Широко известна легенда о том, что яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло великого физика сэра Айзека Ньютона на формулировку закона всемирного тяготения. Яблоко упало, естественно, с яблони. Яблоко от яблони недалеко падает, гласит народная мудрость. Ну, а насколько недалеко? Увы, не нашлось еще своего Ньютона среди генетиков. который смог бы достоверно определить, каким законам подчиняется расстояние от яблони до яблока, а заодно и почему. Ведь есть же и еще одна распространенная народная мудрость, диаметрально противоположного свойства - природа на детях отдыхает. Какая же из этих сентенций ближе к истине? Боюсь, что обе от нее примерно равноудалены, этакие два полюса. По крайней мере, жизнь терпеливо собирает материалы в пользу и той, и другой теории для будущего Ньютона от науки о наследственности.
И в музыке, причем в любом из ее жанров, таких материалов собрано немало. Давид Ойстрах и Игорь Ойст- рах, Джон Леннон iи Джулиан Леннон. а также Шон Оно Леннон. Дюк Эллингтон и Мерсер Эллингтон. Уверен, каждый сможет подбросить еще с десяток-другой примеров. В этом материале копилку примеров хотелось бы пополнить и мне. Речь тут пойдет о примере довольно свежем, о музыканте, только-только выходящем на широкую сцену, о лидере ансамбля, в аббревиатуре названия которого "спрятано" его имя. Ансамбль этот называется SSB — Salvador Santana Band.
Да, Сальвадор Сантана, или Сэл, как его называют близкие — сын Сантаны. Того самого, Сантаны Великого, десятикратного лауреата премии Грэмми, чье имя официально вписано в Зал славы рок-н-ролла, того самого Карлоса Сантаны, чье имя у большинства наших читателей, уверен, вызывает, как минимум, уважение. Сам же я, при достаточно спокойном отношение к самому коммерчески успешному альбому Сантаны-старшего Supernatural, очень люблю его творчество конца 60-х — семидесятых годов. Почитаю его работы этих лет за один из самых прекрасных и органичных образцов синтеза лучшего в роке, народной музыке и джазе. Впрочем, я, кажется, увлекся. Вернемся к Сантане—младшему, чье появление на сцене уже в силу вышесказанного не могло не вызвать совершенно особого интереса.
Как вы сами понимаете, сын такого папы не мог не заинтересоваться музыкой с самого детства. Причем, дело тут не только в папе. У яблони сорта "сантана" чрезвычайно мощные и глубокие корни. Помимо отца, музыкантом является и дядя Сэла, Хорхе Сантана. Дедушка Сэла Хосе Сантана, отец Карлоса и Хорхе, был мексиканским марьячо — народным музыкантом. Он играл на скрипке и руководил оркестром. При этом, Хосе Сантана в кругах марьячос слыл очень известным исполнителем, и его слава далеко перешагнула за региональный уровень. Но и это еще не все. Дедушка Сэла по материнской линии, Сондерс Кинг (Saunders King), легендарный тенорист и гитарист, был одним из пионеров афроамериканского блюза на Западном побережье США в 40-е годы. Мама Сэла, Дебора Сантана — талантливая поэтесса. Ее первая книга с многозначным названием Space Between The Stars ("Пространство между звездами") увидела свет в 2005 году. Музыку к аудио-версии этой книги совместно сочинили ее сын и ее муж—Сальвадор и Карлос Сантана.
При такой наследственности вполне понятно, почему уже в двухлетнем возрасте маленький Сэл (родился он в 1983 году в Северной Калифорнии, в Сан-Рафаэле, где постоянно живет семья Сантана) начал тоже заниматься музыкой. Его первой любовью стали ударные инструменты. Юному драммеру раскладывали целую батарею кастрюль и сковородок, и он от всей души колотил по ним ложками. Смех смехом, но какие-то первичные представления о ритме, наверное, в подсознании откладывались. Вы скажете, что каждый может припомнить подобные детские экзерсисы. Так-то оно так, но обычно родители быстро пресекают разрывающую барабанные перепонки какофонию, а в семействе Сантана эти упражнения, напротив, поощрялись, а затем получили и более серьезное продолжение. С шестилетнего возраста Сальвадор начал основательно обучаться игре на фортепьяно. Сначала, как водится, это были музыкальные азы, затем классическая музыка, а дальше воображением юного Сэла прочно завладел джаз.
Его любимыми пианистами стали Херби Хэнкок, МакКой Тайнер, Кит Джарретт, Чик Кориа. Конечно же, сын великого гитариста научился играть и на гитаре. Однако, как ни странно, этот инструмент так и не стал для Сэла главным. Как он сам объяснял впоследствии, тому было две причины. Одна — иррациональная: над Сантаной-младшим слишком сильно психологически довлел авторитет Сантаны-старшего. Возможно, Сальвадор уже тогда осознавал, что ему ни при каких обстоятельствах не удастся превзойти отца в мастерстве игры на гитаре, а быть всего лишь бледной тенью Карлоса Сантаны он не хотел. Вторая же причина носила более прозаичный характер: у юного Сэла была слишком нежная кожа на пальцах рук. Ги тарные струны быстро оставляли на ней мозоли. Сэл злился, начинал плакать, и особой дружбы с гитарой у него так и не получилось. Другое дело, что в будущем он все же видел себя только музыкантом, как и отец. И, строя это будущее, он решительно предпочел струнам клавиши.
И сегодня Сэл лишь изредка, на домашних репетициях, берет в руки гитару, если считает, что тот или иной фрагмент ему легче вначале разобрать таким образом, главными же его инструментами остаются рояль и электронные клавишные. При этом, если вначале он рассматривал фортепьяно как чисто мелодический инструмент, то со временем все активнее использует его и как своеобразную ударную установку, осваивая и эту сторону возможностей фортепьяно.
Но вернемся к временам более ранним. По мере взросления Сальвадор слушал все больше самой разной музыки — и модный хип-хоп, и музыку времен молодости его отца. Круг его музыкальных фаворитов постепенно расширялся, в него попали Телониус Монк и Джими Хендрикс, Майлс Дэвис и Джон Колтрейн, Боб Мэрли и Билли Кобэм. Сэл все более уверенно играл на фортепьяно и начал заниматься также и композицией (в 1999 году один из самых громких хитов альбома Supernatural, получившую Грэмми композицию El Farol написали совместно Карлос Сантана и его шеспнадцатилетний сын).
Высшее музыкальное образование Сэл получал в известной Школе Искусств в Сан-Франциско, пойдя по стопам одной из своих старших сестер, а затем в Калифорнийском Художественном Университете в городе Валенсия. Здесь он познакомился с самыми разнообразными музыкальными экзотами, вроде яванского гаме- лана или африканских "говорящих" барабанов, но в центре его внимания теперь были поиски собственного пути в музыке и "вербовка" единомышленников по этим поискам. Одним из первых таких единомышленников стал басист Эмерсон Карденас (Emerson Cardenas), который со своим джазовым ансамблем выступал в студенческом городке Школы Искусств. Вместе с ним, а также с барабанщиком из Чикаго Дженом Койе, перкуссионистом Эриком Мендесом и вокалистом и поэтом Сэмми Тота Сальвадор сформировал в начале 2004 года самый первый состав Salvador Santana Band. Чуть позже к ним присоединился гитарист Рене дель Фьерро. Первые репетиции и первые выступления привели к веренице персональных изменений, в которых 'уцелел", кроме лидера группы, только Карденас. В SSB появилась вокалистка из Саусалито Карла Холбрук (Carla Holbrook), гитарист Мэтт Хьюлигг (Matt Heulitt), барабанщик Тони Остин (Tony Austin), выступающий также с Соломоном Барком, и саксофонист, флейтист и вокалист из группы Ozomatli Хосе "Крунчи" Эспиноса (Jоse "Crunchy" Espinosa). Сам Сантана не только играет на клавишных и сочиняет музыку, но еще и поет.
Одним из наиболее знаковых среди первых выступлений SSB было участие в концерте Карлоса Сантаны и Santana Band в известном Warfield Theater в Сан-Франциско. Хотя Сальвадор со своей группой, естественно, играл в этом концерте только на "разогреве" перед выступлением отца, это событие сразу привлекло к Сантане-младшему пристальное внимание прессы. Теперь уже почти каждое из многочисленных выступлений SSB в клубах Сан-Франциско и других городов Калифорнии, совместные туры с ансамблями Ozomatli и Los Lonely Boys вызывали теплые отклики в печати. Летом и осенью того же 2004 года количество этих откликов заметно возросло после поездки ансамблей отца и сына Сантана в Европу, где SSB вновь разогревал публику перед Santana Band в Праге, Загребе, Будапеште и других европейских столицах. Надо сказать, что сголь доброе отношение журналистов и критиков к проекту Сальвадора Сантаны выглядело вполне оправданным. Молодой ансамбль словно излучал энергию и обаяние, да и музыка его выглядела достаточно оригинальной. Сэл довольно смело придумал даже ей стилистическое определение "новый сорт". Вот как он говорил об этом в одном из интервью: "Это комбинация, я называю ее "новый сорт". Что я при этом имею ввиду... Я беру лучшее из всего, что мне нравится — джаз, блюз, рок-н-ролл, рэгги, немножко хип-хопа и немножко рэпа, а также латина — например, сальса. Если бы я был шеф-поваром, мне бы не хотелось готовить по чужим рецептам. Я просто беру чьи-то специи, которые известны уже много лет, и пытаюсь с их помощью создать свой собственный рецепт, свое собственное блюдо, которое бы понравилось людям."
Надо сказать, что при этом Сальвадор очень внимательно прислушивается к советам опытных "шефов", первый из которых, разумеется, отец, а также такие звезды, как Уэйн Шортер и Херби Хэнкок. Позволю себе привести еще одну цитату из высказываний Сэла на этот счет, довольно длинную, но весьма любопытную: "Думаю, что наибольшее влияние на мою музыку, из числа тех, с кем мне доводилось общаться лично, оказали такие люди, как Уэйн Шортер...У него своеобразная манера общаться, но если тебе удается угнаться за ходом его мыслей, то открываешь для себя массу интересного. И вот однажды он посоветовал мне упорно идти своим путем и не давать сбить себя с этой дороги. Не давать кому-либо убедить себя в том, что ты не прав. Не терять веру в себя. Услышать от него такое было просто потрясающе. Но в еще большей степени, чем Уэйн, повлиял на меня Херби Хэнкок, уже хотя бы потому, что он играет на том же инструменте, что и я. Это один из самых скромных людей, которых мне когда-либо довелось видеть. Мне кажется, если бы я обладал таким талантом, как у него, то был бы самым эгоистичным человеком в мире. Он как-то подошел ко мне и сказал-. "Послушай, мне нравится, как ты играешь". Я был поражен. О Боже, Херби Хэнкоку нравится моя игра! Иисус! Пожалуй, мне надо срочно присесть где-нибудь с кружкой пива и осмыслить то, что он сказал! Именно эти два человека и повлияли на меня больше всего за последние пару лет. Их теплые слова и дружеская поддержка помогли мне укрепиться в мысли, что я на верном пути".
Путь Сальвадора Сантаны пролегает не только через концертные площадки, но и через студии. Правда, пока дискография его не слишком обширна. SSB выпустил небольшой демо-диск из пяти композиций. Две из них — это пьесы Билли Кобэма, заново аранжированные и даже получившие новые названия: Simple Story Of Love, где в кобэмовской То The Woman появился динамичный вокал и SSB, где за названием ансамбля Сэла "прячется" популярный хит Билли Кобэма Hip Pockets. Три композиции на диске — это оригинальные сочинения Сальвадора Сантаны — пульсирующие в ритмах хип-хопа We Rock Da Mike и Another Rainy Day, а также инструменталка Electric Moon с выразительным соло Сантаны.
Критики дружно отмечают неординарность текстов песен Сантаны-младшего. Сам Сальвадор не отрицает свою тягу к поэтическому слову и видит в этом прямое влияние матери-поэтессы. Приобрести демо-диск SSB, насколько мне известно, можно только через сайт Сэла. Там же можно заказать и еще один альбом, в котором есть совместно написанная и исполненная отцом и сыном Сантана композиция Open Up Your Eyes. Это сборник Food For Thought, изданный в поддержку благотворительной организации Milagro Foundation, о которой тоже необходимо сказать пару слов. Организация эта — еще одно семейное дело Сантана. Она была зарегистрирована в Сан-Рафаэле в 1998 году и потратила уже более двух миллионов долларов на акции в поддержку детей и молодежи в таких сферах, как здравоохранение, образование и искусство. А, возвращаясь к записям Сальвадора Сантаны, приходится констатировать, что пока вся дискография вышеупомянутыми релизами и ограничивается.
Разумеется, Сэл не собирается на этом останавливаться. В настоящее время он активно работает над первым большим альбомом SSB, который должен появиться предположительно в конце 2006-го или в начале 2007 года. Пока известно о нем лишь то, что Сальвадор пишет песни для этого проекта в сотрудничестве с Энди Варгасом, музыкантом из группы его отца, Асдру Сьерра из Ozomatli и музыкантами еще одного молодого калифорнийского состава B-Side Players. Возможно, в альбом войдут и его новые песни — Canella, Tengo Yo и кавер-версия War Боба Мэрли, которые группа SSB активно обкатывает на своих концертах в этом году.
Живые выступления, как признается сам Сэл, остаются его любимой сферой творческой деятельности. Публика стимулирует у музыкантов выброс адреналина, преобразующегося в мощный драйв ответного послания публике со сцены. Если судить по тем немногочисленным видеозаписям выступлений SSB, которые мне довелось лицезреть, Сальвадор и чисто внешне эффектно выглядит на сцене — высокий, под метр девяносто. брюнет с модными нынче татуировками на руках. В дни, когда пишутся эти строки, на него могут полюбоваться жители многих европейских городов. SSB Сальвадора Сантаны вновь сопровождает Сантану-старшего в большом европейском концертном туре. Тур этот начался 30 апреля выступлением на известной Hartwall Arena в Хельсинки. Потом последовали концерты в Швеции, Дании, Германии. Голландии, Бельгии, Франции, Англии (два концерта на Уэмбли прошли 12 и 13 мая). Заканчивается совместный тур Santana Band и SSB выступлением в Италии 30 мая.
Многие поклонники Карлоса Сантаны в разных странах мира уже смогли сами оценить музыкальные таланты его сына. Отрицательных отзывов в прессе я не встречал. Что ж, видимо и впрямь в данном случае яблоко укатилось от яблони не слишком далеко. Талант, помноженный на свежесть и динамизм молодости, а в перспективе — еще и на опыт, растущий с каждым новым выступлением, дает основания предполагать, что в недалеком будущем имя Сальвадора Сантаны мы выучим не хуже имени его отца. Дай Бог, поживем — увидим.
Утром 12 августа после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 67 лет скончался знаменитый белорусский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Аркадий Борисович Эскин. Совсем недавно, в марте нынешнего года на сцене минского Дворца ...
Этот очерк состоялся благодаря появившемуся на страницах Интернета исследованию новосибирского джаза С. Беличенко и В. Котельникова "Замороженный джаз". Воспоминания новосибирцев позволили расширить географию продвижения одного из ...
29 мая в Минске выступил музыкант, которого белорусская публика ждала уже давно. Пианист, композитор, аранжировщик, превративший произведения Шопена в джаз. Если я добавлю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера. Лешэку ...
После Билла Эванса джазовое фортепиано уже никогда не останется прежним. Этот невзрачный очкарик выработал стиль столь гармонически богатый, столь бесконечно изобретательный, что его влияние несравнимо с влиянием никого другого из пост-боповых ...
Нередко в обзорных статьях различных изданий, посвященных той или иной стране, встречаешь неведомо какими опросами сформированные списки пяти (десяти, пятнадцати) самых известных людей этой страны. Если говорить о Кубе, то на сто процентов такой ...
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки ...
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...
При словосочетании «джазовый пианист» в памяти всплывают самые разные образы. Дюка Эллингтона или Каунта Бэйзи обычно представляешь себе во главе их знаменитых оркестров. Оскар Питерсон или Ахмад Джамал не отделимы от своих знаменитых ...
У американской пианистки и ведущей джазового радио 20 марта был юбилей. Обычно у женщин не принято уточнять возраст, а уж в Америке такое правило соблюдается особенно скрупулезно, но не в этот раз. Во всех поздравительных статьях и заметках либо ...
В этой статье речь пойдет о небезызвестном музыканте, талантливом композиторе, аранжировщике и просто хорошем человеке, любящем семьянине Максиме Пугачеве. Это история о том, как из целеустремленного ребенка Максим превратился в профессионального ...
Канун старого Нового года, праздника, смысл которого внятен только рожденным в СССР, стал в 2007 году черным временем для поклонников джаза во всем мире. 12 января от последствий пневмонии скончалась Элис Колтрейн, 13 января пал в долгой борьбе с ...