Marcia Ball - новый женский взгляд на старую традицию
01.05.2014
"Бесшабашные, задорные блюзы и интимные задумчивые баллады... песни полны эмоциональной глубины и правды жизни"
- Rolling Stone
Не до конца понятно, отчего так получается, но наши русскоязычные блюзфэны не очень-то доверяют женщинам, исполняющим блюз. Все же наверное, это происходит оттого, что у нас частенько путают и смешивают блюз с роком. Много раз приходилось сталкиваться с твердым убеждением, что петь блюз — не женское это дело. Переубедить подобных пуристов от блюза практически невозможно, да и не нужно. Некоторых певиц они все же признают достойными и включают их в мужскую "компанию". В первую очередь, это, конечно, давно всеми любимые Коко Тэйлор, Этта Джеймс и некоторые другие "матриархи" блюза. Остается только надеяться, что и другие признанные широкой публикой на Западе "блюзвуменши" получат заслуженный успех и у нас. Сегодня мы представляем вам одну из них.
Пианистка и блюзовая певица Марсия Болл — имя новое для большинства наших поклонников блюза, но на американской сцене она далеко не новичок. Более того, она в конце 90-х несколько раз номинировалась на премию У.Хэнди (самая престижная блюзовая награда) и даже однажды на Грэмми — в 1998 г. за альбом Sing It. В том же году она, не получив Грэмми, стала-таки обладательницей титула "Лучшая вокалистка в современном блюзе" по версии премии У.Хэнди. А в нынешнем, 2002 г., она совершила настоящий прорыв, получив сразу пять(!) номинаций на премию У.Хэнди по разным категориям. В мае состоится голосование и вручение наград, и, думается, с пустыми руками Марсия Болл не останется.
Что касается альбомов, то их на счету Марсии уже девять. Последний, Presumed Innocent, выпущенный фирмой Alligator Records в прошлом году, и обеспечил ей такой "звездопад" блюзовых номинаций. Вообще, надо отдать должное интуиции и вкусу шефа "Аллигатора" — крупнейшего в мире независимого блюзового лейбла — почти все, что выпускает его компания, можно считать своего рода блюзовым эталоном, образцом жанра. С одной только оговоркой — в основном, для типично американского слушателя. Вот и Марсия Болл, только-только придя на этот лейбл и записав альбом, сразу же попала в самую "крутую" блюзовую компанию. Кстати, этот диск переиздан в Москве и вроде бы неплохо разошелся в пределах СНГ.
Марсия Болл начинала профессионально выступать в ранних 70-х в Остине, штат Техас. Ей было тогда только чуть-чуть за двадцать, и трудно поверить, но блюз вообще она впервые услышала только в 14 лет. Жить в США и не знать, что такое блюз, на первый взгляд, довольно трудно, но девочка росла в небольшом городке Винтон в штате Луизиана, который нечасто навещали с концертами известные блюзме- ны. Но вот однажды она все же попала на выступление Ирмы Томас и была настолько покорена ее вокалом, да и блюзом вообще, что тоже решила стать блюзовой певицей.
И ей это удалось. Еще до поступления в Луизианский университет у нее была в родном городе своя группа, исполнявшая, в основном, репертуар Ирмы Томас. А в университете, куда Марсия поступила в 1966 году, она сразу же оказалась в составе местной блюз-роковой группы The Gum, где тоже, среди прочего, пела песни Ирмы.
Окончив университет в 1970 г., Марсия Болл решила перебраться в Сан-Франциско, но судьба распорядилась иначе. Классический случай — почти как в кино — она ехала из Луизианы через Техас, направляясь в Калифорнию, и в Остине ее машина сломалась, причем серьезно. За то время, пока автомобиль чинили, Марсия познакомилась с единомышленниками и просто с интересными людьми, ей настолько понравился город, что она решила остаться там жить. В Техасе очень сильны традиции не только блюз-рока, но и кантри, и молодая певица начала выступать в городских клубах вместе с кантри- группой Freda And The Freedogs. Впрочем, этот стиль не был для нее чем-то новым, у себя в Луизиане она научилась разным американским фольковым стилям — и блюграсс, и кантри, и зайдеко, и кэйджун, и буги, и госпел — она могла исполнять почти все.
В то же самое время Марсия начала открывать для себя нью- орлеанскую блюзовую традицию. Записи старых блюзменов, особенно пианистов, она изучала постоянно, а когда услышала знаменитого Профессора Лонг- хэйра, то сразу поняла, что это ее направление в блюзе. В 1974 году она начинает сольную карьеру и сразу попадает "под крыло" крупных лейблов Capitol Records и Rounder Records. Альбомы выходят один за одним, получая хорошую прессу и прибавляя поклонников по всей стране. Марсия много выступает, получая приглашения практически на все американские блюзовые фестивали, а их насчитывается только крупных не менее десяти-двенадцати в году. В 90-е годы она уже уверенно занимает свое место в десятке лучших блюзовых вокалисток и пианисток США, что подтверждается многочисленными номинациями, о которых уже упоминалось ранее.
В ее стиле с собственно современным блюзом переплелись те самые американские южные фольклорные стили, и в результате музыка, которую исполняет Марсия Болл, носит более живой, энергичный и даже бесшабашный характер, хотя у нее, конечно, есть в репертуаре и задумчивые, красивые баллады. Однако тексты песен, которые она пишет сама, отличаются от традиционных: они сложнее, намного современнее, полны юмора и неожиданных ассоциаций. Жаль, что у нас это могут оценить только слушатели, хорошо владеющие английским либо имеющие на руках фирменный альбом певицы, где все тексты заботливо приведены в буклете.
Кстати, в 1997 году она осуществила свою давнюю мечту — записала диск вместе со своим юношеским кумиром Ирмой Томас. Это был тот самый альбом Sing It, который принес ей номинацию на Грэмми и звание лучшей блюзовой вокалистки года. Новый, "аллигаторовский" альбом стал, по ее признанию, главным событием в жизни после того успеха пятилетней давности. "Я очень взволнована и обрадована, став артистом этого лейбла, — говорит Марсия. — Я возлагаю огромные надежды на этот проект". Президент "Аллигатора" тоже доволен "приобретением": "Я всегда восхищался стилем Марсии и с удовольствием наблюдал, как она росла от просто хорошей певицы до автора потрясающих песен, которые по-настоящему трогают сердце слушателя".
Мы привыкли к властной и откровенно жесткой манере игры, которую демонстрировал Гэри Хасбэнд уже больше двух десятилетий в качестве неутомимого ударника. Это было хорошо слышно в его игре с группой Level 42, где он играл вместе с басистом ...
"Брайан Огер — один из самых лучших исполнителей на В-3, которых я когда-либо слышал. Его техника потрясающа, а энергетика не имеет себе равных. Это огромный талант и удивительно теплый и привлекательный человек — просто идеальное ...
Тысяча девятьсот девяносто восьмой год. Первый Ереванский международный джаз- фестиваль. Идут последние приготовления к проведению фестиваля, организаторы уточняют списки участников. К ним обращаются и предлагают послушать 11-ти летнего мальчика ...
Утром 12 августа после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 67 лет скончался знаменитый белорусский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Аркадий Борисович Эскин. Совсем недавно, в марте нынешнего года на сцене минского Дворца ...
Широко известна легенда о том, что яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло великого физика сэра Айзека Ньютона на формулировку закона всемирного тяготения. Яблоко упало, естественно, с яблони. Яблоко от яблони недалеко падает, гласит народная ...
Этот очерк состоялся благодаря появившемуся на страницах Интернета исследованию новосибирского джаза С. Беличенко и В. Котельникова "Замороженный джаз". Воспоминания новосибирцев позволили расширить географию продвижения одного из ...
29 мая в Минске выступил музыкант, которого белорусская публика ждала уже давно. Пианист, композитор, аранжировщик, превративший произведения Шопена в джаз. Если я добавлю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера. Лешэку ...
После Билла Эванса джазовое фортепиано уже никогда не останется прежним. Этот невзрачный очкарик выработал стиль столь гармонически богатый, столь бесконечно изобретательный, что его влияние несравнимо с влиянием никого другого из пост-боповых ...
Нередко в обзорных статьях различных изданий, посвященных той или иной стране, встречаешь неведомо какими опросами сформированные списки пяти (десяти, пятнадцати) самых известных людей этой страны. Если говорить о Кубе, то на сто процентов такой ...
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки ...
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...