Широко известна легенда о том, что яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло великого физика сэра Айзека Ньютона на формулировку закона всемирного тяготения. Яблоко упало, естественно, с яблони. Яблоко от яблони недалеко падает, гласит народная мудрость. Ну, а насколько недалеко? Увы, не нашлось еще своего Ньютона среди генетиков. который смог бы достоверно определить, каким законам подчиняется расстояние от яблони до яблока, а заодно и почему. Ведь есть же и еще одна распространенная народная мудрость, диаметрально противоположного свойства - природа на детях отдыхает. Какая же из этих сентенций ближе к истине? Боюсь, что обе от нее примерно равноудалены, этакие два полюса. По крайней мере, жизнь терпеливо собирает материалы в пользу и той, и другой теории для будущего Ньютона от науки о наследственности.
И в музыке, причем в любом из ее жанров, таких материалов собрано немало. Давид Ойстрах и Игорь Ойст- рах, Джон Леннон iи Джулиан Леннон. а также Шон Оно Леннон. Дюк Эллингтон и Мерсер Эллингтон. Уверен, каждый сможет подбросить еще с десяток-другой примеров. В этом материале копилку примеров хотелось бы пополнить и мне. Речь тут пойдет о примере довольно свежем, о музыканте, только-только выходящем на широкую сцену, о лидере ансамбля, в аббревиатуре названия которого "спрятано" его имя. Ансамбль этот называется SSB — Salvador Santana Band.
Да, Сальвадор Сантана, или Сэл, как его называют близкие — сын Сантаны. Того самого, Сантаны Великого, десятикратного лауреата премии Грэмми, чье имя официально вписано в Зал славы рок-н-ролла, того самого Карлоса Сантаны, чье имя у большинства наших читателей, уверен, вызывает, как минимум, уважение. Сам же я, при достаточно спокойном отношение к самому коммерчески успешному альбому Сантаны-старшего Supernatural, очень люблю его творчество конца 60-х — семидесятых годов. Почитаю его работы этих лет за один из самых прекрасных и органичных образцов синтеза лучшего в роке, народной музыке и джазе. Впрочем, я, кажется, увлекся. Вернемся к Сантане—младшему, чье появление на сцене уже в силу вышесказанного не могло не вызвать совершенно особого интереса.
Как вы сами понимаете, сын такого папы не мог не заинтересоваться музыкой с самого детства. Причем, дело тут не только в папе. У яблони сорта "сантана" чрезвычайно мощные и глубокие корни. Помимо отца, музыкантом является и дядя Сэла, Хорхе Сантана. Дедушка Сэла Хосе Сантана, отец Карлоса и Хорхе, был мексиканским марьячо — народным музыкантом. Он играл на скрипке и руководил оркестром. При этом, Хосе Сантана в кругах марьячос слыл очень известным исполнителем, и его слава далеко перешагнула за региональный уровень. Но и это еще не все. Дедушка Сэла по материнской линии, Сондерс Кинг (Saunders King), легендарный тенорист и гитарист, был одним из пионеров афроамериканского блюза на Западном побережье США в 40-е годы. Мама Сэла, Дебора Сантана — талантливая поэтесса. Ее первая книга с многозначным названием Space Between The Stars ("Пространство между звездами") увидела свет в 2005 году. Музыку к аудио-версии этой книги совместно сочинили ее сын и ее муж—Сальвадор и Карлос Сантана.
При такой наследственности вполне понятно, почему уже в двухлетнем возрасте маленький Сэл (родился он в 1983 году в Северной Калифорнии, в Сан-Рафаэле, где постоянно живет семья Сантана) начал тоже заниматься музыкой. Его первой любовью стали ударные инструменты. Юному драммеру раскладывали целую батарею кастрюль и сковородок, и он от всей души колотил по ним ложками. Смех смехом, но какие-то первичные представления о ритме, наверное, в подсознании откладывались. Вы скажете, что каждый может припомнить подобные детские экзерсисы. Так-то оно так, но обычно родители быстро пресекают разрывающую барабанные перепонки какофонию, а в семействе Сантана эти упражнения, напротив, поощрялись, а затем получили и более серьезное продолжение. С шестилетнего возраста Сальвадор начал основательно обучаться игре на фортепьяно. Сначала, как водится, это были музыкальные азы, затем классическая музыка, а дальше воображением юного Сэла прочно завладел джаз.
Его любимыми пианистами стали Херби Хэнкок, МакКой Тайнер, Кит Джарретт, Чик Кориа. Конечно же, сын великого гитариста научился играть и на гитаре. Однако, как ни странно, этот инструмент так и не стал для Сэла главным. Как он сам объяснял впоследствии, тому было две причины. Одна — иррациональная: над Сантаной-младшим слишком сильно психологически довлел авторитет Сантаны-старшего. Возможно, Сальвадор уже тогда осознавал, что ему ни при каких обстоятельствах не удастся превзойти отца в мастерстве игры на гитаре, а быть всего лишь бледной тенью Карлоса Сантаны он не хотел. Вторая же причина носила более прозаичный характер: у юного Сэла была слишком нежная кожа на пальцах рук. Ги тарные струны быстро оставляли на ней мозоли. Сэл злился, начинал плакать, и особой дружбы с гитарой у него так и не получилось. Другое дело, что в будущем он все же видел себя только музыкантом, как и отец. И, строя это будущее, он решительно предпочел струнам клавиши.
И сегодня Сэл лишь изредка, на домашних репетициях, берет в руки гитару, если считает, что тот или иной фрагмент ему легче вначале разобрать таким образом, главными же его инструментами остаются рояль и электронные клавишные. При этом, если вначале он рассматривал фортепьяно как чисто мелодический инструмент, то со временем все активнее использует его и как своеобразную ударную установку, осваивая и эту сторону возможностей фортепьяно.
Но вернемся к временам более ранним. По мере взросления Сальвадор слушал все больше самой разной музыки — и модный хип-хоп, и музыку времен молодости его отца. Круг его музыкальных фаворитов постепенно расширялся, в него попали Телониус Монк и Джими Хендрикс, Майлс Дэвис и Джон Колтрейн, Боб Мэрли и Билли Кобэм. Сэл все более уверенно играл на фортепьяно и начал заниматься также и композицией (в 1999 году один из самых громких хитов альбома Supernatural, получившую Грэмми композицию El Farol написали совместно Карлос Сантана и его шеспнадцатилетний сын).
Высшее музыкальное образование Сэл получал в известной Школе Искусств в Сан-Франциско, пойдя по стопам одной из своих старших сестер, а затем в Калифорнийском Художественном Университете в городе Валенсия. Здесь он познакомился с самыми разнообразными музыкальными экзотами, вроде яванского гаме- лана или африканских "говорящих" барабанов, но в центре его внимания теперь были поиски собственного пути в музыке и "вербовка" единомышленников по этим поискам. Одним из первых таких единомышленников стал басист Эмерсон Карденас (Emerson Cardenas), который со своим джазовым ансамблем выступал в студенческом городке Школы Искусств. Вместе с ним, а также с барабанщиком из Чикаго Дженом Койе, перкуссионистом Эриком Мендесом и вокалистом и поэтом Сэмми Тота Сальвадор сформировал в начале 2004 года самый первый состав Salvador Santana Band. Чуть позже к ним присоединился гитарист Рене дель Фьерро. Первые репетиции и первые выступления привели к веренице персональных изменений, в которых 'уцелел", кроме лидера группы, только Карденас. В SSB появилась вокалистка из Саусалито Карла Холбрук (Carla Holbrook), гитарист Мэтт Хьюлигг (Matt Heulitt), барабанщик Тони Остин (Tony Austin), выступающий также с Соломоном Барком, и саксофонист, флейтист и вокалист из группы Ozomatli Хосе "Крунчи" Эспиноса (Jоse "Crunchy" Espinosa). Сам Сантана не только играет на клавишных и сочиняет музыку, но еще и поет.
Одним из наиболее знаковых среди первых выступлений SSB было участие в концерте Карлоса Сантаны и Santana Band в известном Warfield Theater в Сан-Франциско. Хотя Сальвадор со своей группой, естественно, играл в этом концерте только на "разогреве" перед выступлением отца, это событие сразу привлекло к Сантане-младшему пристальное внимание прессы. Теперь уже почти каждое из многочисленных выступлений SSB в клубах Сан-Франциско и других городов Калифорнии, совместные туры с ансамблями Ozomatli и Los Lonely Boys вызывали теплые отклики в печати. Летом и осенью того же 2004 года количество этих откликов заметно возросло после поездки ансамблей отца и сына Сантана в Европу, где SSB вновь разогревал публику перед Santana Band в Праге, Загребе, Будапеште и других европейских столицах. Надо сказать, что сголь доброе отношение журналистов и критиков к проекту Сальвадора Сантаны выглядело вполне оправданным. Молодой ансамбль словно излучал энергию и обаяние, да и музыка его выглядела достаточно оригинальной. Сэл довольно смело придумал даже ей стилистическое определение "новый сорт". Вот как он говорил об этом в одном из интервью: "Это комбинация, я называю ее "новый сорт". Что я при этом имею ввиду... Я беру лучшее из всего, что мне нравится — джаз, блюз, рок-н-ролл, рэгги, немножко хип-хопа и немножко рэпа, а также латина — например, сальса. Если бы я был шеф-поваром, мне бы не хотелось готовить по чужим рецептам. Я просто беру чьи-то специи, которые известны уже много лет, и пытаюсь с их помощью создать свой собственный рецепт, свое собственное блюдо, которое бы понравилось людям."
Надо сказать, что при этом Сальвадор очень внимательно прислушивается к советам опытных "шефов", первый из которых, разумеется, отец, а также такие звезды, как Уэйн Шортер и Херби Хэнкок. Позволю себе привести еще одну цитату из высказываний Сэла на этот счет, довольно длинную, но весьма любопытную: "Думаю, что наибольшее влияние на мою музыку, из числа тех, с кем мне доводилось общаться лично, оказали такие люди, как Уэйн Шортер...У него своеобразная манера общаться, но если тебе удается угнаться за ходом его мыслей, то открываешь для себя массу интересного. И вот однажды он посоветовал мне упорно идти своим путем и не давать сбить себя с этой дороги. Не давать кому-либо убедить себя в том, что ты не прав. Не терять веру в себя. Услышать от него такое было просто потрясающе. Но в еще большей степени, чем Уэйн, повлиял на меня Херби Хэнкок, уже хотя бы потому, что он играет на том же инструменте, что и я. Это один из самых скромных людей, которых мне когда-либо довелось видеть. Мне кажется, если бы я обладал таким талантом, как у него, то был бы самым эгоистичным человеком в мире. Он как-то подошел ко мне и сказал-. "Послушай, мне нравится, как ты играешь". Я был поражен. О Боже, Херби Хэнкоку нравится моя игра! Иисус! Пожалуй, мне надо срочно присесть где-нибудь с кружкой пива и осмыслить то, что он сказал! Именно эти два человека и повлияли на меня больше всего за последние пару лет. Их теплые слова и дружеская поддержка помогли мне укрепиться в мысли, что я на верном пути".
Путь Сальвадора Сантаны пролегает не только через концертные площадки, но и через студии. Правда, пока дискография его не слишком обширна. SSB выпустил небольшой демо-диск из пяти композиций. Две из них — это пьесы Билли Кобэма, заново аранжированные и даже получившие новые названия: Simple Story Of Love, где в кобэмовской То The Woman появился динамичный вокал и SSB, где за названием ансамбля Сэла "прячется" популярный хит Билли Кобэма Hip Pockets. Три композиции на диске — это оригинальные сочинения Сальвадора Сантаны — пульсирующие в ритмах хип-хопа We Rock Da Mike и Another Rainy Day, а также инструменталка Electric Moon с выразительным соло Сантаны.
Критики дружно отмечают неординарность текстов песен Сантаны-младшего. Сам Сальвадор не отрицает свою тягу к поэтическому слову и видит в этом прямое влияние матери-поэтессы. Приобрести демо-диск SSB, насколько мне известно, можно только через сайт Сэла. Там же можно заказать и еще один альбом, в котором есть совместно написанная и исполненная отцом и сыном Сантана композиция Open Up Your Eyes. Это сборник Food For Thought, изданный в поддержку благотворительной организации Milagro Foundation, о которой тоже необходимо сказать пару слов. Организация эта — еще одно семейное дело Сантана. Она была зарегистрирована в Сан-Рафаэле в 1998 году и потратила уже более двух миллионов долларов на акции в поддержку детей и молодежи в таких сферах, как здравоохранение, образование и искусство. А, возвращаясь к записям Сальвадора Сантаны, приходится констатировать, что пока вся дискография вышеупомянутыми релизами и ограничивается.
Разумеется, Сэл не собирается на этом останавливаться. В настоящее время он активно работает над первым большим альбомом SSB, который должен появиться предположительно в конце 2006-го или в начале 2007 года. Пока известно о нем лишь то, что Сальвадор пишет песни для этого проекта в сотрудничестве с Энди Варгасом, музыкантом из группы его отца, Асдру Сьерра из Ozomatli и музыкантами еще одного молодого калифорнийского состава B-Side Players. Возможно, в альбом войдут и его новые песни — Canella, Tengo Yo и кавер-версия War Боба Мэрли, которые группа SSB активно обкатывает на своих концертах в этом году.
Живые выступления, как признается сам Сэл, остаются его любимой сферой творческой деятельности. Публика стимулирует у музыкантов выброс адреналина, преобразующегося в мощный драйв ответного послания публике со сцены. Если судить по тем немногочисленным видеозаписям выступлений SSB, которые мне довелось лицезреть, Сальвадор и чисто внешне эффектно выглядит на сцене — высокий, под метр девяносто. брюнет с модными нынче татуировками на руках. В дни, когда пишутся эти строки, на него могут полюбоваться жители многих европейских городов. SSB Сальвадора Сантаны вновь сопровождает Сантану-старшего в большом европейском концертном туре. Тур этот начался 30 апреля выступлением на известной Hartwall Arena в Хельсинки. Потом последовали концерты в Швеции, Дании, Германии. Голландии, Бельгии, Франции, Англии (два концерта на Уэмбли прошли 12 и 13 мая). Заканчивается совместный тур Santana Band и SSB выступлением в Италии 30 мая.
Многие поклонники Карлоса Сантаны в разных странах мира уже смогли сами оценить музыкальные таланты его сына. Отрицательных отзывов в прессе я не встречал. Что ж, видимо и впрямь в данном случае яблоко укатилось от яблони не слишком далеко. Талант, помноженный на свежесть и динамизм молодости, а в перспективе — еще и на опыт, растущий с каждым новым выступлением, дает основания предполагать, что в недалеком будущем имя Сальвадора Сантаны мы выучим не хуже имени его отца. Дай Бог, поживем — увидим.
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...
При словосочетании «джазовый пианист» в памяти всплывают самые разные образы. Дюка Эллингтона или Каунта Бэйзи обычно представляешь себе во главе их знаменитых оркестров. Оскар Питерсон или Ахмад Джамал не отделимы от своих знаменитых ...
У американской пианистки и ведущей джазового радио 20 марта был юбилей. Обычно у женщин не принято уточнять возраст, а уж в Америке такое правило соблюдается особенно скрупулезно, но не в этот раз. Во всех поздравительных статьях и заметках либо ...
В этой статье речь пойдет о небезызвестном музыканте, талантливом композиторе, аранжировщике и просто хорошем человеке, любящем семьянине Максиме Пугачеве. Это история о том, как из целеустремленного ребенка Максим превратился в профессионального ...
Канун старого Нового года, праздника, смысл которого внятен только рожденным в СССР, стал в 2007 году черным временем для поклонников джаза во всем мире. 12 января от последствий пневмонии скончалась Элис Колтрейн, 13 января пал в долгой борьбе с ...
Салман Гамбаров - один из тех азербайджанских музыкантов, которых не надо представлять публике, - его и так все знают. Уже в четырехлетнем возрасте он играл и подбирал на рояле сложнейшие классические композиции. Позже, учась в средней специальной ...
11 сентября 2007 года в Вене на 76-м году жизни скончался легендарный джазмэн чешско-венгерско-цыганского происхождения Джо Завинул (Josef Erich Zawinul). Подобно Тому Уэйтсу и Фрэнку Заппе, Джо Завинул сам по себе олицетворял отдельную категорию ...
Лишь считанные джазовые музыканты успешно преодолевают противоречия между джазом, как явлением искусства и джазом, как развлекательно-популярным жанром. И еще большей редкостью является то, что пианист Херби Хэнкок успешно собирает плоды успеха в ...
Когда пишешь о любом действующем исполнителе, всегда существует опасность, что твои строки быстро утеряют актуальность. Справедливо это и в отношении пианиста и композитора Данило Переса, представителя среднего поколения в джазе, музыканта яркого, ...
...Заключительный концерт фестиваля. На сцену Большой гильдии приглашается All Stars Band. Появляются джазмены США, Англии, Японии, Аргентины. Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. "Виктор ...
Его иногда в шутку называют Иоганном Себастьяном Жаком. Как деятельность любого первооткрывателя, вознамерившегося поломать привычные устои, творчество Жака Лузье мгновенно вызвало полярные оценки – от совершенного неприятия, до самых восторженных ...