Вокруг одного запечатленного мгновения (из жизни Рафика Бабаева)
08.03.2013
Этот очерк состоялся благодаря появившемуся на страницах Интернета исследованию новосибирского джаза С. Беличенко и В. Котельникова "Замороженный джаз". Воспоминания новосибирцев позволили расширить географию продвижения одного из первопроходцев азербайджанского джаза — Рафика Бабаева. Они приоткрыли нам историю возникновения "джазовой дружбы" двух городов — Баку и Новосибирска. А иллюстрацией к этой истории стала фотография Билла Эванса, которую Р. Бабаев бережно хранил всю свою жизнь. Эта фотография была подарена ему в 1969 году новосибирским джаз-клубом "Квадрат" с надписью: "На добрую память Рафику Бабаеву. "Новосибирск — Баку — Jazz Remember".
Я думаю, что с новосибирским джазом Рафик Бабаев познакомился еще задолго до выступления в "Квадрате". А первая встреча, скорее всего, произошла еще в 1957 году на форуме молодежи мира в Москве, куда он, как джазовый пианист, поехал в качестве участника, а новосибирские музыканты отправились "в качестве туристов, и диким путем послушать, посмотреть, обменяться опытом" ("Замороженный джаз"). Следующую встречу с Новосибирцами можно бьло бы отнести к концу 50-х — началу 60-х годов, когда Р. Бабаев собирает свое первое комбо и в течение трех лет гастролирует по всему Союзу. Но, к сожалению, на сегодня не осталось свидетельства пребывания бакинцев в этот период на "родине отечественного джазового авангарда" (как впоследствии назовут Новосибирск).
В начале 60-х только гастроли по Союзу и давали возможность джазовым музыкантам объединяться с единомышленниками в других городах. И, как правило, такие встречи проходили в молодежных кафе или клубах — "прибежищах неформалов". Максимальная же возможность для общения открылась джазовым музыкантам бывшего Союза с появлением практики фестивалей.
Так, дебют новосибирского авангарда, представленного ансамблем Владимира Виттиха, состоялся на Таллиннском джазовом фестивале в 1966 году. Убежденный приверженец т.н. "третьего течения", Виттих "соединял академическую музыку с некоторыми элементами джазовой техники и ритма, что по тем временам казалось одинаково оскорбительным как для поклонников классической музыки, так и для джазменов" ("Замороженный джаз"). Гораздо лояльнее в то время советская общественность принимала джазовый поиск в этнической музыке. В этом смысле посланец от Баку — квартет Рафика Бабаева, уже с конца 50-х заявивший о себе поисками в создании джазового стиля на основе азербайджанского мугама, проходил на "ура" и не вызывал тех ожесточенных споров, которые преследовали их новосибирских коллег на Таллиннском фестивале 66.
Следующий международный Таллиннский фестиваль 67, собрав всю джазовую общественность советского пространства, еще больше упрочил музыкантов в осознании себя и открыл новые горизонты для развития и общения. В частности, как у квартета Р. Бабаева, так и у секстета В. Виттиха была возможность не только во всеуслышание заявить о своих творческих достижениях, быть записанными на грампластинку, но и завязать "джазовые отношения" между Баку' и Новосибирском. "След таллиннского фестиваля", запечатленный на фотографии Билла Эванса знаменовал собой встречу квартета Р. Бабаева с джаз-клубом "Квадрат", с которой и начинается наше повествование.
Новосибирский джаз-клуб "Квадрат" появился на свет в 1967 году, когда часть активистов новосибирского джазового движения перекочевала под крышу кафе "Отдых" и образовала вышеупомянутое сообщество. При джаз-клубе действовала секция лекторов, пропагандистов, коллекционеров грампластинок, был создан джаз- ансамбль, и здесь происходили встречи с гастролирующими коллективами.
"Летом 1969 года в "Отдыхе" прошла грандиозная встреча с Загребским джаз- квартетом, — вспоминает С. Беличенко. — Там же присутствовал квартет из Баку Рафика Бабаева, который, безусловно, был одним из самых достойных джазовых ансамблей того времени, опять же Герман Лукьянов и совсем молоденький саксофонист — Виталий Шеманков, Так, что у нас прошел своеобразный мини-фестиваль, который мы скромно обозначили как "Новосибирские джазовые вечера", независимое, некрикливое и инертное название, которого мы еще долго употребляли, чтобы не выводить из себя отцов города".
Какая музыка исполнялась джазовыми музыкантами в тот период? Не имея записей, сегодня мы можем лишь догадываться о ней. Интерес представляет тот факт, что в "Квадрате" Рафику Бабаеву был подарен портрет Б. Эванса. Именно в это время творчество Р. Бабаева было навеяно музыкой гениального американского пианиста. (Об этом говорят импровизации к киномузыке того времени, которые он исполнял в стиле Билла Эванса, например, к музыке Ф. Караева в к/ф "В одном южном городе).
1 октября 69 года в газете За науку Сибири" появилась статья "Сибирские джазовые вечера", описывающая встречу джазменов в "Квадрате". "Благодаря встрече с Бакинским квартетом были налажены джазовые контакты с Баку, который, несомненно, был тогда одним из джазовых городов СССР", — пишет В. Котельников в "Замороженном джазе", подразумевая ответное приглашение Р. Бабаева в Баку на фестиваль "Золотая осень 69" В конце октября А. Мездриков и С. Беличенко уже гостили на Бакинском фестивале, и он поразил их "сказочным вниманием и восточным гостеприимством".
А связи Новосибирск — Баку продолжали развиваться. В апреле 70-го в газете "Баку" появляется небольшая статья "Лучший джаз-квартет из Баку" о джаз-фестивале в Куйбышеве, на котором квартет Р. Бабаева стал лауреатом вместе с трио В. Преснякова. Среди отзывов членов жюри и участников попадается высказывание руководителя джаз-клуба "Квадрат" Александра Мездрикова: "Очень интересный, слаженный и сыгранный коллектив, яркий представитель национальной кавказкой школы джаза".
Следующие записи погружают нас в музыкальную жизнь Новосибирска летом 1971 года, откуда с гастролей Р. Бабаев писал своей жене: "Концерты прошли довольно-таки успешно. Правда, народу было не очень много — примерно 70-80% зала. Но это потому; что здесь сразу гастролировало несколько хороших коллективов: новый московский мюзик-холл "Бригантина" сучастием Мирова и Новицкого, Румынское варьете, Японское эстрадное ревю и Югославский джаз-ансамбль. (О японском оркестре "Диезы и бемоли" Нобуа Хаара упоминает С. Беличенко: "Это был очень профессиональный оркестр, который одинаково хорошо играл и попсу, и обработки японских мелодий и джаз"). У нас были очень приятные знакомства. У югославов прекрасный джаз-квартет, мы играли вместе и проводили с ними все ночи напролет. Были у нас на концерте почти все из московского мюзик-холла. Там у них работали артисты из Польши и Чехословакии. Все они в восторге от нашего концерта... А польские и чешские артисты так влюбились в наш оркестр, что каждый день приходили слушать концерт до середины второго отделения (это там, где мы кончаем играть, и начинает петь Рашид) и бежали на свой концерт". Правда у этого опьяняющего джазового рая была одна "отрицательная" сторона: "Дело в том — продолжал Рафик - что в Новосибирске все музыканты жили в одной гостинице и на одном этаже. Представь себе, что это было. В общем, весь этаж не спал до 6-7 ч. утра".
Конец 60-х — начало 70-х годов стали переломными для советского джаза. Об этом практически одинаково размышляют и Котельников и Бабаев.
В. Котельников: "Бум ВИА, практически неограниченный спрос на их произведения, огромные тиражи грампластинок с записями их песен, понятных, мелодичных — вот портрет популярной массовой музыки тех лет. И в тени этого музыкально-пропагандистского бума интерес к джазу как бы совсем исчез. И, возможно, это пошло ему на пользу".
Р. Бабаев (в интервью 70 года): "Парадокс — мода на джаз прошла. Все нынешние гитары: голубые и поющие, красные и грустные, твисты и ритмы — это не джаз. Он был моден— его охотно слушали, но не всегда понимали. Сейчас мы потеряли почитателей моды, но с нами остались ценители, те, кому нужен именно джаз, а не коммерческая музыка шлягеров".
С позиции 21-го века Котельников приходит к интересному выводу: "Естественный отсев случайных музыкантов, случайных слушателей привел к уникальному и только спустя годы объяснимому феномену. Назовем его Джазовым Орденом. В него, во-первых, входили музыканты, для которых джаз стал судьбой, смыслом жизни, некоей внутренней опорой. Пионеры отечественного джаза шестидесятых годов, пробудив массовый интерес к новой музыке, должны были, в конце концов, или "умереть", стать забытыми, или полностью переосмыслить свое существование в джазе, понять джаз как уникальный мир, войти в который, дано не каждому".
Новосибирцы отмечают "лабораторный период" в джазовой музыке конца 60-х годов. Вероятно, существовала поисковая тенденция, характерная для многих музыкантов того поколения. Об этом также говорил Рафик
Бабаев в поздних интервью. Американская традиция стала уступать свое место на джазовом Олимпе полистилистике, интеграции джаза с академической и этнической музыкой. Новосибирские музыканты уходили от подражания американскому фри-джазу в поисках своего индивидуального стиля. Бакинцы, также, вновь и вновь пытались найти музыкальный язык, созвучный времени и в то же время продолжающий исконно азербайджанские традиции. "У нас есть мугам, народная музыка — неисчерпаемое богатство. Опираясь на него, набираясь вдохновения, можно создавать удивительное", — говорил Рафик Бабаев в интервью 1970 года. Я думаю, что поисковый интерес в джазе, который так роднил Новосибирск с Баку, бьи связан еще с местоположением на территориальной карте бывшего Союза. Находясь на границе Европы и Азии, оба города были открыты разным музыкальным мирам, что и привело Бакинцев в 60-х гт. к удивительному слиянию азербайджанского мугама и джаза, а Новосибирских джазменов в 80-90-х гг. к музыке манси, тувинцев, алтайцев, якутов.
О поисковой тенденции, как непременном условии развития джаза, говорил в 70-х годах и сам Билл Эванс: "Невозможно остановить развитие музыки, Я уверен, многие думали после Баха или Моцарта, Скрябина. Стравинского, Арта Тэйтума или Бада Пауэлла, что уже сделано все, что можно было сделать, что уж теперь-то музыка остановится в своем развитии. Так когда-то писали о Коулмэне Хокинсе, о его технике игры на тенор-саксофоне, но пришел Джон Колтрейн и открыл новые измерения, новые горизонты джаза. Откроются, например, просто безграничные возможности для дальнейшего развития, если музыка перестанет базироваться на 12- тональной темперированной шкале, или произойдет еще что-нибудь в этом роде".
Сегодня уже нет в живых многих героев этого очерка. Однако джазовая дружба Новосибирск-Баку продолжается. Традиции, когда-то заложенные основателями азербайджанского джаза, развила в Новосибирске группа "Синдикат" в 1998 году, а группа "Бакустк Джаз" в 1999-м. Сегодня стал возможен внепространственный и вневременной диалог с создателями "Замороженного джаза". Недалек тот день, когда на Бакинской сцене вновь будут выступать новосибирские музыканты. И это еще раз убеждает в том, что джаз — это измерение, в котором отсутствует пространство и время в привычных для нас координатах, это живой процесс, где могут соприкасаться и влиять друг на друга люди, города, времена и... просто мгновения.
"Брайан Огер — один из самых лучших исполнителей на В-3, которых я когда-либо слышал. Его техника потрясающа, а энергетика не имеет себе равных. Это огромный талант и удивительно теплый и привлекательный человек — просто идеальное ...
Тысяча девятьсот девяносто восьмой год. Первый Ереванский международный джаз- фестиваль. Идут последние приготовления к проведению фестиваля, организаторы уточняют списки участников. К ним обращаются и предлагают послушать 11-ти летнего мальчика ...
Утром 12 августа после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 67 лет скончался знаменитый белорусский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Аркадий Борисович Эскин. Совсем недавно, в марте нынешнего года на сцене минского Дворца ...
Широко известна легенда о том, что яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло великого физика сэра Айзека Ньютона на формулировку закона всемирного тяготения. Яблоко упало, естественно, с яблони. Яблоко от яблони недалеко падает, гласит народная ...
29 мая в Минске выступил музыкант, которого белорусская публика ждала уже давно. Пианист, композитор, аранжировщик, превративший произведения Шопена в джаз. Если я добавлю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера. Лешэку ...
После Билла Эванса джазовое фортепиано уже никогда не останется прежним. Этот невзрачный очкарик выработал стиль столь гармонически богатый, столь бесконечно изобретательный, что его влияние несравнимо с влиянием никого другого из пост-боповых ...
Нередко в обзорных статьях различных изданий, посвященных той или иной стране, встречаешь неведомо какими опросами сформированные списки пяти (десяти, пятнадцати) самых известных людей этой страны. Если говорить о Кубе, то на сто процентов такой ...
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки ...
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...
При словосочетании «джазовый пианист» в памяти всплывают самые разные образы. Дюка Эллингтона или Каунта Бэйзи обычно представляешь себе во главе их знаменитых оркестров. Оскар Питерсон или Ахмад Джамал не отделимы от своих знаменитых ...
У американской пианистки и ведущей джазового радио 20 марта был юбилей. Обычно у женщин не принято уточнять возраст, а уж в Америке такое правило соблюдается особенно скрупулезно, но не в этот раз. Во всех поздравительных статьях и заметках либо ...