Оркестр Олега Лундстрема - Гленн Миллер -- Дюк Эллингтон
15.01.1997
Представлять двойной альбом биг-бэнда с записями джазовой классики — подлинное лакомство для музыкального гурмана. А если учесть при этом, что исполняются хиты Гленна Миллера и Дюка Эллингтона и делаетэто оркестр Олега Лундстрема, становится ясно, что это — лакомство в квадрате.
Два альбома отличаются друг от друга, как день отличается от ночи, хотя в них представлены записи, сделанные (за редким исключением) почти в одно и то же время – в 1974-76 гг. Двенадцать пьес из репертуараоркестра Гленна Миллера исполняются в стандартных, "миллеровских" аранжировках. Семь композиций Дюка Эллингтона – в "наших" аранжировках,по большей части а-ля Тэд Джонс — Мел Льюис, а, если точнее, а-ля Виталий Долгов.
Как ни странно, записи оркестра Олега Лундстрема середины 70-х почти не тиражировались, и знакомство с ними сегодня, спустя почти четверть века, — приятная неожиданность (если не считать эллингтоновские"С-jam Blues" и "In a Mellow Tone", представленныев LP оркестра "В сочных тонах", "Мелодия", 1982).
Разумеется, теперь уже поздно говорить о том, насколько велико было то уважение, с которым отнесся оркестр ко всемирно известным произведениям: была ли абсолютно точной "калька" с первоисточника (Г.Миллер) и легко ли узнаваемы исходные темы в развернутых композициях по Эллингтону, где только "It Don't Mean a Thing" длится почти 12 минут. Все это уже — достояние истории. Конечно, жаль немного, что даже такой высококлассный коллектив, как оркестр Олега Лундстрема, спустя и тридцать лет после гибели Гленна Миллера не может добиться той удивительной упругости, которая характерна подлинно свингующему бенду (особенно это заметно в "A String of Pearls", буквально нашпигованной синкопами в первоисточнике); что нет никого, кто мог бы повторить соло Джонни Ходжеса или Кути Уильямса; что почти добиваясь Glenn Miller sound, оркестр даже ни разу не пытается процитировать sound Дюка. Искусству свинга трудно научить.Свинг должен быть во всей жизни, он должен быть в крови — в рваных ритмах современного урбанизированного общества, в пульсации многомиллионных городов.
Разумеется, альбомы — это великолепный подарок всем любителям джаза, которые имеют возможность прикоснуться к ушедшему в историю мастерству великих музыкантов-шестидесятников: саксофониста Геннадия Гольштейна, трубачаКонстантина Носова, тромбонистов Виктора Бударина, Вячеслава Назарова, Геннадия Гречухина. Мы можем вновь и вновь вслушиваться в великолепные соло рано ушедшего из жизни Игоря Лундстрема (тенор-саксофон) — одного из лучших мастеров джазовой баллады.
К сожалению, нельзя не написать и о чувстве досады, которое остается после знакомства с альбомом. Речь идет о культуре издания подобных дисков. Уже давно стало нормой, независимо от страны издания диска, что названия произведений следует писать на английском языке, то есть так,как они знакомы любителям джаза во всем мире. И дело не только в том, что перевод часто далек от подлинного значения, а и в том, что название пьесы, ставшей классикой, джазовым стандартом, сливается с самим произведением, они не могут существовать друг от друга. Потому что сколько бы мы ни писали название пьесы Джо Гарланда "В настроении", все равно весь мирее знает как "In the Mood".
Тем более странно все это видеть после того, как уже были выпущены виниловые диски с записями оркестра Олега Лундстрема, в которых все эти условия были соблюдены ("In a Mellotone", "Nowadays"в 1982 году и "In Swing Time" в 1986). Из-за этого трудно избежать нелепостей, например, перевести "Choo-Choo" как "чучу".Здесь не исправило бы положение даже такое написание, как "чу-чу",ибо это не переводится. Весь мир знает хит "Chattanooga Choo-Choo"и никак не иначе.
И уж тем более недопустимы фактические неточности. Нельзя приписывать всемирно известный хит "A String of Pearls" ("Нитка жемчуга") Гарри Уоррену, если ее написал Джерри Грэй. Как нельзя писать"Сент Луис блюз" тогда, когда пьеса называется "St.Louis March", ибо это название имеет целую историю, связанную с тем, как Гленн Миллер аранжировал под марши для полковых оркестров во время войны известнейшие джазовые пьесы — солдатам при этом легче давалась муштра.
В целом же, конечно, выход архивных записей самого долговечногоиз джазовых биг-бэндов мира — оркестра Олега Лундстрема — это праздник на джазовой улице, ибо таких подарков джазфэны получают очень редко. А жаль.
(с) & ℗ 1996 General Records 2 CD
19 tks/86'47mins
«Gravity» ("Притяжение") — второй альбом молодогоканадского гитариста Джесси Кука. Стиль, в котором играет этот музыкантна обложке диска именуется так: Rumba/Flamenco/World/Beat/ Jazz/Pop. Ик этому длиннющему названию вполне можно было бы смело ...
Альбом сделан рукой мастера — это слышно с первых же аккордов. Гаррисон Фьюэлл, окончивший когда-то колледж Беркли и теперь сам преподающий в нем, был одно время учеником знаменитого Пата Мартино. Учение не прошло даром, скорее всего по той причине, ...
Живет себе музыкант - профессионален, талантлив, за плечами - академическаяшкола, репертуарный набор незыблем и безвариантен... Скучно... А за окном - столько ритмов, столько разнообразных тембров, кончаетсяXX век, на протяжении которого сменилось ...
Бывали ли у вас в жизни моменты, когда надоело бежать, спешить куда-то,все осточертело и хочется вспомнить старых друзей, тех, с кем вы давноне виделись, и собраться с ними, и выпить бокал хорошего вина или пива, и поговорить по душам, так, как ...
Истинный блюз! Это единственное, что напрашивается после прослушивания «Шестнадцати оттенков». Традиция, которую последовательно пронесли в своем творчестве Sonny Boy Williamson, Big Joe Williams, Sippie Wallace, Lonnie Johnson, B. B. King и John ...
Альбом гитариста и аранжировщика Чака Лоэба представляет собой вполне удачную смесь слегка припопсованного джаз-рока и латиноамериканской музыки. Он в основном состоит из тем самого Лоэба и записан при участии вполне профессиональных, но пока еще ...
СД замечательного поп-джазового квинтета 8 1/2 Souvenirs похож на легкий ветерок, что весело ворошит осеннюю листву на тротуаре. Ветерок-хулиган, который срывает с прохожих шляпы и выворачивает зонты. С помощью нехитрых приемов Оливье Жиро с ...
Мощный ритмичный этно-поп, превосходно записанный, хотя, может, и немножко однообразный. Абдель Али Слимани — единственный алжирец среди девяти музыкантов, участвовавших в записи этою альбома. Он исполнитель и автор всех песен, он также играет ...
Абдрахман Абделли — представитель кабилов, которые, как и туареги, являются частью берберских племен, населяющих Северную Африку последние 9000 лет. Берберы имеют общий язык и собственный алфавит, немного похожий на греческий. Живя в ...
Первые звуки голоса малийского певца и гитариста Али Фарка Туре заставили меня просто вздрогнуть от неожиданности. Таким резким, скрипучим, «деревянным» голосом обладали, наверное, созданные Урфином Джюсом солдаты - дуболомы. Впрочем, ...
Альбом не самый новый, но отложить его в сторону только по этой причине было никак нельзя. Уникальный ансамбль, захватывающая своей свободой и выразительностью музыка. К тому же, сознайтесь, нечасто приходится слышать такую комбинацию ...
Биг-бэнды — символ эры свинга, Гиллеспи научил биг-бэнды исполнять боп, сегодня они играют самую разную музыку, но даже сегодня биг-бэнд, играющий рок-н-ролл (и чуть-чуть блюз) — это довольно экстравагантно. Автор этой необычной идеи ...