Тысяча девятьсот девяносто восьмой год. Первый Ереванский международный джаз- фестиваль. Идут последние приготовления к проведению фестиваля, организаторы уточняют списки участников. К ним обращаются и предлагают послушать 11-ти летнего мальчика из Гюмри (второго по величине города Армении), который очень любит джаз и неплохо играет на фортепиано. Чтобы не обижать родителей, устроители соглашаются прослушать юного кандидата. После первых же минут его музицирования у организаторов, лучших армянских музыкантов и спецов джаза, буквально отваливается челюсть. Без капли сомнения его выпускают на фестивальную сцену. На Второй джаз-фестиваль его уже приглашают. После успеха, в ходе пост-фестивального джем-сешна в "Поплавке", мальчика показывают знаменитому Чику Кориа. Один из самых значительных джазменов мира был поражен талантом юного армянского пианиста и напророчил ему большое будущее.
Тигран Амасян родился в Гюмри. С двух лет он начал проявлять прямо-таки нездоровый интерес к музыке. Магнитофон и фортепиано были для него гораздо привлекательнее, чем любая игрушка. К трем годам он безошибочно мог напеть многие песни из репертуара таких серьезных групп, как Led Zeppelin, The Beatles, Queen, но с особым удовольствием он пел песни из репертуара Луиса Армстронга, причем, как утверждают, до сегодняшнего дня в семье сохранились любительские видео записи того периода, по которым в этом можно легко убедиться. К семи годам приходит любовь к джазу — он круглые сутки слушает самый разный джаз и сам пытается импровизировать на фортепиано. Для родителей становится абсолютно ясно, что у мальчика талант музыканта, и с этим надо что-то делать... Он поступает в музыкальную школу. В 1997 году семья перебирается в Ереван, и мальчик получает возможность заняться джазом всерьез. Он буквально заглатывает творчество Дюка Эллингтона, Телониуса Монка, Арта Тейтума и других колоссов джаза, впитывая и пропуская это богатейшее наследие через себя, через свои чувства и видение. Его приглашают участвовать в различных концертах и играть в клубах. У него вскоре начинают появляться и собственные произведения. Растет мальчик, растет и его мастерство.
Тогда же, в 2000 году, Тиграна услышал и приехавший на фестиваль французский джазовый пианист, организатор фестивалей Стефан Кочоян. Он сыграл в жизни Тиграна роль доброго волшебника: на следующий год приглашает юное дарование во Францию для участия сразу в нескольких взрослых фестивалях. Там его представляют, и Тигран имеет возможность показать, на что он способен, многим звездам современного джаза — Уэйну Шортеру, Хэрби Хэнкоку, Джону МакЛафлину, Джону Завинулу и многим другим. А с гигантом французского джаза Даниэлем Юмером он даже выступал на официальных концертах. Все звезды в один голос признавали за мальчиком выдающиеся способности и без тени сомнения говорили об ожидающем Тиграна большом джазовом будущем.
Этот опыт, а также многочисленные и серьезные занятия классической, джазовой и фолклорной музыкой с армянскими музыкантами и преподавателями очень ему пригодились в будущем. Результат упорства и трудолюбия не заставил себя долго ждать. Победы на крупнейших фестивалях мира и престижные награды посыпались как золотой дождь. 2003 год — 3 место на Международном конкурсе джазовых пианистов в Париже, Первый приз на конкурсе Jazz а Juan Revelations-2003, Первый приз на Montreux Jazz Solo Piano Competition-2003, Третий приз на Московском международном джазовом конкурсе пианистов-2005, Первый приз на конкурсе джазовых пианистов в Монако... А кроме того, все это перемежалось многочисленными выступлениями во многих странах мира и записями на нескольких альбомах. Последний альбом записан в Лос-Анжелесе и выпущен французской звукозаписывающей компанией Nocturne Records весной этого года. На записи с Тиграном Амасяном звучат саксофонист Бен Уендел. басист Франсуа Мотен, барабанщик Ари Хенинг и дудукист Рубен Айрапетян. В настоящее время Тигран является студентом Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.
Ну, а теперь главное, ради чего я вспомнил обо всем этом. Люди, хотя бы слегка знакомые с джазом, знают и почитают имя величайшего пианиста-новатора. самобытного музыканта. перевернувшего законы жанра, обладавшего ярко выраженным индивидуальным стилем игры — Телониуса Монка. Имя этого человека вписано золотыми буквами в мировую историю джаза, и не случайно, что в Америке существует институт Монка, который изучает его наследие и, конечно, развивает начатое им дело. Так в этом сентябре, Институт джаза имени Телониуса Монка торжественно отметил двадцатилетие cвоей многогранной деятельности. Эта организация проводит громадную работу в сфере джазового образования и сохранения джаза, как национального достояния нации. В этом году в честь юбилейных мероприятий высокую ноту торжествам задал специальный прием и последовавший за ним гала- концерт в Белом Доме. 3везд джаза — Хэрби Хэнкока, Рона Картера. Аниту Бейкер, Патти Остин, Джорджа Дюка, Терри Линн Каррингтон и многих других участников торжественного концерта, а также и участников юбилейного конкурса приняли Президент США Джордж Буш и первая леди страны и дали в их честь торжественный обед. На конкурсе, как всегда, присутствовали многочисленные представители шоу-бизнеса — главы записывающих компаний, продюсерских центров , критики и журналисты, выискивающие будущих звезд. Церемонию в прямом эфире транслировали самые крупные американские телеканалы.
Этот прием и концерт были кульминацией праздничных мероприятий в честь юбилея Института, а до него музыкантов — матерых и молодых — принимали сенаторы в Капитолии, и там был организован концерт. Кстати, призы победителям конкурса, о котором чуть ниже, вручали видные политические и общественные деятели страны — Мадэлин Олбрайт и Колин Пауэлл. Так вот, собственно, о конкурсе. В череде праздничных мероприятий, главным событием был, конечно, традиционный конкурс, который проводится каждый год в разных номинациях, а точнее, среди исполнителей на разных инструментах. В 2005 соревновались гитаристы, в 2004 — певцы, в 2003 — тромбонисты. Этот год принадлежал пианистам. На конкурс со всего мира съехались многочисленные молодые джазовые таланты. На полуфинал их осталось двенадцать. На дни праздника пришелся финал, в котором приняли участие уже всего лишь три пианиста — американцы Аарон Паркс и Джералд Клейтон и Тигран Амасян.
Конкурс Телониуса Монка — один из самых престижных джазовых конкурсов, по значимости его даже сравнивают с конкурсом Чайковского и Марии Каллас. И именно победы в нем дали толчок карьере многих сегодняшних признанных джазмэнов мира, таких как, например, пианисты Маркус Робертс и Джекки Террасон, органист Джои ДеФранческо, саксофонист Джошуа Редман, певицы Джейн Монхейт и Тьерри Саттон. Проводится и конкурс для джазовых композиторов. Кстати, пару лет тому назад первый приз за свою композицию получил уроженец России, но уже многие годы проживающий в США, пианист Миша Пятигорский, ставший хорошо знакомым ереванцам после концерта американской певицы Джуди Бейди, приехавшей в Армению на Дни Джаза-2006, организованных Посольством США. Кроме собственно приза, победители получают значительные суммы на продолжение образования. В ходе финальных состязаний, которые судили многие супер-звезды джаза, все трое финалистов показали высокий класс и желание победить. Еще бы! Аарон Паркс начал серьезно играть джаз на фортепиано в десять лет, в настоящее время играет и записывается с популярнейшим трубачом, обладателем награды Грэмми Теренсом Бланчардом. Уроженец Голландии, а ныне гражданин США Джералд Клейтон, несмотря на молодость, уже успел поиграть и записаться с такими величинами мира джаза как Бенни Грин, Мальгроу Миллер, Кенни Баррон и Кларк Терри. Ну, про Тиграна мы уже знаем. Так вот, после конкурса звездное жюри удалилось на совещание, а вернувшись объявило, что Первый приз юбилейного конкурса имени Телониуса Монка и награду в 10 тысяч долларов получает представитель Армении Тигран Амасян. В заключение церемонии и последовавшего гала-концерта девятнадцатилетний гюмриец получил возможность еще раз выступить перед собравшейся публикой и многомиллионной телеаудиторией и продемонстрировать свое мастерство.
«Всякая критика, увы,— это скучный финал того, что начиналось как ликование, как неуемное желание кусать и скрежетать зубами от наслаждения" (Хулио Кортасар, «Преследователь») Все-таки есть, все-таки существуют в самом ...
Писать об Аркадии Эскине одновременно и легко и трудно. Легко, потому что достаточно перечислить имена музыкантов, с которыми он в течение жизни играл, и станет сразу ясно, какого уровня и какого масштаба этот джазмен. А трудно, потому что ...
На последнем диске Дайаны Кролл многим очень понравилась изумительная интерпретация лирической баллады "Peel Me A Grape". Ее автора — Дэйва Фришберга — не очень–то хорошо знают у нас, а напрасно... Постараемся восполнить этот пробел в меру наших ...
"Digression", "Intuition"... Названия композиций этого выдающегося пианиста и теоретика джаза несут в себе предельную ясность, осмысленность, внутреннюю чистоту своего автора. В объеме данной статьи, на нескольких страницах печатного текста, я ...
В российском джазе есть, наверное, с полдюжины пианистов, которых знает большинство аудитории. Ну, например, Игорь Бриль. Или Леонид Винцкевич, Андрей Кондаков, Даниил Крамер, а из живущих вне России — Михаил Альперин, Леонид Чижик. Есть такие, кто ...
Ну разве стал бы нормальный джазовый музыкант (в смысле, тот, для кого джаз — норма жизни) рассказывать о джазе, пояснять, убеждать, приобщать? Вряд ли. Настоящий мастер звука предельно высказывается в своем творчестве, а комментарии могут погасить ...
Памяти покойного Т. Монтулиу (1933—1997) Знаменитая книга Джеймса Коллиера, американского джаз-эксперта, увы, ничего не расскажет вам о европейском джазе. И, разумеется, о европейском джазовом пианизме тоже. Американцы разумеют свой джаз "лучшим в ...
Ahmad Jamal Is Never Banal Прошу прощения у уважаемых читателей за то, что вынесенная в эпиграф цитата приведена в языке оригинала. Уверен, что у большинства хватит познаний в английском, чтобы оценить удачно найденную рифму в этой напоминающей ...
Маккой Тайнер носит мантию одного из джазовых гигантов с элегантной непринужденностью. Хорошо сознавая свое положение в джазовом пантеоне, он рассуждает о своих достижениях, как о чем-то естественном и само собой разумеющемся. Да, он осознает, что ...
Имя Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) прекрасно известно джазовым музыкантам, довольно часто исполняющим его композиции, и весьма популярно среди любителей классического "горячего" джаза. Непременно во всех музыкальных изданиях оно носит ...
"Бесшабашные, задорные блюзы и интимные задумчивые баллады... песни полны эмоциональной глубины и правды жизни" - Rolling Stone Не до конца понятно, отчего так получается, но наши русскоязычные блюзфэны не очень-то доверяют женщинам, исполняющим ...
Трудно найти в мире искусства жанры, которые бы не переплетались друг с другом, произведения одного жанра, которые не явились бы вдохновением для создания чего-то нового в совершенно другой области. Литературные произведения великого Шекспира – ...