Попытки исполнять классические сочинения на языке джаза или рок-музыки не новы. Таких экспериментов было много и заканчивались они обычно в лучшем случае полуудачей. Отнюдь не бесспорен и данный проект, но вот в дерзости его творцам явно не откажешь. При всем академизме классической музыки в целом, в ней есть сферы, особенно скованные рамками традиций и сложившихся за долгое время условностей. В первую очередь это — опера, священный фетиш публики от high classes, заполняющей ежевечерне ложи Ла Скалы или Большого. И именно эта сфера, эта "Зона оперы" (дословное название проекта), а точнее — мелодии популярных оперных арий стали объектом нового эксперимента.
B своих рекламных материалах "Knitting Factory" отводит главную роль в этом проекте известному музыканту и продюсеру Биллу Ласвеллу, но мне думается, что по крайней мере еще три имени заслуживают особого упоминания: Алан Дуглас, Карл Бергер и Грэм Хэйнс. В чем суть проекта? Его создатели не стали размениваться по мелочам, обратившись к самым громким именам классиков итальянской оперы — Верди, Доницетти, Пуччини, добавив к ним заодно француза Сен-Санса. Они решили изложить по-новому популярнейшие, широко известные темы из "Тоски", "Травиаты", "Волшебного напитка", "Турандот" и так далее.
Автором идеи был Дуглас, ставший вместе с Ласвеллом и продюсером всего проекта. Бергер сочинил новые аранжировки для струнного оркестра, а Ласвелл имплантировал в классические темы экзотические ритмические партии в исполнении самых разнообразных ударных: от южноамериканских до индийских. Смену акцентов в новом прочтении подчеркнули и экспрессивные соло Грэма Хэйнса, сына известного джазового ударника, на корнете и флюгельгорне.
И что же в результате? Обработки в целом получились достаточно бережными, но рукоплесканий от оперных фанатов авторы проекта вряд ли дождутся, хотя об этом речь, пожалуй, и не шла. Другой вопрос, что люди, до того ни разу не слышавшие оперу, познакомятся с классическими мелодиями хотя бы в адаптированном варианте. Наиболее органично, на мой взгляд, "вошел в тему" Хэйнс, к которому, пожалуй, невозможно предъявить каких-либо претензий, чего не могу сказать о том же Ласвелле, чья аранжировка ритмики в "Тоске" оказалась, опять же на мой взгляд, просто слабой и абсолютно чужеродной по отношению к музыке Пуччини. В целом, конечно, "Opera Zone" провалом не назовешь, слушать все это достаточно любопытно, однако, думаю, речь может идти лишь о пополнении того самого списка полуудач...
Все, кому не чужды идеи свободного импровизационного нового джаза, просто не имеют права пропустить это альбом. "A.D.D. Trio" — швейцарская группа, в которой... нет ни одного урожденного швейцарца. Роберт Дик — нью-йоркский флейтист, который сменил ...
Сразу признаюсь: этот альбом — отличнейшая работа музыкантов разных поколений, выступивших в одном благородном деле исполнения мэйнстрима. Неслучайно подчеркиваю разницу в возрасте: "герой" альбома Флип Филлипс родился аж в 1915 году. Басисту ...
Этот альбом довольно долго добирался до нашей редакции, но от этого не стал менее любопытным. Построен он по традиционной для сборников, составляемых Алексеем Коганом, схеме: из записей, сделанных на разнообразных киевских концертах в 1999 – ...
На редкость своеобразное музыкальное блюдо, приготовленное на итальянской джазовой кухне. Впрочем, рецептура скорее азиатская. Это ведь там кое-где в основе лежит изменение до неузнаваемости первоначального вкуса ингредиентов. Вот и четверка ...
Диск не новый, но довольно интересный с точки зрения мастерства пианиста и команды, которую он собрал для записи, которая проходила в 2 этапа: 15 сентября и 27 октября 1999 года. 8 буколических, пасторальных треков «CУМЕРЕК» звучат как что-то ...
В современном джазе как-то привилось достаточно жесткое разделение на "джаз вообще" (забудем на время о стилистических отличиях) и "джаз афро-кубинский" или "джаз латинский". Все, что хотя бы в малейшей степени напоминает латиноамериканские мотивы, ...
Насколько мне не изменяет память, итальянская блюзовая музыка никогда не фигурировала в обзорах нашего журнала. Случилось так, что летом этого года мне довелось познакомиться (заочно) с одной из лучших блюзовых певиц Италии Лаурой Феделе. У нас ...
Честно говоря, рецензировать данный сборник ранних записей двух наиболее знаменитых ансамблей Луи Армстронга должен был бы не я, а кто-то из тех, кто в подробностях знаком с творчеством Армстронга периода 20-х годов. Но в любом случае данное полное ...
Если не ошибаюсь, этот альбом — третий в дискографии арт-джаз-фолк трио "Тригон". По сравнению с предыдущими работами, состав ансамбля несколько изменился: новым басистом стал Александр Мурзак. Впрочем, эта замена ни в общем звучании, ни в ...
Многие пьесы Шекспира буквально нашпигованы звучной итальянской географией. Местом действия или хотя бы завязкой сюжета они, от "Двух веронцев" и до "Бури", тесно связаны с Аппенинским полуостровом. Великий драматург буквально обессмертил некоторые ...
В детстве я не любил губную гармонику, так как она ассоциировалась у меня с кадрами кинохроники начала войны, на которых солдаты фюрера беззаботно ехали по завоеванным землям, пиликая на этих незатейливых инструментах. Попозже, спасибо Бобу Дилану и ...
Представьте себе пожилого слепого темнокожего блюзмена. Представили? А теперь вспомните характерный облик козлинобородого Дяди Сэма, как его любили изображать советские карикатуристы. Затем попытайтесь объединить эти два образа. Не получается? Тогда ...