Leszek Mozdzer - Хочу сыграть аккорд, который никто не слышал
12.01.2013
29 мая в Минске выступил музыкант, которого белорусская публика ждала уже давно. Пианист, композитор, аранжировщик, превративший произведения Шопена в джаз. Если я добавлю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера.
Лешэку было 5 лет, когда он впервые сел за фортепиано. Причем получилось это, по его мнению, случайно: родители купили домой фортепиано больше как мебель, чем как музыкальный инструмент. Потом была музыкальная школа и Гданьская академия музыки. До 18 лет Лешэк играл, в основном, классическую музыку и даже не подозревал, что через пару лет критики впервые назовут его именно джазовым музыкантом. Во время учебы Лешэк отдавал предпочтение Прокофьеву, Рахманинову, Скрябину и, конечно, Шопену. Альбом Можджера с произведениями Шопена в собственной аранжировке, вышедший в 1994 году, принес ему всемирную известность.
Честно говоря, относить Лешэка Можджера к джазу, как категорично делают это некоторые критики, не совсем правильно. Вряд ли в музыке осталось направление, в котором бы Можджер себя не попробовал. В аранжировках он использует элементы классики, электрической музыки и даже современной попсы. Его клавишное сопровождение можно услышать у многих рок-, поп- и даже хип-хоп музыкантов. Лешэка никогда не пугала новизна и сложность новых проектов. Он работал над музыкой к фильмам и спектаклям, делал аранжировки для мюзикла "Волосы" и поучаствовал в создании трансоперы "Сон в летнюю ночь" - сделал всю музыку к нему, начиная от раскидки текста по нотам до аранжировок и написания партий для 18 человек.
Можджер брался за любую работу, которую ему предлагали, если в ней была возможность по-новому раскрыть себя, опробоваться в новом качестве. "Есть мнение, что музыканты играют только для собственного удовольствия, - поделился Можджер с польскими журналистами, - но нам тоже нужно заправлять бензином бак и платить за телефон. Поэтому если спонсор предлагает устроить концерт или какое-то шоу, действо, почему бы и нет. К тому же это полезный опыт".
В Гданьской академии Лешэк впервые начал играть джаз. Преподаватели говорили: "Если хочешь, ты можешь попробовать, но смотри, все не испорть". Ему прочили славу классического музыканта, но джазовые вариации и переборы клавиш так его впечатлили, что джазу он отдал всего себя.
Он играл в квартете Намысловского (Zbigniew Namivslowski), писал музыку к фильмам для 20th Century и Mira Мах, создал несколько альбомов со Збигневом Прейснером (Zbigniew Preisner), Томашем Станько (Tomasz Stanko) и другими известными на весь мир музыкантами. Ему аплодировал Карнеги-Холл. Кроме того, на счету Можджера 60 альбомов, 8 из которых выпущены под его именем и 6 - под псевдонимом Любовь (Milosc). Сам Лешэк ко всему этому относится снисходительно и не уделяет много внимания своей нарастающей славе, фотографиям на обложках журналов и первых полос газет. "Да, сначала все это льстило моему эго, - улыбается музыкант, - но потом я понял, что жизнь напоказ - это не жизнь, а шоу-бизнес - это жизнь напоказ. Одиночество - это мое". Тем не менее, Можджеру удается удачно совмещать участие в светских тусовках и эпатажное поведение с замкнутостью и любовью к одиночеству. "Быть бескомпромиссным, модным и оригинальным или жить в подземелье? И то, и другое!" - провозгласил для себя Лешэк.
Его альбомы десятки раз получали престижные награды, а самого Можджера читатели журнала Jazz Forum седьмой раз подряд признают пианистом года. В ответ на такую любовь публики Лешэк печет, как блины, новые альбомы и посмеивается: "Как это можно слушать Можджера? Его композиции тянутся целый год!" Сам Можджер признается, что не слушает свои диски: "Могу вытерпеть минут 10, не больше".
Единственная пластинка, которой Можджер полностью доволен - альбом The Time, записанный вместе с Ларсом Даниэлссоном (Lars Danielsson) и Зохаром Фреско (Zohar Fresco). По мнению Лешэка, только в ней есть настроение. Мнение это его поклонники не разделяют. С ним действительно сложно согласиться: великий экспериментатор Лешэк Можджер придумывает для каждого альбома что-нибудь новенькое, и отсутствием настроения его пластинки точно не грешат.
Польские журналисты говорят, что Можджер на концертах "препарирует" фортепиано. На самом же деле он просто пытается добавить к традиционному звучанию рояля игру на фортепианных струнах. Он засовывает между струнами ткань, кладет на них стаканы. Получается необычно, публика приходит в восторг. "В тело пиано можно вживить все, что есть под рукой: стаканы, телефон, очки. Но это не значит, что я не люблю фортепиано. Я уважаю его, это ценный инструмент, и умелое "препарирование" не расстроит и не испортит его", - уверен Лешэк Можджер. Да и может разве музыкант сделать другу больно, ведь на каждом концерте Можджер представляет публике и себя, и свой инструмент: "Здравствуйте, меня зовут Лешэк, а это мой друг".
Минской публике Можджер тоже показал свое умение "препарировать" рояль, играть Шопена в джазовых вариациях, а также жестикулировать во время игры и подскакивать на стуле - его фирменный «стайл» игры. После этого нельзя было не вызвать музыканта "на бис". Белорусы вызывали Можджера на сцену 5 раз. "Когда меня просят выйти на сцену и сыграть что-то еще, - признался в одном интервью Лешэк, - в голове начинается паника: "Что я еще умею? Что еще я могу сыграть?" Но он выходит и играет. И вряд ли наступит момент, когда Можджеру нечего будет сказать публике, нечего больше показать. Ведь однажды он поставил себе очень высокую планку, к которой сложно подобраться: "Хочу сыграть аккорд, который еще никто никогда не слышал, и написать на его основе мелодию".
"Брайан Огер — один из самых лучших исполнителей на В-3, которых я когда-либо слышал. Его техника потрясающа, а энергетика не имеет себе равных. Это огромный талант и удивительно теплый и привлекательный человек — просто идеальное ...
Тысяча девятьсот девяносто восьмой год. Первый Ереванский международный джаз- фестиваль. Идут последние приготовления к проведению фестиваля, организаторы уточняют списки участников. К ним обращаются и предлагают послушать 11-ти летнего мальчика ...
Утром 12 августа после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 67 лет скончался знаменитый белорусский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Аркадий Борисович Эскин. Совсем недавно, в марте нынешнего года на сцене минского Дворца ...
Широко известна легенда о том, что яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло великого физика сэра Айзека Ньютона на формулировку закона всемирного тяготения. Яблоко упало, естественно, с яблони. Яблоко от яблони недалеко падает, гласит народная ...
Этот очерк состоялся благодаря появившемуся на страницах Интернета исследованию новосибирского джаза С. Беличенко и В. Котельникова "Замороженный джаз". Воспоминания новосибирцев позволили расширить географию продвижения одного из ...
После Билла Эванса джазовое фортепиано уже никогда не останется прежним. Этот невзрачный очкарик выработал стиль столь гармонически богатый, столь бесконечно изобретательный, что его влияние несравнимо с влиянием никого другого из пост-боповых ...
Нередко в обзорных статьях различных изданий, посвященных той или иной стране, встречаешь неведомо какими опросами сформированные списки пяти (десяти, пятнадцати) самых известных людей этой страны. Если говорить о Кубе, то на сто процентов такой ...
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки ...
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...
При словосочетании «джазовый пианист» в памяти всплывают самые разные образы. Дюка Эллингтона или Каунта Бэйзи обычно представляешь себе во главе их знаменитых оркестров. Оскар Питерсон или Ахмад Джамал не отделимы от своих знаменитых ...
У американской пианистки и ведущей джазового радио 20 марта был юбилей. Обычно у женщин не принято уточнять возраст, а уж в Америке такое правило соблюдается особенно скрупулезно, но не в этот раз. Во всех поздравительных статьях и заметках либо ...