nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Аркадий Эскин - 60 лет


Аркадий Эскин - 60 лет  Писать об Аркадии Эскине одновременно и легко и трудно. Легко, потому что достаточно перечислить имена музыкантов, с которыми он в течение жизни играл, и станет сразу ясно, какого уровня и какого масштаба этот джазмен. А трудно, потому что перечисление имен и коллективов сразу начинает напоминать выписку из трудовой книжки.

Чтобы биографический очерк получился увлекательным (а таким и должен быть настоящий очерк), нужно наполнить его определенным драматизмом. Он должен иметь все классические признаки литературного произведения: завязку, кульминацию, развязку. Но, при всем горячем желании автора, знающего Аркадия достаточно давно, найти этот драматизм в его жизни очень трудно. Ну, что может быть драматичного в жизни обычного музыкального вундеркинда?

И, тем не менее, обойтись без этого перечисления не удастся. Во-первых, потому что история жизни и творчества Аркадия Эскина - это история советского джаза послесталинского периода нашей страны. А во-вторых, потому что именно так и пишутся биографии тех, кто включается обычно в любые джазовые энциклопедии: когда играл, где, с кем и что именно. Остальное - лирика.

Итак, Аркадий Эскин - пианист, композитор, аранжировщик, педагог.

Любителям джаза имя Аркадия Эскина известно с конца 50-х годов, когда его, еще совсем молодого человека, недавнего выпускника Харьковской спецшколы для одаренных детей, включили в состав биг-бэнда, организованного при Академии имени маршала Говорова. К этому времени за плечами юного пианиста уже было 6 лет профессиональной работы.

Музыкальная одаренность Аркадия проявилась достаточно рано, и это неслучайно: его мать Сусанна Михайловна была первой пианисткой в джаз-оркестре Бориса Ренского, а отец Борис Аркадьевич - виолончелистом Харьковского театра оперы и балета. И, хотя мастерству пианиста Аркадия обучала доцент харьковской консерватории Алисия Гольдингер, ученица "самого" Римского-Корсакова, подлинным образованием было (как это часто случалось после шести предшествующих лет "джазового ледникового периода") самообразование. В 1953 году, в 14-летнем возрасте, юный харьковчанин уже был опытным ресторанным тапером. Он выступает с многочисленными малыми составами, его знают завсегдатаи танцевальных площадок, где играли джаз.

В 1957 году Аркадия приглашают в джаз-оркестр, организованный московским дирижером Юрием Петровым. В состав оркестра входили известные по тем временам музыканты: саксофонист Владимир Северков, тромбонист Вилли Носов, гитарист Геннадий Разуваев. Ну, а затем начинается гастрольная жизнь со всеми ее "прелестями". В течение трех лет он возглавляет квинтет, сопровождающий итальянского певца Эпифанио Прицци.

В 1965 году Аркадий оказывается в киевском оркестре "Днипро". Это был высококвалифицированный бэнд "тройного" состава, музыкальным руководителем которого были сначала известный саксофонист Игорь Петренко, а после его ухода - композитор и аранжировщик Гиви Гачечеладзе. И еще два года гастролей по стране. Потом - год работы в оркестре Леонида Утесова (в тот период, когда музыкальным руководителем там был Владимир Старостин) и работа в Тбилиси с вокальным трио, давшим начало популярнейшему в 70-е годы ансамблю "Иверия".

Это было время первых международных джазовых фестивалей в СССР, и Аркадий активно посещает их, принимая участие в концертах и всевозможных джем-сейшнах. Куйбышев, Днепропетровск, Тбилиси, ленинградский фестиваль "Белые ночи"... Трио Эскина с Виктором Некрасовым (бас-гитара) и Борисом Грунским (ударные) на Донецком фестивале 1968 года уступает только квартету Николая Левиновского.

На ставшем впоследствии знаменитым Таллинском фестивале 1967 года Аркадий знакомится с известным американским музыкальным критиком Уиллисом Коновером и музыкантами американской группы саксофониста Чарльза Ллойда. Там же произошло знакомство А.Эскина с Алексеем Баташевым, включившим его в свою монографию "Советский джаз" (1972).

В 1970 году Аркадия приглашает к себе Гюлли Чохели. В ее ансамбле "Чанги" играли выдающиеся джазовые музыканты 60-х годов саксофонист Владимир Пресняков (его сменил Сергей Гурбелошвили), басист Владимир Воронецкий, барабанщик Владимир Васильков, трубач Константин Носов (его сменил Вячеслав Янса, будущий музыкальный руководитель Государственного джаз-оркестра Литовской ССР под управлением Юозаса Тишкуса).

В 1973 году Аркадий Эскин приезжает в Минск, и с тех пор вся его жизнь связана с коллективами, составившими славу белорусской эстрады.

Еще в 1972 году в Ленинграде Аркадий знакомится с популярным белорусским эстрадным певцом, народным артистом Беларуси Виктором Вуячичем, который сделал предложение создать ансамбль для совместной работы. Аркадий переезжает в Минск, и с августа 1972 года в Белгосфилармонии появился новый коллектив - ансамбль "Тоника".

Семь лет Аркадий работает пианистом и музыкальным руководителем ансамбля Виктора Вуячича. Рядом с ним - прекрасные музыканты: саксофонист Сергей Гурбелошвили (после него Анатолий Радюков), барабанщик Николай Гончаров (позднее Александр Кутырев), трубач Иван Васильев (его сменил Виталий Барма), тромбонист Валерий Гурдизьяне, гитарист Юрий Мариновский. Именно в "Тонику" Аркадий Эскин пригласил ныне заслуженного артиста РБ трубача Валерия Щерицу. В 1978 году ансамбль становится лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады среди инструменталистов.

С "Тоники" началась гастрольная жизнь Аркадия по ближнему и дальнему зарубежью, включая страны Африки и Латинской Америки, которая продолжилась и во время работы пианистом знаменитого ансамбля "Песняры" в его самые звездные дни.

Шесть лет отдал Аркадий Эскин "Песнярам" и, хотя это была очень интересная работа, хотелось играть джаз. И вот в 1987 году он садится за фортепиано в составе Государственного концертного оркестра под управлением Михаила Финберга. И в составе биг-бэнда, и в составе собственного трио (Бронислав Сармонт - контрабас, Владимир Федотов - ударные) он принимает участие в крупнейших джазовых фестивалях в Ялте. Джазовый квартет Аркадия Эскина "Классик-джаз-бэнд" - непременный участник многочисленных фестивалей, филармонических концертов, его охотно записывают на радио и телевидении.

Последние годы (1994-1997) были отмечены для Аркадия успешной работой в Голландии в составе Уральского диксиленда (руководитель - Игорь Бурко). Кроме него, все остальные музыканты - из Челябинска. Продюсер Саша Ван-Эсдонк "прокатала" коллектив по Голландии, Франции, Бельгии, Англии, Шотландии, Ирландии. Концерты в джаз-клубах Парижа (ежедневно в течение 20 дней), Лондона, Ливерпуля, участие в джазовых фестивалях в Голландии (Гаага, Эйндховен), Швеции (Гетеборг), Дании, Шотландии (Эдинбург)... Записано 3 компакт-диска (45 пьес), в том числе один - с участием негритянской певицы Берри Брайтон и бывшего трубача, а ныне вокалиста Ната Гонелло.

Любопытнейшим эпизодом богатой творческой биографии Аркадия Эскина явилась его поездка в Японию, где в течение трех месяцев в паре со скрипачом Борисом Бернштейном он играл джаз на самых разных концертных площадках.

К своему 60-летию Аркадий Эскин подошел в качестве музыканта заслуженного коллектива - Государственного концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Финберга. Он к тому же работает и с малыми составами, которые существуют при Концертном оркестре. Группа студентов Белорусского университета культуры под его руководством овладевает искусством джазовой импровизации. Так что... жизнь продолжается!

Яков БАСИН

1999


стиль
джаз
автор
Яков БАСИН
страна
Беларусь
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела пианисты, органисты, клавишники

  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: Панама
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
Когда пишешь о любом действующем исполнителе, всегда существует опасность, что твои строки быстро утеряют актуальность. Справедливо это и в отношении пианиста и композитора Данило Переса, представителя среднего поколения в джазе, музыканта яркого, ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Валерий КОПМАН
  • страна: Латвия
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
...Заключительный концерт фестиваля. На сцену Большой гильдии приглашается All Stars Band. Появляются джазмены США, Англии, Японии, Аргентины. Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. "Виктор ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Алесь ОСТРОВЦОВ
  • страна: Франция
Его иногда в шутку называют Иоганном Себастьяном Жаком. Как деятельность любого первооткрывателя, вознамерившегося поломать привычные устои, творчество Жака Лузье мгновенно вызвало полярные оценки – от совершенного неприятия, до самых восторженных ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Сергей ЛЕТОВ
  • страна: Израиль, Литва
  • музыкальный стиль: авангард
Примерно лет двадцать пять назад в моей жизни произошли два казалось бы никак не связанных между собой события: я увлекся радио-джазом, то есть джазовой музыкой, транслируемой разнообразными зарубежными радиостанциями, и переселился в поселок ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: США
  • музыкальный стиль: фьюжн
«Всякая критика, увы,— это скучный финал того, что начиналось как ликование, как неуемное желание кусать и скрежетать зубами от наслаждения" (Хулио Кортасар, «Преследователь») Все-таки есть, все-таки существуют в самом ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Евгений ДОЛГИХ
  • страна: США
  • музыкальный стиль: мэйнстрим, свинг
На последнем диске Дайаны Кролл многим очень понравилась изумительная интерпретация лирической баллады "Peel Me A Grape". Ее автора — Дэйва Фришберга — не очень–то хорошо знают у нас, а напрасно... Постараемся восполнить этот пробел в меру наших ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Денис КОВАЛЕВ
  • страна: США
  • музыкальный стиль: авангард, кул
"Digression", "Intuition"... Названия композиций этого выдающегося пианиста и теоретика джаза несут в себе предельную ясность, осмысленность, внутреннюю чистоту своего автора. В объеме данной статьи, на нескольких страницах печатного текста, я ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Кирилл МОШКОВ
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
В российском джазе есть, наверное, с полдюжины пианистов, которых знает большинство аудитории. Ну, например, Игорь Бриль. Или Леонид Винцкевич, Андрей Кондаков, Даниил Крамер, а из живущих вне России — Михаил Альперин, Леонид Чижик. Есть такие, кто ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Анна АЛАДОВА
  • страна: США
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
Ну разве стал бы нормальный джазовый музыкант (в смысле, тот, для кого джаз — норма жизни) рассказывать о джазе, пояснять, убеждать, приобщать? Вряд ли. Настоящий мастер звука предельно высказывается в своем творчестве, а комментарии могут погасить ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Александр КАССИС
  • страна: Испания
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
Памяти покойного Т. Монтулиу (1933—1997) Знаменитая книга Джеймса Коллиера, американского джаз-эксперта, увы, ничего не расскажет вам о европейском джазе. И, разумеется, о европейском джазовом пианизме тоже. Американцы разумеют свой джаз "лучшим в ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: США
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
Ahmad Jamal Is Never Banal Прошу прощения у уважаемых читателей за то, что вынесенная в эпиграф цитата приведена в языке оригинала. Уверен, что у большинства хватит познаний в английском, чтобы оценить удачно найденную рифму в этой напоминающей ...
  • стиль: джаз, джаз
  • страна: США
  • музыкальный стиль: мэйнстрим, хард-боп
Маккой Тайнер носит мантию одного из джазовых гигантов с элегантной непринужденностью. Хорошо сознавая свое положение в джазовом пантеоне, он рассуждает о своих достижениях, как о чем-то естественном и само собой разумеющемся. Да, он осознает, что ...
© 2023 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com