшаве, сопровождая американский балет Джерома Роббинса ). Еще не забыта раздавленная танками Пражская Весна, весь мир сочувствует чехам, и барабанщик Джон Хайсмэн в своем коронном соло выдает на хай-хэтке вместо привычного 'мм-чик-кка-мм-чик-кка-мм-чик-кка" явственное "Дуб-чек, а, Дуб-чек. а, Дуб- чек. а" (напомню, что так звали свергнутого лидера здешней компартии, пытавшегося nocтроить "социализм с человеческим лицом").
А колоритному рассказу о злоключениях Дика и его коллег по гpynnе Graham Bond Organisation, застрявших в зимнюю непогоду, в небывалом для Англии снегопаде где-то на дороге от Карлайсла к Саутгемптону, посвящена целая глава. Грэм Бонд, который поехал в Саутгемптон отдельно, так и не дождался своих музыкантов, и очередной концерт, которых группа во множестве давала. колеся по всей стране, в тот раз сорвался.
И все это. и многое другое, Дик живописует ярко.живо.с типично английским юмором. который, по сути, не очень-то и похож на широко распространенные у нас, и даже иногда смешные анекдоты "из английской жизни". Хиксголл-Смит очень ироничен и откровенен, в том числе и когда говорит о себе, например, в истории общения музыкантов из John Mayall Bluesbreakеrs с местными групиз во время первого американского турне группы в 1968 году. Не скрывает Дик и своего увлечения в молодые годы алкоголем (он тогда уважал польскую "Выборову') и "‘колесами", как и того, чтю, оказавшись мудрее многих загубленных этими стимуляторами коллег, нашел в себе силы от них отказаться.
И в целом портрет Дика Хикстолл-Смита, музыканта и человека, по ходу чтения этой книги с каждой страницей наполняется новыми красками, становится все обьемнее, ярче, полнее, а герой мемуаров — все симпатичнее (по крайней мере, для автора этих строк). Кстати. Blowing The Blues — это второе, расширенное и дополненное издание мемуаров Дика. Впервые они появились в I989 году и были изданы Quartet Books под названием The Safest Place In The World ("Самое безопасное место в мире"). Очень характерное для Дика название; самым безопасным местом в мире он считал сцену. Именно здесь он чувствовал себя лучше всего. Именно на сцене он больше всего любил общаться в ритмах блюза или свободной импровизации с десятками коллег из самых разных стран: англичанами и американцами, финнами и немцами, французами и африканцами. Вне сцены его ждала масса проблем — бытовых, финансовых, организационных и прочая, прочая, прочая... Он не очень любил и не очень умел решать эти проблемы Может быть. поэтому он никогда не стремился к лидерству в ансамбле. Дик признается, что самым большим единовременным гонораром в его жизни была сумма в две тысячи фунтов, полученная как-то в годы Collosеum. Этого человека интересовало прежде всего творчество.
И его любили и коллеги. и любители музыки. Наверное, поэтому многие знаменитости с удовольствием откликались на предлюжения Хикстолл Смита о сотрудничестве, поэтому списки участников записи некоторых его проектов выглядят столь солидными У него было много друзей. К их числу принадлежал и соавтор Дика, Пит Грант. Он и сам играл и сочинял музыку, а с 1994 года начал заниматься менеджментом и созданием сетевых сайтов для многих знаменитостей, включая Питера Грина и Пита Брауна. С 2000 года он вел интернет-сайт и являлся менеджером и для Хикстолл-Смита. Вся вторая часть этой книги написана им. Пит рассказывает преимущественно о позднем периоде творчества Дика Хикстолл-Смита, о его сольных проектах, дает свой вариант коллекции из лучших композиций мастера. Это дружественный взгляд не постороннего наблюдателя, а тонкого ценителя творчества Дика и его искреннего почитателя. Грант составил и полную дискографию Хикстолл-Смита, и его биографическую хронику.
Интерес к книге усиливает и совершенно уникальный диск, к ней приложенный. Это альбом из семи композиций под названием "Вы не знаете Дика!" В него включены редкие или никогда ранее не издававшиеся его записи, преимущественно концертные. Самая ранняя из них была сделана в I96S году с Graham Bond Organisation, самые поздние - в 2002 году с двумя "заграничными" составами Дика — финским Wentus Blues Band и немецким Hamburg Blues Band. Именно последняя, шестнадцатиминутная, полная яростного огня и агрессивного звучания пьеса Woza Nasu является, на мой взгляд, самым ярким материалом на этом диске. Хотя и прочие композиции ей не уступают. Эго papитетные вещи, которые не услышишь больше нигде. Диск You Don't Know Dick! не поступает в продажу отдельно, и его могут услышать только счастливые обладатели этих мемуаров.
На обложку книги издатели вынесли фрагмент фотографии,сделанной в I969 году во время фестиваля в Мон- тре (Швейцария). где Colloseum в своем самом боевом составе играет на площадке перед бассейном отеля. Дик запечатлен здесь играющим в своей фирменной манере, на двух саксофонах одновременно.
Он выдувает блюз. Увы, после 10 декабря 2004 года мы уже не услышим от него ни одной новой ноты. Но зато уже сыгранный им блюз — жив. Он плывет над землей, он живет в десятках альбомов с его музыкой, во всем, что нм создано за долгие годы. Он живет в этой книге.
BLOWING THE BLUES Dick Heckstall- Smith & Pete Grant
2004, Clear Books. Bath
256 pages with CD You Don't Know Dick!
7 tks / 65 mins
Осторожно пробуя ногой зыбкую почву, я вновь берусь за рецензирование книги поэзии. И «виновником» тому вновь является подмосковный автор, в далеком прошлом (увы!) рок-музыкант, барабанщик, навсегда взявший с собой в литературное ...
Эта книга — яркий пример и образец того издания, которое просто обязано быть в каждой стране, где есть исполняющие блюз музыканты, где существует блюзовая среда, структура с клубами, фестивалями, издательствами — одним словом, где блюз как вид ...
Эта книга стала одним из главных джазовых бестселлеров 2012 года. Сайт JazzHistoryOnline.com даже назвал ее одной из трех лучших книг о джазе прошедшего года. Она называется Harlem Jazz Adventures - A European Baron's Memoir, 1936-1969 ...
Весной 2012 вышло в свет учебное пособие Игоря Бойко из серии "Мой метод" под названием "Мой метод. Блюз", изданное компанией WWW.RECORDS. Игорь Бойко: "Хочу поделиться особенностями этого пособия. Во-первых, это – не самоучитель игры на гитаре, а ...
Мне было очень любопытно читать эту книгу. Это не история джаза в целом, и даже не история советского или, еще уже, карельского джаза. Это сборник коротких очерков, эссе, эскизов к портретам людей джаза, наших (понимая под этим термином все ...
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского ...
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех ...
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если ...
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...