Под луной, конечно же, ничто не ново. Попытки симбиоза джаза и классической музыки начались задолго до таковых в отношении джаза и рока. Здесь можно вспомнить музыку Гюнтера Шуллера и "Modern Jazz Quartet" и много других примеров. Но CD Майка Мэйниэри "An American Diary" — работа несколько иного характера. Здесь поставлена и, на мой взгляд, оригинально решена весьма амбициозная задача: прочитать американскую академическую музыку ХХ века сквозь джазовые очки.
Воплотили в жизнь проект четыре музыканта. Лидер квартета, прекрасный вибрафонист Майк Мэйниэри, играл еще в джаз-роковой группе Джереми Стайга. Духовика Джо Ловано (сопрано- и тенор-сакс, альт-кларнет) лучше всего характеризует сам Мэйниэри: "Он меняет цвет, как хамелеон, но всегда сохраняет нечто уникальное, присущее только ему". Эдди Гомес (контрабас) получил известность раньше своих коллег, еще в 60-е годы переиграв с целым рядом джазовых знаменитостей. Может быть, несколько менее ярок, но технически безукоризнен и ударник Питер Эрскин.
Квартет исполняет в своих аранжировках музыку самых разных американских композиторов — Копленда, Барбера, Айвза, Бернстайна и других, вплоть до Фрэнка Заппы. Энциклопедичным такой подход не назовешь, многие не менее яркие имена остались за рамками проекта. Мэйниэри поступил тоньше, назвав свою работу "Американским дневником", он со своими коллегами как бы делится со слушателем некоторыми мыслями по поводу того или иного автора. Практически любой из этих авторов, в свою очередь, в той или иной мере связан с фольклорными традициями своей страны, как белыми, так и черными. Получаются очень любопытные цепочки. Квартет играет, к примеру, в аранжировке Мэйниэри Уильяма Гранта Стилла, первого афро-американского академического композитора, аранжировавшего, в свою очередь, знаменитую тему "Sometimes I Feel Like A Motherless Child".
Мэйниэри вырос в музыкальной семье, в атмосфере споров между поклонниками джаза и классической музыки, которых хватало среди его близких. Идея альбома, как он признается, была навеяна именно воспоминаниями детства и юности. Символично, что в квартете сошлись музыканты итальянского, еврейского, латиноамериканского и англосаконского происхождения. Это тоже наглядная иллюстрация тех разнообразных корней, из которых выросло дерево американской музыки.
И последнее. Не могу не отметить блестящее, на мой взгляд, оформление CD. С большой изобретательностью и фантазией выполнена обложка (браво, Эрика Алонсо!), изящен буклет с прекрасной статьей Говарда Манделя и с нотными записями самого Мэйниэри. Интересно слушать и приятно держать в руках. Спасибо, N.Y.C. Records!
«Gravity» ("Притяжение") — второй альбом молодогоканадского гитариста Джесси Кука. Стиль, в котором играет этот музыкантна обложке диска именуется так: Rumba/Flamenco/World/Beat/ Jazz/Pop. Ик этому длиннющему названию вполне можно было бы смело ...
Альбом сделан рукой мастера — это слышно с первых же аккордов. Гаррисон Фьюэлл, окончивший когда-то колледж Беркли и теперь сам преподающий в нем, был одно время учеником знаменитого Пата Мартино. Учение не прошло даром, скорее всего по той причине, ...
Живет себе музыкант - профессионален, талантлив, за плечами - академическаяшкола, репертуарный набор незыблем и безвариантен... Скучно... А за окном - столько ритмов, столько разнообразных тембров, кончаетсяXX век, на протяжении которого сменилось ...
Бывали ли у вас в жизни моменты, когда надоело бежать, спешить куда-то,все осточертело и хочется вспомнить старых друзей, тех, с кем вы давноне виделись, и собраться с ними, и выпить бокал хорошего вина или пива, и поговорить по душам, так, как ...
Истинный блюз! Это единственное, что напрашивается после прослушивания «Шестнадцати оттенков». Традиция, которую последовательно пронесли в своем творчестве Sonny Boy Williamson, Big Joe Williams, Sippie Wallace, Lonnie Johnson, B. B. King и John ...
Альбом гитариста и аранжировщика Чака Лоэба представляет собой вполне удачную смесь слегка припопсованного джаз-рока и латиноамериканской музыки. Он в основном состоит из тем самого Лоэба и записан при участии вполне профессиональных, но пока еще ...
СД замечательного поп-джазового квинтета 8 1/2 Souvenirs похож на легкий ветерок, что весело ворошит осеннюю листву на тротуаре. Ветерок-хулиган, который срывает с прохожих шляпы и выворачивает зонты. С помощью нехитрых приемов Оливье Жиро с ...
Мощный ритмичный этно-поп, превосходно записанный, хотя, может, и немножко однообразный. Абдель Али Слимани — единственный алжирец среди девяти музыкантов, участвовавших в записи этою альбома. Он исполнитель и автор всех песен, он также играет ...
Абдрахман Абделли — представитель кабилов, которые, как и туареги, являются частью берберских племен, населяющих Северную Африку последние 9000 лет. Берберы имеют общий язык и собственный алфавит, немного похожий на греческий. Живя в ...
Первые звуки голоса малийского певца и гитариста Али Фарка Туре заставили меня просто вздрогнуть от неожиданности. Таким резким, скрипучим, «деревянным» голосом обладали, наверное, созданные Урфином Джюсом солдаты - дуболомы. Впрочем, ...
Альбом не самый новый, но отложить его в сторону только по этой причине было никак нельзя. Уникальный ансамбль, захватывающая своей свободой и выразительностью музыка. К тому же, сознайтесь, нечасто приходится слышать такую комбинацию ...
Биг-бэнды — символ эры свинга, Гиллеспи научил биг-бэнды исполнять боп, сегодня они играют самую разную музыку, но даже сегодня биг-бэнд, играющий рок-н-ролл (и чуть-чуть блюз) — это довольно экстравагантно. Автор этой необычной идеи ...