Маккой Тайнер носит мантию одного из джазовых гигантов с элегантной непринужденностью. Хорошо сознавая свое положение в джазовом пантеоне, он рассуждает о своих достижениях, как о чем-то естественном и само собой разумеющемся. Да, он осознает, что характерное для него использование кварт революционизировало фортепианную технику в джазе 60-х и 70-х годов, он рад, что приятели-музыканты расценивали это как вклад в джаз. Да, он допускает, что его композиции заметно отличаются от всего, что сочинялось ранее, но Джон весьма уважительно относился к его экспериментам. Джон — это, конечно, не абстрактная среднестатическая личность. Это Джон Колтрейн, в квартете которого в шестидесятые годы он и совершил прыжок к мировой известности. Именно там он радикально обновил словарь современных пианистов, а его подходы к гармонии пропитали каждый уголок джазового мира наших дней.
В постколтрейновский период Тайнер подписал контракт с фирмой "Blue Note" и создал серию великолепных альбомов, таких, как "The Real McCoy", "Tender Moments", "Expansions", "Time For Tyner And Cosmos". Но даже эти альбомы не смогли в полной мере отразить мощь и энергетику его исполнения, которые проявились особенно сильно на следующем этапе его карьеры, когда он перешел к фирме "Minestone" в 1971 году. "Когда я покидал Джона, я был на вершине горы, — объясняет Маккой. — Мне необходимо было спуститься к подножию и решить, к чему мне стремиться в музыке. Потребовалось какое-то время, чтобы найти себя. Теперь надо было вновь подняться наверх, но на этот раз — своим путем". Альбом "Enlightenment", записанный во время выступления на джазовом фестивале в Монтре в 1973 г., ясно показал, что его исполнительская манера претерпела изменения. В ней появилось чувство самоутверждения, демонстрация энергии и силы, достигавшая катарсиса по своей широте.
"Что ж, я рад, что мое звучание обновилось на этом этапе, — говорит Тайнер, — мне никогда не хотелось, чтобы моя техника оставалась статичной. Думаю, каждый, кто серьезно занимается искусством, постоянно ищет пути для движения вперед". Была представлена на этом альбоме и композиция "Walk Spirit, Talk Spirit", из которой вырос "новый Тайнер". Его стиль, закаленный в горниле квартета Колтрейна, приобрел здесь удесятеренную крепость. Около года назад эта композиция была записана британской группой "Red Raw Collective", играющей эйсид-джаз, и эта запись дошла каким-то образом до Тайнера. "Совсем неплохо. Они ввели вокал и акцентировали ритм, но довольно удачно. Приятно осознавать, что молодые люди что-то находят в моей музыке!"
В 1974 г. появился "Atlantis", еще более остро выявивший особенности переродившегося Тайнера. Очень красноречивое оформле ние обложки, где волны каскадом хлещут сквозь античную греческую колоннаду — одна из самых блестящих метафор творчества музыканта, когда-либо появлявшаяся на обложке альбома. "Этот альбом обратил мою мысль к большим составам, — говорил Тайнер, — это нашло отражение во "Fly Like The Wind", а биг-бэнды никогда не были мне чужды". И действительно, его позднейший биг-бэнд, гастролирующий по мере того, как лидеру удается организовать турне, собрал премии "Грэмми" как за альбом 1988 года "Uptown/Downtown", так и за "Journey" (1994 г.). Стремление к ансамблям большего состава проявилось в семилетнем сотрудничестве со скрипачом Джоном Блэйком в конце 70-х и начале 80-х годов, а также в ансамбле, варьировавшем свой состав от секстета до октета, с саксофонистами Гэри Бартцем, Джо Фордом и Джорджем Адамсом, игравшем на альбомах "The Greeting", "Horizon" и "Expansions", где Тайнер флиртовал с этническими звучаниями и музыкальными ритмами разных уголков планеты.
Как это ни странно для пианиста, до 1985 г. Тайнер никогда не работал в составе трио, где с пианистом играли бы только басист и барабанщик. "Я был внутренне готов к переменам, кое-кто тоже это чувствовал. Но при этом я никогда всерьез не думал о творчестве в рамках трио, о том, как оно может звучать, начинал я с размышлений о работе с бэндом". Тем не менее весь остаток 80-х и в 90-е годы Тайнер предпочитал работать в трио. Впервые в таком составе его можно было услышать в "Just Feelin", монументальном сочинении, посвященном Каунту Бэйзи, однако несколько последующих альбомов, записанных на разных фирмах, спровоцировали критиков на рассуждения об ослаблении творческих импульсов в музыке Тайнера.
Его ответом стали три сольных альбома блестящей фортепианной музыки, записанной в 80-е годы. "Revelations" (1988 г.) представлял собой коктейль из стандартов и собственных композиций Тайнера. Этот альбом остается, возможно, лучшим его сольным диском. "В тот момент я вновь оказался готов к движению в новом направлении. Я не записывал сольных альбомов лет 16 — со времен альбома под названием "Echoes Of A Friend". Меня подтолкнул к этой работе Майкл Кускуна, сотрудничавший в то время с "Blue Note", он зажег меня такой идеей в самый удачный момент. Проблемы материала не было, его хватало с избытком, так как я люблю играть соло просто для собственного удовольствия, так что у меня подобралось много подходящих композиций. Проблемой было найти нужный инструмент и добиться нужного звучания. Когда этого удалось достичь, дело пошло. Да, я люблю этот альбом".
В настоящее время Тайнер только что завершил недельную серию выступлений со своим биг-бэндом в нью-йоркском клубе "Blue Note" и отбывает в Японию. Он отправляется туда с квартетом, включающим его большого друга Элвина Джонса (их дружба зарождалась во времена совместной работы в легендарном квартете Колтрейна). Летит с ними и Уинтон Марсалис. "Это будет прекрасно, — говорит Тайнер. — Я и Элвин так много гастролируем, что у нас не было возможности пообщаться всласть. Он прекрасный товарищ.
После Японии я собираюсь в Европу со своим трио и также с нетерпением жду этой поездки. Я обожаю Лондон. Путешествовать и играть — такова моя жизнь".
Мы привыкли к властной и откровенно жесткой манере игры, которую демонстрировал Гэри Хасбэнд уже больше двух десятилетий в качестве неутомимого ударника. Это было хорошо слышно в его игре с группой Level 42, где он играл вместе с басистом ...
"Брайан Огер — один из самых лучших исполнителей на В-3, которых я когда-либо слышал. Его техника потрясающа, а энергетика не имеет себе равных. Это огромный талант и удивительно теплый и привлекательный человек — просто идеальное ...
Тысяча девятьсот девяносто восьмой год. Первый Ереванский международный джаз- фестиваль. Идут последние приготовления к проведению фестиваля, организаторы уточняют списки участников. К ним обращаются и предлагают послушать 11-ти летнего мальчика ...
Утром 12 августа после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 67 лет скончался знаменитый белорусский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Аркадий Борисович Эскин. Совсем недавно, в марте нынешнего года на сцене минского Дворца ...
Широко известна легенда о том, что яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло великого физика сэра Айзека Ньютона на формулировку закона всемирного тяготения. Яблоко упало, естественно, с яблони. Яблоко от яблони недалеко падает, гласит народная ...
Этот очерк состоялся благодаря появившемуся на страницах Интернета исследованию новосибирского джаза С. Беличенко и В. Котельникова "Замороженный джаз". Воспоминания новосибирцев позволили расширить географию продвижения одного из ...
29 мая в Минске выступил музыкант, которого белорусская публика ждала уже давно. Пианист, композитор, аранжировщик, превративший произведения Шопена в джаз. Если я добавлю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера. Лешэку ...
После Билла Эванса джазовое фортепиано уже никогда не останется прежним. Этот невзрачный очкарик выработал стиль столь гармонически богатый, столь бесконечно изобретательный, что его влияние несравнимо с влиянием никого другого из пост-боповых ...
Нередко в обзорных статьях различных изданий, посвященных той или иной стране, встречаешь неведомо какими опросами сформированные списки пяти (десяти, пятнадцати) самых известных людей этой страны. Если говорить о Кубе, то на сто процентов такой ...
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки ...
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...