Утром 12 августа после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 67 лет скончался знаменитый белорусский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Аркадий Борисович Эскин. Совсем недавно, в марте нынешнего года на сцене минского Дворца культуры профсоюзов сольным концертом "50 лет в джазе" легендарный музыкант отметил полувековой юбилей своей музыкальной карьеры.
Он появился на свет в Украине, приобрел всесоюзную и европейскую известность в России и уходил на покой в Минске, где его называли патриархом белорусского джаза. Ему повезло с родителями и с учителями: папа Борис Аркадьевич, виолончелист, играл в Харьковском театре оперы и балета, мама была пианисткой в джаз-оркестре Бориса Ренского, да к тому же, и сам он родился вундеркиндом. Слава Богу, что его взяли в музыкальную школу для особо одаренных детей и стала с ним заниматься лучший педагог, доцент харьковской консерватории Алиса Гольдингер, одна из последних учениц Римского-Корсакова. Она принадлежала к элите российской интеллигенции, среди ее родственников были пианист и выдающийся музыковед профессор Арнольд Альшванг, профессор истории Егор Редин, художница Екатерина Гольдингер, ее мать, первая в мире женщина-хирург Зинаида Окунькова, в числе учеников — ее собственная дочь Ноэми, также оказавшаяся выдающимся педагогом, Женя Лившиц, ставший, правда, не музыкантом, а знаменитым физиком и академиком. Алиса Николаевна прививала своим ученикам вкус, ясность музыкального мышления, чувство меры. И как бы Аркадий Эскин ни самообразовывался потом на джазовом поприще (а как же без этого?), но безупречный аппарат, обладающий тончайшими нюансами звук, мгновенно узнаваемое туше, не знающая пределов техника при любой динамике стали его ошеломляющими характеристиками. Другого такого пианиста — "внука" Римского- Корсакова! — в отечественном джазе просто не было и, увы, уже не будет.
Джаз он начал играть в Харькове еще при сталинском режиме, сначала в ресторане. Иного выбора тогда и не было. Когда в конце 50-х окончил школу, был взят в джаз-оркестр тамошней военной академии. У него уже был шестилетний профессиональный стаж. Гастрольную жизнь он начинал музыкантом Луганской, Чеченской и Рязанской филармоний. Потом его пригласили в киевский "Днiпро", и он играл сначала с Игорем Петренко, потом с Гйви Гачечиладзе, оттуда его взяли в Москву к Леониду Утесову, после года работы он принял приглашение Тбилиси ставить на ноги молодой ансамбль "Иверия" и, наконец, долгая остановка в Ростове, создание своих ансамблей, всесоюзная слава благодаря триумфам на джаз-фестивалях в Куйбышеве, Донецке, Днепропетровске, самых главных джазовых событиях в стране в те после- пражские годы.
Но работу, хоть отчасти джазовую, найти тогда было непросто. Он искал работу и партнеров по всей стране. Через Гиви Гачечиладзе узнал о вакансии в тбилисском "Чанги" и провел несколько месяцев с Колей Гончаровым, Костей Носовым, Пресняковым-старшим и начинавшим свою биографию Сергеем Гурбелошвили.
В 1972 году Виктор Вуячич предложил ему работать вместе, создать инструментальный ансамбль и поселиться в Белоруссии. Видимо, это позволяло Алику решить проблему с жильем (о, этот квартирный вопрос!), и он переезжает в Минск. Здесь создает ансамбль "Тоника", гастролирует почти десять лет с Вуячичем, потом шесть лет работает с "Песнярами" Владимира Мулявина. В составе этих ансамблей он получает возможность объехать много стран, послушать, поиграть и почувствовать себя человеком мира. Не скажу, что эта работа ему не нравилась, но захотелось поиграть побольше джаза. Году в 87-м он приходит в самый элитный оркестр республики, оркестр, стремящийся к наивысшей планке, в каком бы жанре и стиле не требовалось выступать — в Государственный концертный оркестр Белоруссии под управлением Михаила Финберга.
В 1994 году Алик получает приглашение из Челябинска от искусного трубача и бэнд- лидера Игоря Бурко для работы в Западной Европе в составе Уральского диксиленда. С большим успехом прошли их гастроли по Голландии, Франции, Бельгии, Англии, Шотландии, Ирландии. Концерты в джаз-клубах Парижа (ежедневно в течение 20 дней), Лондона, Ливерпуля, участие в джазовых фестивалях в Голландии (Гаага, Эйндховен), Швеции (Гетеборг), Дании, Шотландии (Эдинбург)... Там были записаны три компакт-диска (45 пьес!), в том числе один, где с "уральским джазовым чудом" спели чернокожая Берри Брайтон и легендарный трубач-ветеран, "живая история джаза" Нат Гонелла.
Истовый летописец белорусского джаза Яков Басин, у которого я почерпнул неизвестные мне страницы творческой биографии Аркадия Эскина, упоминает и любопытнейший эпизод его богатой творческой судьбы — его трехмесячная гастроль в привередливую Японию со скрипачом Борисом Бернштейном, где он играл джаз на самых разных концертных площадках.
Алик подарил мне свою дружбу на судьбоносном международном джаз-фестивале "Таллинн-67" и с тех пор, встречаясь с ним и слушая его выступления, я всегда поражался его игрой и ее совершенством. И удивлялся, как его совершенно исключительный пианизм воспринимается for granted, само собою разумеющимся. Как если бы чистый алмаз все молча покупали по цене блистающих стразов. Зато беседы с ним доставляли и моему сердцу и уму огромную радость общения с большим и обаятельным музыкантом.
Его все любили, у него, возможно, были завистники, но о врагах я не слыхал. Уход Аркадия Эскина — огромная потеря для нашей музыки.
11 сентября 2007 года в Вене на 76-м году жизни скончался легендарный джазмэн чешско-венгерско-цыганского происхождения Джо Завинул (Josef Erich Zawinul). Подобно Тому Уэйтсу и Фрэнку Заппе, Джо Завинул сам по себе олицетворял отдельную категорию ...
Лишь считанные джазовые музыканты успешно преодолевают противоречия между джазом, как явлением искусства и джазом, как развлекательно-популярным жанром. И еще большей редкостью является то, что пианист Херби Хэнкок успешно собирает плоды успеха в ...
Когда пишешь о любом действующем исполнителе, всегда существует опасность, что твои строки быстро утеряют актуальность. Справедливо это и в отношении пианиста и композитора Данило Переса, представителя среднего поколения в джазе, музыканта яркого, ...
...Заключительный концерт фестиваля. На сцену Большой гильдии приглашается All Stars Band. Появляются джазмены США, Англии, Японии, Аргентины. Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. "Виктор ...
Его иногда в шутку называют Иоганном Себастьяном Жаком. Как деятельность любого первооткрывателя, вознамерившегося поломать привычные устои, творчество Жака Лузье мгновенно вызвало полярные оценки – от совершенного неприятия, до самых восторженных ...
Примерно лет двадцать пять назад в моей жизни произошли два казалось бы никак не связанных между собой события: я увлекся радио-джазом, то есть джазовой музыкой, транслируемой разнообразными зарубежными радиостанциями, и переселился в поселок ...
«Всякая критика, увы,— это скучный финал того, что начиналось как ликование, как неуемное желание кусать и скрежетать зубами от наслаждения" (Хулио Кортасар, «Преследователь») Все-таки есть, все-таки существуют в самом ...
Писать об Аркадии Эскине одновременно и легко и трудно. Легко, потому что достаточно перечислить имена музыкантов, с которыми он в течение жизни играл, и станет сразу ясно, какого уровня и какого масштаба этот джазмен. А трудно, потому что ...
На последнем диске Дайаны Кролл многим очень понравилась изумительная интерпретация лирической баллады "Peel Me A Grape". Ее автора — Дэйва Фришберга — не очень–то хорошо знают у нас, а напрасно... Постараемся восполнить этот пробел в меру наших ...
"Digression", "Intuition"... Названия композиций этого выдающегося пианиста и теоретика джаза несут в себе предельную ясность, осмысленность, внутреннюю чистоту своего автора. В объеме данной статьи, на нескольких страницах печатного текста, я ...
В российском джазе есть, наверное, с полдюжины пианистов, которых знает большинство аудитории. Ну, например, Игорь Бриль. Или Леонид Винцкевич, Андрей Кондаков, Даниил Крамер, а из живущих вне России — Михаил Альперин, Леонид Чижик. Есть такие, кто ...
Ну разве стал бы нормальный джазовый музыкант (в смысле, тот, для кого джаз — норма жизни) рассказывать о джазе, пояснять, убеждать, приобщать? Вряд ли. Настоящий мастер звука предельно высказывается в своем творчестве, а комментарии могут погасить ...