11 сентября 2007 года в Вене на 76-м году жизни скончался легендарный джазмэн чешско-венгерско-цыганского происхождения Джо Завинул (Josef Erich Zawinul). Подобно Тому Уэйтсу и Фрэнку Заппе, Джо Завинул сам по себе олицетворял отдельную категорию музыкантов – это европеец родом из Вены, то есть из самого эпицентра академической музыкальной традиции, научившийся свинговать так же свободно, как ведущие американские джазмэны. Это был художник и исследователь, чья тяга ко всяческому развитию и различного рода переменам оставалась неутолимой по сей день – он был госпитализирован 5 августа после завершения продолжавшегося всю весну и половину лета европейского тура, посвященного 20-летию его группы The Zawinul Syndicate.
Природная пытливость Завинула, открытость его сознания любому саунду сделали его одной из основных движущих сил электронной джаз-роковой революции конца 60-х – начала 70-х. И позже этот музыкант был одним из немногих творцов, активно сплавлявших воедино джаз-рок и этномузыку всего мира. Завинул был одним из скромной горстки исполнителей на синтезаторе, действительно овладевших этим инструментом настолько, что он стал выразительной свингующей составляющей их артистического арсенала. Еще до изобретения портативного синтезатора именно пример Завинула способствовал продвижению таких электропиано, как Wurlitzer и Fender-Rhodes, в джазовый мэйнстрим. Это был и крупный композитор, чье творчество (здесь можно провести аналогию с кумиром Завинула Дюком Эллингтоном) включает и мелодичные исполненные души хиты, и масштабные симфоджазовые полотна. Несмотря на свое академическое прошлое, Завинул предпочитал спонтанное импровизирование с магнитозаписью рождающихся композиций предварительному созданию их на нотной бумаге.
В шестилетнем возрасте Йозеф Эрих Завинул начал учиться на аккордеоне. А вскоре стал студентом Венской консерватории по классам фортепиано и композиции. Интерес же к джазовому фортепианному исполнительству возник у него под влиянием творчества Джорджа Ширинга и Эррола Гарнера. В результате в 1952 началось сотрудничество Завинула с австрийским саксофонистом Хансом Коллером. Тогда же состоялась гастрольная поездка трио Завинула по Германии и Франции. А в 1958, выиграв берклиевскую стипендию, Завинул эмигрировал в США. Однако, проучившись в Беркли всего неделю, на 8 месяцев вошел в состав оркестра Мэйнарда Фергюсона. (Здесь на него впервые обратил внимание Майлз Дэвис.) Недолго поработав со Слайдом Хэмптоном, Завинул стал аккомпаниатором Дайны Уошингтон (1959-1961). Потом были месяц с Харри «Суитсом» Эдисоном и целые 9 лет в квинтете Кэннонболла Эддерли, где значительное развитие получил не только исполнительский, но и композиторский потенциал Завинула. (Среди хитов, написанных им для Эддерли, – "Mercy, Mercy, Mercy", Walk Tall и Country Preacher.) И это Завинул на завершающем этапе своего сотрудничества с Кэннонболлом способствовал плавному вхождению его группы в электронную эру. Тогда наметилась эволюция пианиста от хардбопа к соул-джазу, к блюзу и в конечном итоге – к джаз-роковым поискам на электропиано.
В 1969-1970 Завинул уже находился в самой гуще джаз-роковых сценических событий. Записался с Майлзом Дэвисом – заглавная композиция дэвисовского альбома In a Silent Way принадлежит Завинулу. Записав сольный альбом и дав ему свое имя, Завинул расстался с Эддерли, чтобы в ноябре 1970 вместе с Уэйном Шортером и чешским басистом Мирославом Витоушем создать Weather Report. Таким образом была создана платформа, на основе которой могло осуществляться дальнейшее наращивание новаторского потенциала Завинула. Этот процесс стимулировало возрастание как стремления пианиста и композитора к самовыражению, так и его интереса к возбуждающе-пульсирующим мелодиям и ритмам Африки и Среднего Востока. Постепенно электропиано уступило место целому ряду более хитроумных устройств. Речь идет о синтезаторах, каковые Завинул доводил до такого технического уровня, что их возможности по части генерирования созвучий и не снились тем, кто по-прежнему считал эти инструменты выхолощенными и бесчувственными машинами. В конце концов, Weather Report стала весьма популярной группой, адресующей свое творчество очень широкой аудитории (а не только джазовой и прогрессив-роковой). В немалой степени это произошло благодаря написанию Завинулом его знаменитой композиции Birdland, открывающей альбом Weather Report 1977 года Heavy Weather.
Когда в 1985 пути Шортера и Завинула разошлись, последний начал было гастролировать в одиночку, окружая себя на сцене различного рода клавишными и ритмообразующими инструментами, но уже в 1986 представил почтенной публике недолго просуществовавшее расширение Weather Report – Weather Update (не оставившее после себя никаких записей). Вскоре группа Weather Update переродилась в группу Zawinul Syndicate, которая в течение следующих 10 лет все более тяготела к ритмической организации, свойственной world music. Обнаружил Завинул и пробуждение интереса к своим европейским корням. Сие выразилось в сотрудничестве с его старинным другом – венским академическим пианистом Фридрихом Гульдой (1987-1994). А также в сочинении таких произведений, как Stories of the Danube (симфония для духовых, 1993) и Malibu Fires (1994). Завинул даже переехал из Калифорнии в Нью-Йорк, чтобы быть поближе к Европе. В 2002 у него вышел альбом Faces & Places – первый за несколько лет студийный альбом. В составе участников записи – целый интернационал исполнителей.
В сентябре Джо Завинул планировал принять участие в джазовом фестивале La Villette в Париже, однако смерть не дала осуществить данный план. Скончался маэстро от рака.
Мы привыкли к властной и откровенно жесткой манере игры, которую демонстрировал Гэри Хасбэнд уже больше двух десятилетий в качестве неутомимого ударника. Это было хорошо слышно в его игре с группой Level 42, где он играл вместе с басистом ...
"Брайан Огер — один из самых лучших исполнителей на В-3, которых я когда-либо слышал. Его техника потрясающа, а энергетика не имеет себе равных. Это огромный талант и удивительно теплый и привлекательный человек — просто идеальное ...
Тысяча девятьсот девяносто восьмой год. Первый Ереванский международный джаз- фестиваль. Идут последние приготовления к проведению фестиваля, организаторы уточняют списки участников. К ним обращаются и предлагают послушать 11-ти летнего мальчика ...
Утром 12 августа после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 67 лет скончался знаменитый белорусский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Аркадий Борисович Эскин. Совсем недавно, в марте нынешнего года на сцене минского Дворца ...
Широко известна легенда о том, что яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло великого физика сэра Айзека Ньютона на формулировку закона всемирного тяготения. Яблоко упало, естественно, с яблони. Яблоко от яблони недалеко падает, гласит народная ...
Этот очерк состоялся благодаря появившемуся на страницах Интернета исследованию новосибирского джаза С. Беличенко и В. Котельникова "Замороженный джаз". Воспоминания новосибирцев позволили расширить географию продвижения одного из ...
29 мая в Минске выступил музыкант, которого белорусская публика ждала уже давно. Пианист, композитор, аранжировщик, превративший произведения Шопена в джаз. Если я добавлю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера. Лешэку ...
После Билла Эванса джазовое фортепиано уже никогда не останется прежним. Этот невзрачный очкарик выработал стиль столь гармонически богатый, столь бесконечно изобретательный, что его влияние несравнимо с влиянием никого другого из пост-боповых ...
Нередко в обзорных статьях различных изданий, посвященных той или иной стране, встречаешь неведомо какими опросами сформированные списки пяти (десяти, пятнадцати) самых известных людей этой страны. Если говорить о Кубе, то на сто процентов такой ...
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки ...
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...