Marcia Ball - новый женский взгляд на старую традицию
01.05.2014
"Бесшабашные, задорные блюзы и интимные задумчивые баллады... песни полны эмоциональной глубины и правды жизни"
- Rolling Stone
Не до конца понятно, отчего так получается, но наши русскоязычные блюзфэны не очень-то доверяют женщинам, исполняющим блюз. Все же наверное, это происходит оттого, что у нас частенько путают и смешивают блюз с роком. Много раз приходилось сталкиваться с твердым убеждением, что петь блюз — не женское это дело. Переубедить подобных пуристов от блюза практически невозможно, да и не нужно. Некоторых певиц они все же признают достойными и включают их в мужскую "компанию". В первую очередь, это, конечно, давно всеми любимые Коко Тэйлор, Этта Джеймс и некоторые другие "матриархи" блюза. Остается только надеяться, что и другие признанные широкой публикой на Западе "блюзвуменши" получат заслуженный успех и у нас. Сегодня мы представляем вам одну из них.
Пианистка и блюзовая певица Марсия Болл — имя новое для большинства наших поклонников блюза, но на американской сцене она далеко не новичок. Более того, она в конце 90-х несколько раз номинировалась на премию У.Хэнди (самая престижная блюзовая награда) и даже однажды на Грэмми — в 1998 г. за альбом Sing It. В том же году она, не получив Грэмми, стала-таки обладательницей титула "Лучшая вокалистка в современном блюзе" по версии премии У.Хэнди. А в нынешнем, 2002 г., она совершила настоящий прорыв, получив сразу пять(!) номинаций на премию У.Хэнди по разным категориям. В мае состоится голосование и вручение наград, и, думается, с пустыми руками Марсия Болл не останется.
Что касается альбомов, то их на счету Марсии уже девять. Последний, Presumed Innocent, выпущенный фирмой Alligator Records в прошлом году, и обеспечил ей такой "звездопад" блюзовых номинаций. Вообще, надо отдать должное интуиции и вкусу шефа "Аллигатора" — крупнейшего в мире независимого блюзового лейбла — почти все, что выпускает его компания, можно считать своего рода блюзовым эталоном, образцом жанра. С одной только оговоркой — в основном, для типично американского слушателя. Вот и Марсия Болл, только-только придя на этот лейбл и записав альбом, сразу же попала в самую "крутую" блюзовую компанию. Кстати, этот диск переиздан в Москве и вроде бы неплохо разошелся в пределах СНГ.
Марсия Болл начинала профессионально выступать в ранних 70-х в Остине, штат Техас. Ей было тогда только чуть-чуть за двадцать, и трудно поверить, но блюз вообще она впервые услышала только в 14 лет. Жить в США и не знать, что такое блюз, на первый взгляд, довольно трудно, но девочка росла в небольшом городке Винтон в штате Луизиана, который нечасто навещали с концертами известные блюзме- ны. Но вот однажды она все же попала на выступление Ирмы Томас и была настолько покорена ее вокалом, да и блюзом вообще, что тоже решила стать блюзовой певицей.
И ей это удалось. Еще до поступления в Луизианский университет у нее была в родном городе своя группа, исполнявшая, в основном, репертуар Ирмы Томас. А в университете, куда Марсия поступила в 1966 году, она сразу же оказалась в составе местной блюз-роковой группы The Gum, где тоже, среди прочего, пела песни Ирмы.
Окончив университет в 1970 г., Марсия Болл решила перебраться в Сан-Франциско, но судьба распорядилась иначе. Классический случай — почти как в кино — она ехала из Луизианы через Техас, направляясь в Калифорнию, и в Остине ее машина сломалась, причем серьезно. За то время, пока автомобиль чинили, Марсия познакомилась с единомышленниками и просто с интересными людьми, ей настолько понравился город, что она решила остаться там жить. В Техасе очень сильны традиции не только блюз-рока, но и кантри, и молодая певица начала выступать в городских клубах вместе с кантри- группой Freda And The Freedogs. Впрочем, этот стиль не был для нее чем-то новым, у себя в Луизиане она научилась разным американским фольковым стилям — и блюграсс, и кантри, и зайдеко, и кэйджун, и буги, и госпел — она могла исполнять почти все.
В то же самое время Марсия начала открывать для себя нью- орлеанскую блюзовую традицию. Записи старых блюзменов, особенно пианистов, она изучала постоянно, а когда услышала знаменитого Профессора Лонг- хэйра, то сразу поняла, что это ее направление в блюзе. В 1974 году она начинает сольную карьеру и сразу попадает "под крыло" крупных лейблов Capitol Records и Rounder Records. Альбомы выходят один за одним, получая хорошую прессу и прибавляя поклонников по всей стране. Марсия много выступает, получая приглашения практически на все американские блюзовые фестивали, а их насчитывается только крупных не менее десяти-двенадцати в году. В 90-е годы она уже уверенно занимает свое место в десятке лучших блюзовых вокалисток и пианисток США, что подтверждается многочисленными номинациями, о которых уже упоминалось ранее.
В ее стиле с собственно современным блюзом переплелись те самые американские южные фольклорные стили, и в результате музыка, которую исполняет Марсия Болл, носит более живой, энергичный и даже бесшабашный характер, хотя у нее, конечно, есть в репертуаре и задумчивые, красивые баллады. Однако тексты песен, которые она пишет сама, отличаются от традиционных: они сложнее, намного современнее, полны юмора и неожиданных ассоциаций. Жаль, что у нас это могут оценить только слушатели, хорошо владеющие английским либо имеющие на руках фирменный альбом певицы, где все тексты заботливо приведены в буклете.
Кстати, в 1997 году она осуществила свою давнюю мечту — записала диск вместе со своим юношеским кумиром Ирмой Томас. Это был тот самый альбом Sing It, который принес ей номинацию на Грэмми и звание лучшей блюзовой вокалистки года. Новый, "аллигаторовский" альбом стал, по ее признанию, главным событием в жизни после того успеха пятилетней давности. "Я очень взволнована и обрадована, став артистом этого лейбла, — говорит Марсия. — Я возлагаю огромные надежды на этот проект". Президент "Аллигатора" тоже доволен "приобретением": "Я всегда восхищался стилем Марсии и с удовольствием наблюдал, как она росла от просто хорошей певицы до автора потрясающих песен, которые по-настоящему трогают сердце слушателя".
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...
При словосочетании «джазовый пианист» в памяти всплывают самые разные образы. Дюка Эллингтона или Каунта Бэйзи обычно представляешь себе во главе их знаменитых оркестров. Оскар Питерсон или Ахмад Джамал не отделимы от своих знаменитых ...
У американской пианистки и ведущей джазового радио 20 марта был юбилей. Обычно у женщин не принято уточнять возраст, а уж в Америке такое правило соблюдается особенно скрупулезно, но не в этот раз. Во всех поздравительных статьях и заметках либо ...
В этой статье речь пойдет о небезызвестном музыканте, талантливом композиторе, аранжировщике и просто хорошем человеке, любящем семьянине Максиме Пугачеве. Это история о том, как из целеустремленного ребенка Максим превратился в профессионального ...
Канун старого Нового года, праздника, смысл которого внятен только рожденным в СССР, стал в 2007 году черным временем для поклонников джаза во всем мире. 12 января от последствий пневмонии скончалась Элис Колтрейн, 13 января пал в долгой борьбе с ...
Салман Гамбаров - один из тех азербайджанских музыкантов, которых не надо представлять публике, - его и так все знают. Уже в четырехлетнем возрасте он играл и подбирал на рояле сложнейшие классические композиции. Позже, учась в средней специальной ...
11 сентября 2007 года в Вене на 76-м году жизни скончался легендарный джазмэн чешско-венгерско-цыганского происхождения Джо Завинул (Josef Erich Zawinul). Подобно Тому Уэйтсу и Фрэнку Заппе, Джо Завинул сам по себе олицетворял отдельную категорию ...
Лишь считанные джазовые музыканты успешно преодолевают противоречия между джазом, как явлением искусства и джазом, как развлекательно-популярным жанром. И еще большей редкостью является то, что пианист Херби Хэнкок успешно собирает плоды успеха в ...
Когда пишешь о любом действующем исполнителе, всегда существует опасность, что твои строки быстро утеряют актуальность. Справедливо это и в отношении пианиста и композитора Данило Переса, представителя среднего поколения в джазе, музыканта яркого, ...
...Заключительный концерт фестиваля. На сцену Большой гильдии приглашается All Stars Band. Появляются джазмены США, Англии, Японии, Аргентины. Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. "Виктор ...
Его иногда в шутку называют Иоганном Себастьяном Жаком. Как деятельность любого первооткрывателя, вознамерившегося поломать привычные устои, творчество Жака Лузье мгновенно вызвало полярные оценки – от совершенного неприятия, до самых восторженных ...
Примерно лет двадцать пять назад в моей жизни произошли два казалось бы никак не связанных между собой события: я увлекся радио-джазом, то есть джазовой музыкой, транслируемой разнообразными зарубежными радиостанциями, и переселился в поселок ...