La Banda - Traditional Italian Banda. Banda and Jazz
26.02.1997
Общеизвестно, что Италия — родина оперного искусства.Однако не менее глубоки здесь и традиции духовых оркестров, которые здесь называются "бандами". Эти традиции были заложены во времена правления императора Наполеона. В то время в Италии существовало 250 оперных театров. Однако для большей части простых итальянцев они были недоступны — просто слишком дороги. И произведения Верди, Пуччини, Россини становились известны и популярны благодаря интерпретациям именно духовых оркестров, поскольку последние имелись даже в самых маленьких итальянских городах.
Сегодня "банды" почти исключены из официального культурного процесса, несмотря на то, что их по-прежнему много. Они чаще исполняют фольклорную музыку и непременно участвуют в каждом городском празднике. В их исполнении не услышишь специфики, пришедшей в духовую музыку из Нью-Орлеана, отсутствует традиционная для джаза ритм-секция, исполнение грязноватое,"непрофессиональное", но полное экспрессии. И эти оркестры не только хранят традиции, но пытаются идти в ногу со временем.
Оригинальный проект немецкого продюсера Ахима Хебгена (Achim Hebgen) — попытка воссоздать традиции и открыть новые перспективы, которые, как глубоко убеждены принявшие в нем участие музыканты, очень даже есть. Для записи был собран огромный коллектив, приглашены музыканты экстра-класса из европейских стран, где также еще сохранилась культура духового оркестра. Дело в том, что обычно оркестр включал от 50-ти до 60-ти человек: до шести туб, пять и более французских горнов, 15 и более кларнетов, множество труб и тромбонов и, конечно, — флейты и гобои. Нечего и говорить,что такой состав имеет огромные исполнительские возможности.
Один из двух дисков альбома — дань традиции, точное, даже скрупулезное исполнение классики :оперные хиты Беллини, Верди, Пуччини. Некоторые неожиданности здесь имеются лишь в исполнении арии тореадора из оперы "Кармен" Бизе. Внезапность иэкзотичность модуляций порой слегка сбивает с толку. Второй диск содержит для джазового меломана целый ряд чудесных открытий. В первую очередь — волшебный, удивительный по чистоте голос солистки Люциллы Галеаццы. Ее голос в равной степени и народный, и джазовый, она легко и блестяще импровизирует и уверенно чувствует себя, даже если весь оркестр "сходит с ума".
"Безумства" оркестра — это отдельная история. Это очень тонко и профессионально организованное "безумство": в таком огромном коллективе иначе нельзя. Аранжировщики в точно обозначенных моментах позволяют оркестру перескочить с музыкальных звуков на чисто шумовые и тембровые, как это устраивают иногда Пендерецкий и Кейдж, — тогда музыканты играют "на мундштуках". Но чаще на фоне старательно выписанной традиционной музыки лишь один инструмент или группа атонально "сходит с ума". Такая отличительная черта — если сугубо атональная диссонансная музыка, как правило, звучит тревожно и напряженно, то у "Банды" это получается необыкновенно весело и задорно. Залихватский сельский праздник с подвыпившими, "выпадающими" из строя музыкантами, но с такой зажигательной музыкой, что невозможно не пуститься в пляс.
Две большие композиции, в 20 и 30 минут, содержат в себе массу разнообразных элементов, из которых основные — это джазовый авангард и этническая музыка, которые сочетаются между собой на редкость органично. Еще одно попурри основано на темах Нино Роты, в основном написанных для фильмов Феллини. Это своеобразная дань уважения знаменитому композитору, который, кстати, единственный из профессиональных музыкантов серьезно относился к культуре "банд". Его грустные и странные цирковые темы, написанные для "Ночей Кабирии" и "Восемь с половиной" прекрасно вписываются в чудесный, почти венецианский карнавал, устроенный "Традиционной итальянской бандой".
"Музыка для музыкантов" — по признанию участников джаз–трио "The Estamp". Конкретнее — "музыкальное приношение""столпам" джаза Джону Колтрейну и Майлсу Дэвису, которым в 1996 году исполнилось бы по 70 лет. Еще конкретнее: аранжировки — ...
Два представителя российского (он же — советский) джаза старшего поколения (Георгий Гаранян и Алексей Кузнецов), а также один джазовый "миддл" (естественно, не в социальном, а в возрастном плане) Даниил Крамер издали программу с удивительно ...
Всего лишь второй раз за все время существования нашего "CD–обзора" мне доводится писать об альбоме джазмена с Ямайки. Все–таки главной музыкальной "визитной карточкой" этого колоритного острова является рэгги. Но Эрнест Рэнглин — ...
Ну наконец–то! Сколько раз приходилось сетовать на отсутствие ярких новых имен в мужском джазовом вокале — и вот оно, это имя: Курт Эллинг. Первый его диск 1995 года "Close Your Eyes" сразу удостоился номинации на "Грэмми", сегодня ...
Круг потребителей world music растет просто на глазах. Спрос рождает предложение. В поисках новых экзотических звучаний многие устремляются в самые отдаленные уголки планеты. А вот немецкие музыканты, работающие в Мюнхене под залихватским название ...
"Озвученный" визит Сергея Манукяна к своему другу Юрию Кузнецову в его одесский клуб "Домино". Визит явно удачный, так как и одесская публика, похоже, хорошо знакома с Манукяном, и гостеприимному хозяину клуба нетрудно было в связи с этим дополнить ...
На сцену Украинского театра в Одессе вышло два очень интересных музыканта. Вапиров — саксофонист, композитор, педагог, типичный шестидесятник по времени прихода в джаз — всегда питал склонность к экспериментам, к авангардным поискам. ...
Американский гитарист Дуг Рэйни, подобно многим другим заокеанским джазменам, пустил прочные корни в Европе. Почти половину жизнион провел в Дании. Тем не менее родина остается родиной, и в 1993 году Дуг в очередной раз вернулся в Нью-Йорк. ...
Запомните хорошенько это название и имя — ансамбль "ТакеДаке"и Джон Кайдзан Нептюн (John «Kaizan» Neptune). Уж не знаю, где вам доведетсястолкнуться с их музыкой (к нам диск пришел напрямую из Японии), но это,пожалуй, один из самых необычных по ...
Виртуозный бразильский тенор-саксофонист Иво Перельман как-то незаметно быстро утвердился в околоджазовых кругах, выпустив за последние несколько лет серию выдающихся работ. Присущие его музыке интонации воспламеняющих бразильских ритмов, ...
Песни на этом альбоме так же великолепны, как и кулонс кельтскими узорами, изображенный на его обложке. На диске представленычетыре наиболее известные в настоящее время исполнительницы кельтских песен. Несколько слов о каждой из них. Итак, самая ...
Еще не дослушав до конца этот альбом, мне пришлось где-то на второй его трети выключить проигрыватель и малость перевести дух — столько энергии от музыки не всегда получишь и на рок-концерте. Потоки, каскады звуков низвергаются из колонок сразу же ...