Вокруг одного запечатленного мгновения (из жизни Рафика Бабаева)
08.03.2013
Этот очерк состоялся благодаря появившемуся на страницах Интернета исследованию новосибирского джаза С. Беличенко и В. Котельникова "Замороженный джаз". Воспоминания новосибирцев позволили расширить географию продвижения одного из первопроходцев азербайджанского джаза — Рафика Бабаева. Они приоткрыли нам историю возникновения "джазовой дружбы" двух городов — Баку и Новосибирска. А иллюстрацией к этой истории стала фотография Билла Эванса, которую Р. Бабаев бережно хранил всю свою жизнь. Эта фотография была подарена ему в 1969 году новосибирским джаз-клубом "Квадрат" с надписью: "На добрую память Рафику Бабаеву. "Новосибирск — Баку — Jazz Remember".
Я думаю, что с новосибирским джазом Рафик Бабаев познакомился еще задолго до выступления в "Квадрате". А первая встреча, скорее всего, произошла еще в 1957 году на форуме молодежи мира в Москве, куда он, как джазовый пианист, поехал в качестве участника, а новосибирские музыканты отправились "в качестве туристов, и диким путем послушать, посмотреть, обменяться опытом" ("Замороженный джаз"). Следующую встречу с Новосибирцами можно бьло бы отнести к концу 50-х — началу 60-х годов, когда Р. Бабаев собирает свое первое комбо и в течение трех лет гастролирует по всему Союзу. Но, к сожалению, на сегодня не осталось свидетельства пребывания бакинцев в этот период на "родине отечественного джазового авангарда" (как впоследствии назовут Новосибирск).
В начале 60-х только гастроли по Союзу и давали возможность джазовым музыкантам объединяться с единомышленниками в других городах. И, как правило, такие встречи проходили в молодежных кафе или клубах — "прибежищах неформалов". Максимальная же возможность для общения открылась джазовым музыкантам бывшего Союза с появлением практики фестивалей.
Так, дебют новосибирского авангарда, представленного ансамблем Владимира Виттиха, состоялся на Таллиннском джазовом фестивале в 1966 году. Убежденный приверженец т.н. "третьего течения", Виттих "соединял академическую музыку с некоторыми элементами джазовой техники и ритма, что по тем временам казалось одинаково оскорбительным как для поклонников классической музыки, так и для джазменов" ("Замороженный джаз"). Гораздо лояльнее в то время советская общественность принимала джазовый поиск в этнической музыке. В этом смысле посланец от Баку — квартет Рафика Бабаева, уже с конца 50-х заявивший о себе поисками в создании джазового стиля на основе азербайджанского мугама, проходил на "ура" и не вызывал тех ожесточенных споров, которые преследовали их новосибирских коллег на Таллиннском фестивале 66.
Следующий международный Таллиннский фестиваль 67, собрав всю джазовую общественность советского пространства, еще больше упрочил музыкантов в осознании себя и открыл новые горизонты для развития и общения. В частности, как у квартета Р. Бабаева, так и у секстета В. Виттиха была возможность не только во всеуслышание заявить о своих творческих достижениях, быть записанными на грампластинку, но и завязать "джазовые отношения" между Баку' и Новосибирском. "След таллиннского фестиваля", запечатленный на фотографии Билла Эванса знаменовал собой встречу квартета Р. Бабаева с джаз-клубом "Квадрат", с которой и начинается наше повествование.
Новосибирский джаз-клуб "Квадрат" появился на свет в 1967 году, когда часть активистов новосибирского джазового движения перекочевала под крышу кафе "Отдых" и образовала вышеупомянутое сообщество. При джаз-клубе действовала секция лекторов, пропагандистов, коллекционеров грампластинок, был создан джаз- ансамбль, и здесь происходили встречи с гастролирующими коллективами.
"Летом 1969 года в "Отдыхе" прошла грандиозная встреча с Загребским джаз- квартетом, — вспоминает С. Беличенко. — Там же присутствовал квартет из Баку Рафика Бабаева, который, безусловно, был одним из самых достойных джазовых ансамблей того времени, опять же Герман Лукьянов и совсем молоденький саксофонист — Виталий Шеманков, Так, что у нас прошел своеобразный мини-фестиваль, который мы скромно обозначили как "Новосибирские джазовые вечера", независимое, некрикливое и инертное название, которого мы еще долго употребляли, чтобы не выводить из себя отцов города".
Какая музыка исполнялась джазовыми музыкантами в тот период? Не имея записей, сегодня мы можем лишь догадываться о ней. Интерес представляет тот факт, что в "Квадрате" Рафику Бабаеву был подарен портрет Б. Эванса. Именно в это время творчество Р. Бабаева было навеяно музыкой гениального американского пианиста. (Об этом говорят импровизации к киномузыке того времени, которые он исполнял в стиле Билла Эванса, например, к музыке Ф. Караева в к/ф "В одном южном городе).
1 октября 69 года в газете За науку Сибири" появилась статья "Сибирские джазовые вечера", описывающая встречу джазменов в "Квадрате". "Благодаря встрече с Бакинским квартетом были налажены джазовые контакты с Баку, который, несомненно, был тогда одним из джазовых городов СССР", — пишет В. Котельников в "Замороженном джазе", подразумевая ответное приглашение Р. Бабаева в Баку на фестиваль "Золотая осень 69" В конце октября А. Мездриков и С. Беличенко уже гостили на Бакинском фестивале, и он поразил их "сказочным вниманием и восточным гостеприимством".
А связи Новосибирск — Баку продолжали развиваться. В апреле 70-го в газете "Баку" появляется небольшая статья "Лучший джаз-квартет из Баку" о джаз-фестивале в Куйбышеве, на котором квартет Р. Бабаева стал лауреатом вместе с трио В. Преснякова. Среди отзывов членов жюри и участников попадается высказывание руководителя джаз-клуба "Квадрат" Александра Мездрикова: "Очень интересный, слаженный и сыгранный коллектив, яркий представитель национальной кавказкой школы джаза".
Следующие записи погружают нас в музыкальную жизнь Новосибирска летом 1971 года, откуда с гастролей Р. Бабаев писал своей жене: "Концерты прошли довольно-таки успешно. Правда, народу было не очень много — примерно 70-80% зала. Но это потому; что здесь сразу гастролировало несколько хороших коллективов: новый московский мюзик-холл "Бригантина" сучастием Мирова и Новицкого, Румынское варьете, Японское эстрадное ревю и Югославский джаз-ансамбль. (О японском оркестре "Диезы и бемоли" Нобуа Хаара упоминает С. Беличенко: "Это был очень профессиональный оркестр, который одинаково хорошо играл и попсу, и обработки японских мелодий и джаз"). У нас были очень приятные знакомства. У югославов прекрасный джаз-квартет, мы играли вместе и проводили с ними все ночи напролет. Были у нас на концерте почти все из московского мюзик-холла. Там у них работали артисты из Польши и Чехословакии. Все они в восторге от нашего концерта... А польские и чешские артисты так влюбились в наш оркестр, что каждый день приходили слушать концерт до середины второго отделения (это там, где мы кончаем играть, и начинает петь Рашид) и бежали на свой концерт". Правда у этого опьяняющего джазового рая была одна "отрицательная" сторона: "Дело в том — продолжал Рафик - что в Новосибирске все музыканты жили в одной гостинице и на одном этаже. Представь себе, что это было. В общем, весь этаж не спал до 6-7 ч. утра".
Конец 60-х — начало 70-х годов стали переломными для советского джаза. Об этом практически одинаково размышляют и Котельников и Бабаев.
В. Котельников: "Бум ВИА, практически неограниченный спрос на их произведения, огромные тиражи грампластинок с записями их песен, понятных, мелодичных — вот портрет популярной массовой музыки тех лет. И в тени этого музыкально-пропагандистского бума интерес к джазу как бы совсем исчез. И, возможно, это пошло ему на пользу".
Р. Бабаев (в интервью 70 года): "Парадокс — мода на джаз прошла. Все нынешние гитары: голубые и поющие, красные и грустные, твисты и ритмы — это не джаз. Он был моден— его охотно слушали, но не всегда понимали. Сейчас мы потеряли почитателей моды, но с нами остались ценители, те, кому нужен именно джаз, а не коммерческая музыка шлягеров".
С позиции 21-го века Котельников приходит к интересному выводу: "Естественный отсев случайных музыкантов, случайных слушателей привел к уникальному и только спустя годы объяснимому феномену. Назовем его Джазовым Орденом. В него, во-первых, входили музыканты, для которых джаз стал судьбой, смыслом жизни, некоей внутренней опорой. Пионеры отечественного джаза шестидесятых годов, пробудив массовый интерес к новой музыке, должны были, в конце концов, или "умереть", стать забытыми, или полностью переосмыслить свое существование в джазе, понять джаз как уникальный мир, войти в который, дано не каждому".
Новосибирцы отмечают "лабораторный период" в джазовой музыке конца 60-х годов. Вероятно, существовала поисковая тенденция, характерная для многих музыкантов того поколения. Об этом также говорил Рафик
Бабаев в поздних интервью. Американская традиция стала уступать свое место на джазовом Олимпе полистилистике, интеграции джаза с академической и этнической музыкой. Новосибирские музыканты уходили от подражания американскому фри-джазу в поисках своего индивидуального стиля. Бакинцы, также, вновь и вновь пытались найти музыкальный язык, созвучный времени и в то же время продолжающий исконно азербайджанские традиции. "У нас есть мугам, народная музыка — неисчерпаемое богатство. Опираясь на него, набираясь вдохновения, можно создавать удивительное", — говорил Рафик Бабаев в интервью 1970 года. Я думаю, что поисковый интерес в джазе, который так роднил Новосибирск с Баку, бьи связан еще с местоположением на территориальной карте бывшего Союза. Находясь на границе Европы и Азии, оба города были открыты разным музыкальным мирам, что и привело Бакинцев в 60-х гт. к удивительному слиянию азербайджанского мугама и джаза, а Новосибирских джазменов в 80-90-х гг. к музыке манси, тувинцев, алтайцев, якутов.
О поисковой тенденции, как непременном условии развития джаза, говорил в 70-х годах и сам Билл Эванс: "Невозможно остановить развитие музыки, Я уверен, многие думали после Баха или Моцарта, Скрябина. Стравинского, Арта Тэйтума или Бада Пауэлла, что уже сделано все, что можно было сделать, что уж теперь-то музыка остановится в своем развитии. Так когда-то писали о Коулмэне Хокинсе, о его технике игры на тенор-саксофоне, но пришел Джон Колтрейн и открыл новые измерения, новые горизонты джаза. Откроются, например, просто безграничные возможности для дальнейшего развития, если музыка перестанет базироваться на 12- тональной темперированной шкале, или произойдет еще что-нибудь в этом роде".
Сегодня уже нет в живых многих героев этого очерка. Однако джазовая дружба Новосибирск-Баку продолжается. Традиции, когда-то заложенные основателями азербайджанского джаза, развила в Новосибирске группа "Синдикат" в 1998 году, а группа "Бакустк Джаз" в 1999-м. Сегодня стал возможен внепространственный и вневременной диалог с создателями "Замороженного джаза". Недалек тот день, когда на Бакинской сцене вновь будут выступать новосибирские музыканты. И это еще раз убеждает в том, что джаз — это измерение, в котором отсутствует пространство и время в привычных для нас координатах, это живой процесс, где могут соприкасаться и влиять друг на друга люди, города, времена и... просто мгновения.
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...
При словосочетании «джазовый пианист» в памяти всплывают самые разные образы. Дюка Эллингтона или Каунта Бэйзи обычно представляешь себе во главе их знаменитых оркестров. Оскар Питерсон или Ахмад Джамал не отделимы от своих знаменитых ...
У американской пианистки и ведущей джазового радио 20 марта был юбилей. Обычно у женщин не принято уточнять возраст, а уж в Америке такое правило соблюдается особенно скрупулезно, но не в этот раз. Во всех поздравительных статьях и заметках либо ...
В этой статье речь пойдет о небезызвестном музыканте, талантливом композиторе, аранжировщике и просто хорошем человеке, любящем семьянине Максиме Пугачеве. Это история о том, как из целеустремленного ребенка Максим превратился в профессионального ...
Канун старого Нового года, праздника, смысл которого внятен только рожденным в СССР, стал в 2007 году черным временем для поклонников джаза во всем мире. 12 января от последствий пневмонии скончалась Элис Колтрейн, 13 января пал в долгой борьбе с ...
Салман Гамбаров - один из тех азербайджанских музыкантов, которых не надо представлять публике, - его и так все знают. Уже в четырехлетнем возрасте он играл и подбирал на рояле сложнейшие классические композиции. Позже, учась в средней специальной ...
11 сентября 2007 года в Вене на 76-м году жизни скончался легендарный джазмэн чешско-венгерско-цыганского происхождения Джо Завинул (Josef Erich Zawinul). Подобно Тому Уэйтсу и Фрэнку Заппе, Джо Завинул сам по себе олицетворял отдельную категорию ...
Лишь считанные джазовые музыканты успешно преодолевают противоречия между джазом, как явлением искусства и джазом, как развлекательно-популярным жанром. И еще большей редкостью является то, что пианист Херби Хэнкок успешно собирает плоды успеха в ...
Когда пишешь о любом действующем исполнителе, всегда существует опасность, что твои строки быстро утеряют актуальность. Справедливо это и в отношении пианиста и композитора Данило Переса, представителя среднего поколения в джазе, музыканта яркого, ...
...Заключительный концерт фестиваля. На сцену Большой гильдии приглашается All Stars Band. Появляются джазмены США, Англии, Японии, Аргентины. Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. "Виктор ...
Его иногда в шутку называют Иоганном Себастьяном Жаком. Как деятельность любого первооткрывателя, вознамерившегося поломать привычные устои, творчество Жака Лузье мгновенно вызвало полярные оценки – от совершенного неприятия, до самых восторженных ...