Тысяча девятьсот девяносто восьмой год. Первый Ереванский международный джаз- фестиваль. Идут последние приготовления к проведению фестиваля, организаторы уточняют списки участников. К ним обращаются и предлагают послушать 11-ти летнего мальчика из Гюмри (второго по величине города Армении), который очень любит джаз и неплохо играет на фортепиано. Чтобы не обижать родителей, устроители соглашаются прослушать юного кандидата. После первых же минут его музицирования у организаторов, лучших армянских музыкантов и спецов джаза, буквально отваливается челюсть. Без капли сомнения его выпускают на фестивальную сцену. На Второй джаз-фестиваль его уже приглашают. После успеха, в ходе пост-фестивального джем-сешна в "Поплавке", мальчика показывают знаменитому Чику Кориа. Один из самых значительных джазменов мира был поражен талантом юного армянского пианиста и напророчил ему большое будущее.
Тигран Амасян родился в Гюмри. С двух лет он начал проявлять прямо-таки нездоровый интерес к музыке. Магнитофон и фортепиано были для него гораздо привлекательнее, чем любая игрушка. К трем годам он безошибочно мог напеть многие песни из репертуара таких серьезных групп, как Led Zeppelin, The Beatles, Queen, но с особым удовольствием он пел песни из репертуара Луиса Армстронга, причем, как утверждают, до сегодняшнего дня в семье сохранились любительские видео записи того периода, по которым в этом можно легко убедиться. К семи годам приходит любовь к джазу — он круглые сутки слушает самый разный джаз и сам пытается импровизировать на фортепиано. Для родителей становится абсолютно ясно, что у мальчика талант музыканта, и с этим надо что-то делать... Он поступает в музыкальную школу. В 1997 году семья перебирается в Ереван, и мальчик получает возможность заняться джазом всерьез. Он буквально заглатывает творчество Дюка Эллингтона, Телониуса Монка, Арта Тейтума и других колоссов джаза, впитывая и пропуская это богатейшее наследие через себя, через свои чувства и видение. Его приглашают участвовать в различных концертах и играть в клубах. У него вскоре начинают появляться и собственные произведения. Растет мальчик, растет и его мастерство.
Тогда же, в 2000 году, Тиграна услышал и приехавший на фестиваль французский джазовый пианист, организатор фестивалей Стефан Кочоян. Он сыграл в жизни Тиграна роль доброго волшебника: на следующий год приглашает юное дарование во Францию для участия сразу в нескольких взрослых фестивалях. Там его представляют, и Тигран имеет возможность показать, на что он способен, многим звездам современного джаза — Уэйну Шортеру, Хэрби Хэнкоку, Джону МакЛафлину, Джону Завинулу и многим другим. А с гигантом французского джаза Даниэлем Юмером он даже выступал на официальных концертах. Все звезды в один голос признавали за мальчиком выдающиеся способности и без тени сомнения говорили об ожидающем Тиграна большом джазовом будущем.
Этот опыт, а также многочисленные и серьезные занятия классической, джазовой и фолклорной музыкой с армянскими музыкантами и преподавателями очень ему пригодились в будущем. Результат упорства и трудолюбия не заставил себя долго ждать. Победы на крупнейших фестивалях мира и престижные награды посыпались как золотой дождь. 2003 год — 3 место на Международном конкурсе джазовых пианистов в Париже, Первый приз на конкурсе Jazz а Juan Revelations-2003, Первый приз на Montreux Jazz Solo Piano Competition-2003, Третий приз на Московском международном джазовом конкурсе пианистов-2005, Первый приз на конкурсе джазовых пианистов в Монако... А кроме того, все это перемежалось многочисленными выступлениями во многих странах мира и записями на нескольких альбомах. Последний альбом записан в Лос-Анжелесе и выпущен французской звукозаписывающей компанией Nocturne Records весной этого года. На записи с Тиграном Амасяном звучат саксофонист Бен Уендел. басист Франсуа Мотен, барабанщик Ари Хенинг и дудукист Рубен Айрапетян. В настоящее время Тигран является студентом Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.
Ну, а теперь главное, ради чего я вспомнил обо всем этом. Люди, хотя бы слегка знакомые с джазом, знают и почитают имя величайшего пианиста-новатора. самобытного музыканта. перевернувшего законы жанра, обладавшего ярко выраженным индивидуальным стилем игры — Телониуса Монка. Имя этого человека вписано золотыми буквами в мировую историю джаза, и не случайно, что в Америке существует институт Монка, который изучает его наследие и, конечно, развивает начатое им дело. Так в этом сентябре, Институт джаза имени Телониуса Монка торжественно отметил двадцатилетие cвоей многогранной деятельности. Эта организация проводит громадную работу в сфере джазового образования и сохранения джаза, как национального достояния нации. В этом году в честь юбилейных мероприятий высокую ноту торжествам задал специальный прием и последовавший за ним гала- концерт в Белом Доме. 3везд джаза — Хэрби Хэнкока, Рона Картера. Аниту Бейкер, Патти Остин, Джорджа Дюка, Терри Линн Каррингтон и многих других участников торжественного концерта, а также и участников юбилейного конкурса приняли Президент США Джордж Буш и первая леди страны и дали в их честь торжественный обед. На конкурсе, как всегда, присутствовали многочисленные представители шоу-бизнеса — главы записывающих компаний, продюсерских центров , критики и журналисты, выискивающие будущих звезд. Церемонию в прямом эфире транслировали самые крупные американские телеканалы.
Этот прием и концерт были кульминацией праздничных мероприятий в честь юбилея Института, а до него музыкантов — матерых и молодых — принимали сенаторы в Капитолии, и там был организован концерт. Кстати, призы победителям конкурса, о котором чуть ниже, вручали видные политические и общественные деятели страны — Мадэлин Олбрайт и Колин Пауэлл. Так вот, собственно, о конкурсе. В череде праздничных мероприятий, главным событием был, конечно, традиционный конкурс, который проводится каждый год в разных номинациях, а точнее, среди исполнителей на разных инструментах. В 2005 соревновались гитаристы, в 2004 — певцы, в 2003 — тромбонисты. Этот год принадлежал пианистам. На конкурс со всего мира съехались многочисленные молодые джазовые таланты. На полуфинал их осталось двенадцать. На дни праздника пришелся финал, в котором приняли участие уже всего лишь три пианиста — американцы Аарон Паркс и Джералд Клейтон и Тигран Амасян.
Конкурс Телониуса Монка — один из самых престижных джазовых конкурсов, по значимости его даже сравнивают с конкурсом Чайковского и Марии Каллас. И именно победы в нем дали толчок карьере многих сегодняшних признанных джазмэнов мира, таких как, например, пианисты Маркус Робертс и Джекки Террасон, органист Джои ДеФранческо, саксофонист Джошуа Редман, певицы Джейн Монхейт и Тьерри Саттон. Проводится и конкурс для джазовых композиторов. Кстати, пару лет тому назад первый приз за свою композицию получил уроженец России, но уже многие годы проживающий в США, пианист Миша Пятигорский, ставший хорошо знакомым ереванцам после концерта американской певицы Джуди Бейди, приехавшей в Армению на Дни Джаза-2006, организованных Посольством США. Кроме собственно приза, победители получают значительные суммы на продолжение образования. В ходе финальных состязаний, которые судили многие супер-звезды джаза, все трое финалистов показали высокий класс и желание победить. Еще бы! Аарон Паркс начал серьезно играть джаз на фортепиано в десять лет, в настоящее время играет и записывается с популярнейшим трубачом, обладателем награды Грэмми Теренсом Бланчардом. Уроженец Голландии, а ныне гражданин США Джералд Клейтон, несмотря на молодость, уже успел поиграть и записаться с такими величинами мира джаза как Бенни Грин, Мальгроу Миллер, Кенни Баррон и Кларк Терри. Ну, про Тиграна мы уже знаем. Так вот, после конкурса звездное жюри удалилось на совещание, а вернувшись объявило, что Первый приз юбилейного конкурса имени Телониуса Монка и награду в 10 тысяч долларов получает представитель Армении Тигран Амасян. В заключение церемонии и последовавшего гала-концерта девятнадцатилетний гюмриец получил возможность еще раз выступить перед собравшейся публикой и многомиллионной телеаудиторией и продемонстрировать свое мастерство.
Утром 12 августа после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 67 лет скончался знаменитый белорусский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Аркадий Борисович Эскин. Совсем недавно, в марте нынешнего года на сцене минского Дворца ...
Широко известна легенда о том, что яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло великого физика сэра Айзека Ньютона на формулировку закона всемирного тяготения. Яблоко упало, естественно, с яблони. Яблоко от яблони недалеко падает, гласит народная ...
Этот очерк состоялся благодаря появившемуся на страницах Интернета исследованию новосибирского джаза С. Беличенко и В. Котельникова "Замороженный джаз". Воспоминания новосибирцев позволили расширить географию продвижения одного из ...
29 мая в Минске выступил музыкант, которого белорусская публика ждала уже давно. Пианист, композитор, аранжировщик, превративший произведения Шопена в джаз. Если я добавлю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера. Лешэку ...
После Билла Эванса джазовое фортепиано уже никогда не останется прежним. Этот невзрачный очкарик выработал стиль столь гармонически богатый, столь бесконечно изобретательный, что его влияние несравнимо с влиянием никого другого из пост-боповых ...
Нередко в обзорных статьях различных изданий, посвященных той или иной стране, встречаешь неведомо какими опросами сформированные списки пяти (десяти, пятнадцати) самых известных людей этой страны. Если говорить о Кубе, то на сто процентов такой ...
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки ...
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...
При словосочетании «джазовый пианист» в памяти всплывают самые разные образы. Дюка Эллингтона или Каунта Бэйзи обычно представляешь себе во главе их знаменитых оркестров. Оскар Питерсон или Ахмад Джамал не отделимы от своих знаменитых ...
У американской пианистки и ведущей джазового радио 20 марта был юбилей. Обычно у женщин не принято уточнять возраст, а уж в Америке такое правило соблюдается особенно скрупулезно, но не в этот раз. Во всех поздравительных статьях и заметках либо ...
В этой статье речь пойдет о небезызвестном музыканте, талантливом композиторе, аранжировщике и просто хорошем человеке, любящем семьянине Максиме Пугачеве. Это история о том, как из целеустремленного ребенка Максим превратился в профессионального ...