А. Котов, С. Старостин, В. Волков, Л. Фёдоров - Душеполезные песни на каждый день
18.03.2008
…и то, что мы называем фолком, и то, что мы называем джазом, и то, что мы называем роком, обретает несравненно более глубокий смысл, как часть целого. Банальная идея, но многими ещё не усвоенная – по сути всё это фолк. И важно, что за всем этим фолком. Вот у человека есть музыка. Что он с ней делает? Сейчас выпускается довольно много славянской фолк-музыки разных эпох в разных интерпретациях.
Но альбом "Душеполезные песни на каждый день" среди этого многообразия стоит особняком прежде всего потому, что его создатели взялись за такой пласт, как духовная поэзия. Да, они не единственные, кто занимается этим. Но перед нами не просто сборник древних текстов определённой тематики и древних мелодий. Есть на нём и авторские композиции, и народные песни, не имеющие отношения к духовной поэзии. Духовные стихи помещены в пространство, где и происходит земная духовная жизнь человека, то есть в пространство человеческих метаний, сомнений. Таков метод, которым достигнуто здесь ощущение и вневременное, и внутривременное. Почему сработал именно этот метод? Загадка. Попробуйте разгадать.
Любопытный (но, думаю, не определяющий) факт – все четверо участников проекта представляют разные музыкальные жанры. Андрей Котов – руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин", Сергей Старостин – известнейший собиратель русских народных песен и участник различных фолк-коллабораций, Владимир Волков – джазмен, Леонид Фёдоров вышел из рок-среды. Однако каждый из них является в своём жанре экспериментатором, того же Фёдорова уже давно трудно назвать рок-н-ролльщиком. Записи альбома предшествовали совместные концерты, на которых программа видоизменялась и "обкатывалась" несколько лет. Главные здесь – Котов и Старостин, это больше их альбом, Фёдоров и Волков создают тактичный аккомпанемент при помощи гитары, перкуссии, синтезатора, контрабаса и виолы да гамба. Котов и Старостин поют и создают музыкальный мир при помощи колёсной лиры, гуслей, калюки и двух кларнетов – обычного и мянкеле-финского.
Говорят, что эмбиент придумал Брайан Ино. Похоже, не он. А тот человек, который придумал колёсную лиру. Но возвращаемся к "Душеполезным песням".
"Душеполезные песни на каждый день" – это альбом о жизни, полной мыслей о смерти. И о поисках и обретениях жизни в высшем, главном смысле этого слова. Музыка… Мы слышим здесь и народные мелодии разных областей России, и знаменный распев, и музыку Котова и Старостина. Котов сочиняет мелодии к древним текстам, Старостин поёт свои. Замечательные тексты, написанные им, вовсе не диссонируют с теми, что сочинены неизвестными нам авторами. Но, что ценно, Старостин не занимается стилизациями, чувствуется, что для него писать и петь в этой манере есттественно.
Впрочем, стихи его более привычны для современного восприятия, и это нормально Как века назад, так и ныне. История России и история жизни каждого человека в любой стране. Человек думает о своей смерти прямо и слагает "Стих о смерти" или "Когда уйду", вспоминает о ней среди шумных праздников ("Заведу я компанью"), в связи со смертью, думает о времени ("Отшельник")… Человек думает о жизни, о своей душе, о Боге ("О, человече", "Глубоко", Псалом №1 в переложении Н. М. Языкова, "Куда летишь, кукушечка"). Когда-то в старину не было чёткого разделения на духовную и светскую культуру. Но и тогда возможно было, черствея душой, деградировать до уровня очень знакомого нам вульгарного материализма ("А в лугах") или впасть в так называемое двоеверие, когда христианские святые воспринимаются лишь как помощники в бытовых нуждах, то есть по сути скатиться до состояния язычника ("Макарий"). Последние две из упомняутых мной песен – единственные на альбоме, не имеющие никакого отношения к духовной поэзии, но это как два штриха, предельно ясно дающие нам понять, на каком фоне существуют все наши высокие помыслы, стремления в этом мире. Это как ответ на вопрос иных людей: "От чего спасаться?"
Чувствуется, что Леонид Фёдоров приложил руку и к сведению (хотя в буклете об этом ничего не сказано). Он давно уже зарекомедовал себя, как мастер создавать многомерные звуковые полотна, в которых вовсе не обязательно должны чётко прослушиваться отдельные инструментальные партии. Отрадно, что музыка альбома одновременно и лишена какого-то специфически авангардистсткого подхода, и далека от расхожих представлений о русском фолке, и не воспринимается, как некая малопонятная экзотика. Как мне кажется, не нужно специальной подготовки, чтобы принять эти песни близко к сердцу. В целом атмосфера альбома – как напоминание о тех корнях и почвах, из которых в нашей музыке может появляться нечто по-настоящему уникальное и в тоже время близкое людям разных культур. А истинное новаторство всегда там, где есть живая традиция.
(c) & ℗ Ulitka Records 2008
Игорь Лунёв
стиль этно
страна Россия
Расскажи друзьям:
Марсия Болл уже пару десятков лет входит в топ-группу блюз-вумен Америки и занимает в ней свою, совершенно особую нишу. «Виной» тому – место рождения Марсии: пограничье Техаса и Луизианы, побережье Мексиканского залива. В тех ...
Ансамбль Nikasteam – новое для наших читателей имя на австрийской сцене, хотя существует этот коллектив не первый год. Я сужу об этом по тому, что две композиции из данной программы, 1-2-3 Don’t Count On Me и Too Late, были записаны на ...
Омаре Портуондо 78 лет. Большую часть своей великолепной жизни она провела на сцене. Кубинская дива стала популярной благодаря своей работе во всемирно известном коллективе Buena Vista Social Club, вместе с которым она распространяла обаяние ...
Квартет Project Grand Slam можно назвать американо-израильским, а можно – просто нью-йоркским, так как все его участники сегодня живут и работают именно там. Все они люди уже весьма опытные: Миллер, к примеру, имеет на своем счету два сольных ...
Was Is заметно отличается от всех работ Ричарда Бливаса, которые мне довелось слышать ранее. Самое очевидное отличие – это формат проекта. Это почти абсолютно сольный альбом. Почти – потому что картины на обоих сторонах обложки написаны ...
Roomful of Blues для блюза, – это то же, что Rolling Stones для рок-музыки. Кажется, эта группа существовала всегда. И в самом деле, ансамблю в этом году исполняется уже сорок один год! Другой вопрос, что в отличие от Rolling Stones с вечными ...
«Ледяной шторм» Скотта Эллисона длится почти час и обрушивает на слушателя интенсивный поток обжигающего блюз-рока. Вы испытаете на себе воздействие и четких регулярных ритмов, и стенающих гитарных соло, и чувственного голоса органа ...
"Оставь надежду всяк сюда входящий…» Оставь надежду на хотя бы основу ритма, хотя бы тень мелодии и хотя бы след гармонической структуры каждый, поставивший этот диск на свой плэйер. Это очень свободная импровизация, практически ...
Из Австрии прибыл к нам этот диск редкого для «CD – Обзора» формата «макси-сингл». Для ансамбля Studio Dan он является пилотным к ожидающему своего появления где-то весной текущего года альбома Creatures. Альбом этот ...
Мне никогда раньше не доводилось слышать этого американского музыканта – ни под его настоящим именем Кристофер Шрайнер, ни под псевдонимом the guy. Кстати, происхождение этого ника, который кому-то может показаться претенциозным, весьма ...
Переиздание в цифровом варианте альбома, выпущенного ESP-Disk’ в 1967 году. Он красноречиво свидетельствует, что музыкальный радикализм привлекал Бернарда Столлмена не только в джазе, но и в фолк- роке. На его лейбле выходили альбомы групп The ...
Сегодня музыку такого жанра, который представлен на данном диске, в США определяют расплывчато-широким термином «американа» и даже выделяют под него отдельную номинацию при вручении, скажем, премии Грэмми. В данном случае ее можно ...
|