nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Marian McPartland - Без музыки я бы не дожила и до 80!

Marian McPartland - Без музыки я бы не дожила и до 80!  У американской пианистки и ведущей джазового радио 20 марта был юбилей. Обычно у женщин не принято уточнять возраст, а уж в Америке такое правило соблюдается особенно скрупулезно, но не в этот раз. Во всех поздравительных статьях и заметках либо прямо в заголовке, либо в самом начале крупным шрифтом набрано: Мэриен Макпартленд – 90 лет!

Она вовсе не старушка – божий одуванчик, живущая воспоминаниями. Она живет выступлениями, встречами с молодыми исполнителями, и, что удивительнее всего, популярнейшим среди любителей джаза в США радио-шоу Piano Jazz, которое она до сих пор и бессменно ведет раз в неделю вот уже почти 30 лет подряд! Первый выпуск шоу появился на Национальном Общественном Радио США 4 июня 1978 года. Ее передача – это самая долгоживущая программа культурной тематики из всех радиопрограмм Америки, а Национальное Общественное Радио США – финансируемая из бюджета радиосеть, которая объединяет свыше 250 станций по всей территории страны.

Мэриан начинала свою музыкальную карьеру в конце 40-х прошлого века в Чикаго. Хотя нет, неверно. Надо заглянуть во времени и пространстве раньше и дальше. В довоенную патриархальную Англию… в небольшой городишко недалеко от королевского Виндзорского замка. Там и тогда будущую известную всему миру джазвумэн знали как Маргарет Мэриан Тернер, и в свои 15 лет она блестяще исполняла церковные мессы на органе. И дело даже не в самом этом факте… подобное начало музыкальной карьеры было и у Сары Воэн, и у многих других; а дело в том, что в поклонниках ее таланта ходил не кто иной, как Дюк Эллинтон!

Как это могло случиться? Очень просто. Эллингтон со своим оркестром неоднократно совершал туры по Европе и в том числе и по Великобритании. В 1933 году ему порекомендовали посетить пригородную церковь и послушать мессу с очаровательной юной солисткой. Дюк был в восторге. Он слушал ее несколько раз и, как уверяет молва, разговаривал с Мэриан и подарил ей свои пластинки. В Англии тех лет он, темнокожий, мог это сделать совершенно спокойно… в отличие от своей родной страны.

Мэриан и до этого интересовалась джазом (в Великобритании традиционный джаз всегда пользовался огромной популярностью и не считался второсортной музыкой), ее кумирами были Тедди Уилсон, Мэри Лу Уильямс, Лил Хардин. Она занималась в очень серьезной музыкальной школе в Лондоне по классу фортепиано и скрипки и вполне могла пойти по пути академической карьеры (как мечтал ее отец), но в 1938 году двадцатилетнюю пианистку пригласил в свою труппу Билли Мэйерл, известнейший английский мюзик-холловский шоумэн. Он предложил ей место в особом фортепианном шоу, когда на сцене происходила музыкальная попарная дуэль-перекличка между четырьмя роялями в промежутках между водевильными номерами. Мэриан согласилась и бросила школу, хотя ее отец в отчаянии предлагал ей целую тысячу фунтов (очень большие деньги по тем временам), только чтобы она продолжила учебу. Предугадывать будущее – неблагодарное занятие, но Мэриан оказалась права. Именно специфическая дуэтная форма композиций, которую молодая пианистка практиковала в этом оркестре под сценическим псевдонимом Мэриан Пейдж (а чуть позже аналогичная работа в дуэте с Ромой Кларк) послужила толчком к тому, что она полюбила такой вид музицирования и положила впоследствии его в основу своего знаменитого радиошоу.

Началась война, но шоу не закрылось, а в 1944 году после открытия Второго фронта Мэриан поехала на выступления в расположения частей американо-британских войск в Бельгии. Эта поездка оказалась для нее судьбоносной – на сборных концертах она познакомилась с Джимми Макпартлендом, известным американским корнетистом, приверженцем традиционного новоорлеанского стиля. Уже через год они поженились прямо на одной из военных баз в Германии, а вскоре после войны молодая пара (правда, Джимми был старше ее на 11 лет) уехала в Чикаго.

Дела у музыкантов-молодоженов шли на лад, и в 1949 году они переехали уже в Нью-Йорк, где их в первый же день навестил Луис Армстронг – они с Джимми были приятелями. Работа нашлась быстро, и оба супруга окунулись в джаз с головой, и вместе, и отдельно друг от друга. Вообще, их семейная жизнь складывалась нестандартно для артистической. Два музыканта... постоянная концертная жизнь... такие пары редко бывают устойчивыми, но Мэриан и Джимми прожили вместе до 1970 года, развелись, оставаясь друзьями и даже работая вместе, а потом, когда он тяжело заболел, опять поженились, и она ухаживала за ним до самой смерти! Она до сих пор исполнена благодарности к мужу (умершему в 1991 г.) и за человеческие отношения и за профессиональную помощь, в особенности за то, что он всегда поощрял ее новые знакомства с другими музыкантами. Эти знакомства оказали ей неоценимую помощь, когда она затеяла свое радио-шоу.

В 50 – 60-е годы Мэриан Макпартленд много выступала. И с собственным трио в Hickory House, ночном клубе на легендарной 52-й улице, и с другими составами. Ее даже приглашал в свой секстет Бенни Гудмэн в 1963-65 гг. В Hickory House она имела особенно большой успех – ее концерты приходил послушать весь цвет тогдашнего традиционного джаза... был один вечер, когда на ее выступление пришли одновременно Оскар Питерсон, Дюк Эллингтон, Билли Стрейхорн, Арти Шоу, Баки Пиццарелли, совсем молодой еще тогда Пол Блей. Некоторые из этих концертов записал для лэйбла Savoy Jazz звукорежиссер Руди Ван Гелдер. Тогда это были одни из первых его опытов, но скоро Ван Гелдер стал самым авторитетным специалистом в области звукозаписи в США. Все эти имена сегодня уже давно легенда, а Мэриен ведь играла почти со всеми из них на одной сцене! Леонард Фезэр, придя в Hickory House на ее концерт, позже, шутя, удивлялся в одной из своих статей: «У Мэриен Макпартленд есть целых три противопоказания к тому, чтобы играть джаз – она белая, женщина и к тому же англичанка!». По тем неполиткорректным временам это была удачная шутка, сейчас бы она, что говорится, абсолютно не прокатила....

Ей было интересно услышать любой джаз, который играли в то время в Нью-Йорке. В отличие от мужа, Мэриен стремилась впитать в себя все стили – она по вечерам, когда у нее не было выступлений, ходила по всем близлежащим клубам и слушала... слушала... а послушать было кого! Телониус Монк, Бад Пауэлл, Чапльз Мингус, Дэйв Брубек, Каунт Бейси, Вуди Херман... Она говорила, что «моей целью было услышать ВСЕ, и научиться самой играть большую часть из того, что я услышала». И ей это удавалось! Она приобрела в 50-х репутацию самого гибкого интерпретатора джазовых тем и одного из самых изобретательных импровизаторов. Альбомы с ее записями выходили один за другим. Особенно очарована была Мэриан сочинениями и стилем игры Билла Эванса – это сразу слышно в ее композициях тех лет: With You In Mind, In The Days Of Our Love, Ambience и др.

Но эпоха джазовых клубов и ночных концертов подходила к концу. Начиналась эра рок-н-ролла. В 60-е джаз в самых лучших своих образцах все больше уходил на филармоническую и фестивальную сцену. Ежедневные клубные выступления прекратились, и Макпартленд в большой степени ушла в преподавательскую и студийную деятельность. Ее огромной заслугой было то, что она умудрилась договориться об открытии в Вашингтоне бесплатных детских джазовых школ для негритянских детей. Впоследствии такие школы появились почти везде в США. Помимо прочего, она организовала собственный лэйбл, который просуществовал пятнадцать лет и занялась джазовой журналистикой. Она много писала для разных журналов, в том числе и для Down Beat, в основном это были эссе и исторические джазовые зарисовки. Все они были собраны в 1987 году под одной обложкой в книге All In Good Time, а впоследствии дополнены автором и переизданы в 2003 году под названием Marian McPartland Jazz World.

Мэриан начала вести радиопрограммы еще тогда же, в 60-е. Piano Jazz – это не первое ее радио-шоу. Сначала это была передача на нью-йоркском Pacifica Radio Network, которая представляла собой интервью с музыкантами, «приправленное» записями джаза. А позже, в 1978 году, она задумала и воплотила в жизнь идею радиопередачи, в которой она вживую общается с приглашенным в студию другим музыкантом и по ходу дела музицирует с ним вместе перед микрофоном. Так появилось шоу Piano Jazz, которое сейчас слушают любители джаза практически во всех США и ретранслируют еще в 24 страны.

И сама Мэриан и ее передача получили множество наград и призов, а на шоу с ней за это время перебывал весь цвет американского джаза, да и не только джаза. Диапазон ее гостей простирался от Билла Эванса и Чика Кориа до группы «Стили Дэн» и певца Элвиса Костелло. «По следам» передач было выпущено много альбомов – фортепианных и не только фортепианных дуэтов со всеми ее гостями. Только на известном джазовом лэйбле Concord Records Мэриан выпустила больше 60 альбомов, и во всем мире они пользуются популярностью. Список ее наград и почетных музыкальных степеней состоит более чем из двадцати пунктов, в их числе и чисто джазовые премии, и общественные, и Грэмми.

У нас Мэриан не пользуется такой уж большой популярностью и известностью – по не вполне понятным причинам. Ее альбомов на русскоязычной территории вышло совсем немного, они как-то теряются на фоне многих ярких имен, сольных проектов я вообще не встречал, попадаются лишь те, где рядом соседствуют известные имена. А это зря. Если кому попадется в руки подобные альбомы, прислушайтесь повнимательнее к ним. Например, чтобы не быть голословным, на чисто дуэтном диске с Чиком Кориа Мэриен со всей очевидностью переиграла своего маститого партнера – она звучит гораздо свежее и интереснее. А с Биллом Эвансом играла абсолютно на равных.

Она по-прежнему принимает участие в живых выступлениях, отыгрывая больше часа полноценной вечерней программы и даже ездит в Англию на гастроли. Свое 90-летие Макпартленд отмечает в Джаз-Линкольн-центре, и дает там же концерт – вместе с Региной Картер, Норой Джонс, Карин Эллисон, Биллом Чарлапом и другими приглашенными гостями.

Кстати... для особо дотошных знатоков, залезших в энциклопедию и нашедших там год рождения Мэриан – якобы 1920, скажу по секрету – ну сбавляла она себе всю жизнь пару лет, теперь-то это уже неважно, но тогда во все справочники и попала неверная цифра. Поздравим ее от всей души с юбилеем и пожелаем музыки, музыки, и еще больше музыки.

Евгений ДОЛГИХ

Jazz-Квадрат, №3/2008


стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
Великобритания, США
музыкальный стиль
боп


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела пианисты, органисты, клавишники

  • стиль: джаз, джаз
Лишь считанные джазовые музыканты успешно преодолевают противоречия между джазом, как явлением искусства и джазом, как развлекательно-популярным жанром. И еще большей редкостью является то, что пианист Херби Хэнкок успешно собирает плоды успеха в ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда пишешь о любом действующем исполнителе, всегда существует опасность, что твои строки быстро утеряют актуальность. Справедливо это и в отношении пианиста и композитора Данило Переса, представителя среднего поколения в джазе, музыканта яркого, ...
  • стиль: джаз, джаз
...Заключительный концерт фестиваля. На сцену Большой гильдии приглашается All Stars Band. Появляются джазмены США, Англии, Японии, Аргентины. Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. "Виктор ...
  • стиль: джаз, джаз
Его иногда в шутку называют Иоганном Себастьяном Жаком. Как деятельность любого первооткрывателя, вознамерившегося поломать привычные устои, творчество Жака Лузье мгновенно вызвало полярные оценки – от совершенного неприятия, до самых восторженных ...
  • стиль: джаз, джаз
Примерно лет двадцать пять назад в моей жизни произошли два казалось бы никак не связанных между собой события: я увлекся радио-джазом, то есть джазовой музыкой, транслируемой разнообразными зарубежными радиостанциями, и переселился в поселок ...
  • стиль: джаз, джаз
«Всякая критика, увы,— это скучный финал того, что начиналось как ликование, как неуемное желание кусать и скрежетать зубами от наслаждения" (Хулио Кортасар, «Преследователь») Все-таки есть, все-таки существуют в самом ...
  • стиль: джаз, джаз
Писать об Аркадии Эскине одновременно и легко и трудно. Легко, потому что достаточно перечислить имена музыкантов, с которыми он в течение жизни играл, и станет сразу ясно, какого уровня и какого масштаба этот джазмен. А трудно, потому что ...
  • стиль: джаз, джаз
На последнем диске Дайаны Кролл многим очень понравилась изумительная интерпретация лирической баллады "Peel Me A Grape". Ее автора — Дэйва Фришберга — не очень–то хорошо знают у нас, а напрасно... Постараемся восполнить этот пробел в меру наших ...
  • стиль: джаз, джаз
"Digression", "Intuition"... Названия композиций этого выдающегося пианиста и теоретика джаза несут в себе предельную ясность, осмысленность, внутреннюю чистоту своего автора. В объеме данной статьи, на нескольких страницах печатного текста, я ...
  • стиль: джаз, джаз
В российском джазе есть, наверное, с полдюжины пианистов, которых знает большинство аудитории. Ну, например, Игорь Бриль. Или Леонид Винцкевич, Андрей Кондаков, Даниил Крамер, а из живущих вне России — Михаил Альперин, Леонид Чижик. Есть такие, кто ...
  • стиль: джаз, джаз
Ну разве стал бы нормальный джазовый музыкант (в смысле, тот, для кого джаз — норма жизни) рассказывать о джазе, пояснять, убеждать, приобщать? Вряд ли. Настоящий мастер звука предельно высказывается в своем творчестве, а комментарии могут погасить ...
  • стиль: джаз, джаз
Памяти покойного Т. Монтулиу (1933—1997) Знаменитая книга Джеймса Коллиера, американского джаз-эксперта, увы, ничего не расскажет вам о европейском джазе. И, разумеется, о европейском джазовом пианизме тоже. Американцы разумеют свой джаз "лучшим в ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com