La Banda - Traditional Italian Banda. Banda and Jazz
26.02.1997
Общеизвестно, что Италия — родина оперного искусства.Однако не менее глубоки здесь и традиции духовых оркестров, которые здесь называются "бандами". Эти традиции были заложены во времена правления императора Наполеона. В то время в Италии существовало 250 оперных театров. Однако для большей части простых итальянцев они были недоступны — просто слишком дороги. И произведения Верди, Пуччини, Россини становились известны и популярны благодаря интерпретациям именно духовых оркестров, поскольку последние имелись даже в самых маленьких итальянских городах.
Сегодня "банды" почти исключены из официального культурного процесса, несмотря на то, что их по-прежнему много. Они чаще исполняют фольклорную музыку и непременно участвуют в каждом городском празднике. В их исполнении не услышишь специфики, пришедшей в духовую музыку из Нью-Орлеана, отсутствует традиционная для джаза ритм-секция, исполнение грязноватое,"непрофессиональное", но полное экспрессии. И эти оркестры не только хранят традиции, но пытаются идти в ногу со временем.
Оригинальный проект немецкого продюсера Ахима Хебгена (Achim Hebgen) — попытка воссоздать традиции и открыть новые перспективы, которые, как глубоко убеждены принявшие в нем участие музыканты, очень даже есть. Для записи был собран огромный коллектив, приглашены музыканты экстра-класса из европейских стран, где также еще сохранилась культура духового оркестра. Дело в том, что обычно оркестр включал от 50-ти до 60-ти человек: до шести туб, пять и более французских горнов, 15 и более кларнетов, множество труб и тромбонов и, конечно, — флейты и гобои. Нечего и говорить,что такой состав имеет огромные исполнительские возможности.
Один из двух дисков альбома — дань традиции, точное, даже скрупулезное исполнение классики :оперные хиты Беллини, Верди, Пуччини. Некоторые неожиданности здесь имеются лишь в исполнении арии тореадора из оперы "Кармен" Бизе. Внезапность иэкзотичность модуляций порой слегка сбивает с толку. Второй диск содержит для джазового меломана целый ряд чудесных открытий. В первую очередь — волшебный, удивительный по чистоте голос солистки Люциллы Галеаццы. Ее голос в равной степени и народный, и джазовый, она легко и блестяще импровизирует и уверенно чувствует себя, даже если весь оркестр "сходит с ума".
"Безумства" оркестра — это отдельная история. Это очень тонко и профессионально организованное "безумство": в таком огромном коллективе иначе нельзя. Аранжировщики в точно обозначенных моментах позволяют оркестру перескочить с музыкальных звуков на чисто шумовые и тембровые, как это устраивают иногда Пендерецкий и Кейдж, — тогда музыканты играют "на мундштуках". Но чаще на фоне старательно выписанной традиционной музыки лишь один инструмент или группа атонально "сходит с ума". Такая отличительная черта — если сугубо атональная диссонансная музыка, как правило, звучит тревожно и напряженно, то у "Банды" это получается необыкновенно весело и задорно. Залихватский сельский праздник с подвыпившими, "выпадающими" из строя музыкантами, но с такой зажигательной музыкой, что невозможно не пуститься в пляс.
Две большие композиции, в 20 и 30 минут, содержат в себе массу разнообразных элементов, из которых основные — это джазовый авангард и этническая музыка, которые сочетаются между собой на редкость органично. Еще одно попурри основано на темах Нино Роты, в основном написанных для фильмов Феллини. Это своеобразная дань уважения знаменитому композитору, который, кстати, единственный из профессиональных музыкантов серьезно относился к культуре "банд". Его грустные и странные цирковые темы, написанные для "Ночей Кабирии" и "Восемь с половиной" прекрасно вписываются в чудесный, почти венецианский карнавал, устроенный "Традиционной итальянской бандой".
Боже мой, как давно не попадался мне в руки такой весёлый, зажигательный, можно даже сказать, разухабистый джаз! Да и то сказать, из четырнадцати музыкантов шесть(!) играют на различного рода ударных инструментах: барабанах, конгах, бонгах, ...
Жизнь подбрасывает порой весьма любопытные сюжеты. Неуспел я, обозревая для "Jazz-квадрата" N 2'97 альбом петербургского перкуссиста Якова Солодкого, отметить его версию "Afro Blue" крупнейшего в мире мастера афро-кубинского джаза Монго Сантамарии, ...
Вашему вниманию представлен еще один плод творчества британских джазовых музыкантов. Созданный гитаристами Игнацио Лозано и Джонатаном Морганом альбом сложно отнести к джазу как таковому, но надо отметить,что исполнители довольно искренне обыгрывают ...
"Пять вечеров" — возможно, так назвал бы одиниз крупнейших гитаристов современного джаза Джим Холл этот альбом, если бы пьеса Володина и одноименный фильм Михалкова были так же популярны в Штатах, как и в бывшем Советском Союзе. Именно в ...
Альбом представляет собой пример качественной импровизационной поп–музыки, навеянной мотивами соул. Хотя Paul Taylor и имеет основательную джазовую школу, он является, на мой взгляд, наиболее ярким и выразительным представителем того стиля, который ...
Неплохую музыку исполняет Peter Oxley (британский гитаристджазового толка). А временами просто замечательную! Поэтому на общем болеечем тусклом фоне английского джаза он заметен и смотрится даже вычурнои почти неестественно со своими творческими ...
Очередной альбом Лаки Питерсона не принёс каких-то неожиданныхблюзовых откровений — он очень добротный, ладно скроенный, но, пожалуй,чересчур ровный и однообразный. Блюз вообще построен на игре оттенков,настроений и интонаций и, упустив одну из этих ...
Лично я так до конца и не разобрался, что это, собственно,за музыка— очень жёстко ритмизованный "белый" блюз или всё жехард-рок. Гармоническая линия и гитарные соло, местами переходящие в настоящие"запилы", почти везде совершенно хард-роковые, но в ...
Торговая марка "Verve" изначально гарантируетвстречу с той музыкой, которую называют настоящим, классическим джазом.На сей раз эта фирма дала возможность познакомиться с очень приличным альбомомодного из наиболее известных тенор-саксофонистов ...
"Семь мостов" Тима Тиммерманса можно назватьальбомом концептуальным. Идеи, вдохновлявшие Тима, он изложил в буклетек CD. Они столь возвышенны, что их просто необходимо пересказать. Итак,автор выделяет семь понятий: раса — пол — язык ...
История британского джаза знает немало музыкантов, вдохновленных американским джазом 50—60–х годов. Большинство из них играло в многочисленныхпабах и клубах, с трудом сводя концы с концами. Лишь немногим удалось выдержать испытание временем и ...
Пластинка представляет собой довольно странную, но интересную смесь блюза, би-бопа, кула, мейнстрима и того, что в журнале "DownBeat" проходит под рубрикой "Beyond Musician", то есть несовсем джаз или блюз, но ещё и не типичный рок-н-ролл и не ...