Leszek Mozdzer - Хочу сыграть аккорд, который никто не слышал
12.01.2013
29 мая в Минске выступил музыкант, которого белорусская публика ждала уже давно. Пианист, композитор, аранжировщик, превративший произведения Шопена в джаз. Если я добавлю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера.
Лешэку было 5 лет, когда он впервые сел за фортепиано. Причем получилось это, по его мнению, случайно: родители купили домой фортепиано больше как мебель, чем как музыкальный инструмент. Потом была музыкальная школа и Гданьская академия музыки. До 18 лет Лешэк играл, в основном, классическую музыку и даже не подозревал, что через пару лет критики впервые назовут его именно джазовым музыкантом. Во время учебы Лешэк отдавал предпочтение Прокофьеву, Рахманинову, Скрябину и, конечно, Шопену. Альбом Можджера с произведениями Шопена в собственной аранжировке, вышедший в 1994 году, принес ему всемирную известность.
Честно говоря, относить Лешэка Можджера к джазу, как категорично делают это некоторые критики, не совсем правильно. Вряд ли в музыке осталось направление, в котором бы Можджер себя не попробовал. В аранжировках он использует элементы классики, электрической музыки и даже современной попсы. Его клавишное сопровождение можно услышать у многих рок-, поп- и даже хип-хоп музыкантов. Лешэка никогда не пугала новизна и сложность новых проектов. Он работал над музыкой к фильмам и спектаклям, делал аранжировки для мюзикла "Волосы" и поучаствовал в создании трансоперы "Сон в летнюю ночь" - сделал всю музыку к нему, начиная от раскидки текста по нотам до аранжировок и написания партий для 18 человек.
Можджер брался за любую работу, которую ему предлагали, если в ней была возможность по-новому раскрыть себя, опробоваться в новом качестве. "Есть мнение, что музыканты играют только для собственного удовольствия, - поделился Можджер с польскими журналистами, - но нам тоже нужно заправлять бензином бак и платить за телефон. Поэтому если спонсор предлагает устроить концерт или какое-то шоу, действо, почему бы и нет. К тому же это полезный опыт".
В Гданьской академии Лешэк впервые начал играть джаз. Преподаватели говорили: "Если хочешь, ты можешь попробовать, но смотри, все не испорть". Ему прочили славу классического музыканта, но джазовые вариации и переборы клавиш так его впечатлили, что джазу он отдал всего себя.
Он играл в квартете Намысловского (Zbigniew Namivslowski), писал музыку к фильмам для 20th Century и Mira Мах, создал несколько альбомов со Збигневом Прейснером (Zbigniew Preisner), Томашем Станько (Tomasz Stanko) и другими известными на весь мир музыкантами. Ему аплодировал Карнеги-Холл. Кроме того, на счету Можджера 60 альбомов, 8 из которых выпущены под его именем и 6 - под псевдонимом Любовь (Milosc). Сам Лешэк ко всему этому относится снисходительно и не уделяет много внимания своей нарастающей славе, фотографиям на обложках журналов и первых полос газет. "Да, сначала все это льстило моему эго, - улыбается музыкант, - но потом я понял, что жизнь напоказ - это не жизнь, а шоу-бизнес - это жизнь напоказ. Одиночество - это мое". Тем не менее, Можджеру удается удачно совмещать участие в светских тусовках и эпатажное поведение с замкнутостью и любовью к одиночеству. "Быть бескомпромиссным, модным и оригинальным или жить в подземелье? И то, и другое!" - провозгласил для себя Лешэк.
Его альбомы десятки раз получали престижные награды, а самого Можджера читатели журнала Jazz Forum седьмой раз подряд признают пианистом года. В ответ на такую любовь публики Лешэк печет, как блины, новые альбомы и посмеивается: "Как это можно слушать Можджера? Его композиции тянутся целый год!" Сам Можджер признается, что не слушает свои диски: "Могу вытерпеть минут 10, не больше".
Единственная пластинка, которой Можджер полностью доволен - альбом The Time, записанный вместе с Ларсом Даниэлссоном (Lars Danielsson) и Зохаром Фреско (Zohar Fresco). По мнению Лешэка, только в ней есть настроение. Мнение это его поклонники не разделяют. С ним действительно сложно согласиться: великий экспериментатор Лешэк Можджер придумывает для каждого альбома что-нибудь новенькое, и отсутствием настроения его пластинки точно не грешат.
Польские журналисты говорят, что Можджер на концертах "препарирует" фортепиано. На самом же деле он просто пытается добавить к традиционному звучанию рояля игру на фортепианных струнах. Он засовывает между струнами ткань, кладет на них стаканы. Получается необычно, публика приходит в восторг. "В тело пиано можно вживить все, что есть под рукой: стаканы, телефон, очки. Но это не значит, что я не люблю фортепиано. Я уважаю его, это ценный инструмент, и умелое "препарирование" не расстроит и не испортит его", - уверен Лешэк Можджер. Да и может разве музыкант сделать другу больно, ведь на каждом концерте Можджер представляет публике и себя, и свой инструмент: "Здравствуйте, меня зовут Лешэк, а это мой друг".
Минской публике Можджер тоже показал свое умение "препарировать" рояль, играть Шопена в джазовых вариациях, а также жестикулировать во время игры и подскакивать на стуле - его фирменный «стайл» игры. После этого нельзя было не вызвать музыканта "на бис". Белорусы вызывали Можджера на сцену 5 раз. "Когда меня просят выйти на сцену и сыграть что-то еще, - признался в одном интервью Лешэк, - в голове начинается паника: "Что я еще умею? Что еще я могу сыграть?" Но он выходит и играет. И вряд ли наступит момент, когда Можджеру нечего будет сказать публике, нечего больше показать. Ведь однажды он поставил себе очень высокую планку, к которой сложно подобраться: "Хочу сыграть аккорд, который еще никто никогда не слышал, и написать на его основе мелодию".
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки ...
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...
При словосочетании «джазовый пианист» в памяти всплывают самые разные образы. Дюка Эллингтона или Каунта Бэйзи обычно представляешь себе во главе их знаменитых оркестров. Оскар Питерсон или Ахмад Джамал не отделимы от своих знаменитых ...
У американской пианистки и ведущей джазового радио 20 марта был юбилей. Обычно у женщин не принято уточнять возраст, а уж в Америке такое правило соблюдается особенно скрупулезно, но не в этот раз. Во всех поздравительных статьях и заметках либо ...
В этой статье речь пойдет о небезызвестном музыканте, талантливом композиторе, аранжировщике и просто хорошем человеке, любящем семьянине Максиме Пугачеве. Это история о том, как из целеустремленного ребенка Максим превратился в профессионального ...
Канун старого Нового года, праздника, смысл которого внятен только рожденным в СССР, стал в 2007 году черным временем для поклонников джаза во всем мире. 12 января от последствий пневмонии скончалась Элис Колтрейн, 13 января пал в долгой борьбе с ...
Салман Гамбаров - один из тех азербайджанских музыкантов, которых не надо представлять публике, - его и так все знают. Уже в четырехлетнем возрасте он играл и подбирал на рояле сложнейшие классические композиции. Позже, учась в средней специальной ...
11 сентября 2007 года в Вене на 76-м году жизни скончался легендарный джазмэн чешско-венгерско-цыганского происхождения Джо Завинул (Josef Erich Zawinul). Подобно Тому Уэйтсу и Фрэнку Заппе, Джо Завинул сам по себе олицетворял отдельную категорию ...
Лишь считанные джазовые музыканты успешно преодолевают противоречия между джазом, как явлением искусства и джазом, как развлекательно-популярным жанром. И еще большей редкостью является то, что пианист Херби Хэнкок успешно собирает плоды успеха в ...
Когда пишешь о любом действующем исполнителе, всегда существует опасность, что твои строки быстро утеряют актуальность. Справедливо это и в отношении пианиста и композитора Данило Переса, представителя среднего поколения в джазе, музыканта яркого, ...
...Заключительный концерт фестиваля. На сцену Большой гильдии приглашается All Stars Band. Появляются джазмены США, Англии, Японии, Аргентины. Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. "Виктор ...