Billy Gibson - Live At The North Atlantic Blues Festival
19.02.2008
Крайний северо-восток атлантического побережья США. Новая Англия, штат Мэн. Теплый летний день в городке Роклэнд. Здесь в 2007 году проходило мероприятие под названием North Atlantic Blues Festival. На открытом воздухе перед небольшой, без излишних затей собранной сценой, на пластиковых креслицах веселенького желтого цвета собралось несколько сот зрителей. Это в начале они сидят в креслицах. Скоро большинство из них будет стоя раскачиваться и ритмично хлопать в ладоши под воздействием энергетических потоков излучаемых со сцены.
На сцене – Билли Джибсон, человек лет тридцати, с не слишком ухоженной бородкой, в светлой рубашке на выпуск. Он поет и играет на губной гармошке – наверное, самом характерном блюзовом инструменте. Джибсон невысок, худощав, что особенно заметно по сравнению с членами его ансамбля – тремя весьма плотного сложения афроамериканцами – гитаристом и вокалистом Дэвидом Боуэном, басистом Джеймсом Джексоном и ударником Седриком Килом. Тут же, за клавишными, расположился еще один музыкант, приглашенный на это выступление вместе с ансамблем Джибсона органист и клавишник Чарли Вуд.
Билли Джибсон – не из грандов американского блюза, этот концерт и этот видеофильм – это его шаги на пути к общенациональной известности. Но на региональном уровне он уже достаточно хорошо известен. Джибсон – южанин, он родом из штата Миссисипи. Увлекся игрой на губной гармошке с юных лет, это увлечение заставило его в свое время покинуть родной захолустный городок и перебраться в значительно более известный в анналах американской музыки центр – Мемфис. Здесь он совершенствовал свою технику игры, причем делал это весьма успешно, потому что уже в 1999 году известнейший производитель губных гармошек, фирма Hohner, включила его имя в список музыкантов, которых она снабжает своей продукцией. В Мемфисе Билли заслужил почетное прозвище, которое наряду с названием DVD и его именем красуется на обложке - Prince of Beale Street (это главная музыкальная улица Мемфиса). За год до выступления на фестивале, увековеченного этим видеофильмом, Джибсон получил первое важное признание на общеамериканском уровне: в 2006 году он был удостоен номинации на главную блюзовую премию года Blues Award в категории «лучшее новое имя».
На сцене фестиваля Билли Джибсон предстает в первую очередь, как умелый энтертайнер – развлекатель. Его вокал хоть и не похож на рэп, но больше смахивает на ритмичный речитатив, выдувая звуки из гармошки, свой инструмент он порой атакует с такой бешеной экспрессией, что становится страшно за изделие фирмы Hohner. Впрочем, в ряде эпизодов, Джибсон демонстрирует действительно высокое техническое мастерство. Но большую часть времени Билли носится по сцене, суматошно жестикулирует, подбегает то к одному, то к другому из своих музыкантов, призывая зрителей обратить внимание на их игру. Его поведение особенно контрастно по сравнению с ледяной невозмутимостью других музыкантов, особенно гитариста Боуэна, который ухитряется сохранять это состояние даже при исполнении ведущей вокальной партии одного из номеров. Но завести публику Джибсон умеет. Очень скоро все зрители становятся участниками его шоу, подпевая, хлопая и даже получая на пару секунд микрофон для произнесения двух-трех строчек из очередного номера.
В объемный по времени концерт вошло всего шесть треков. В исполненной программе - по одной вещи самого Джибсона и гитариста Боуэна, фанковый хит знаменитого блюзмена Эдди Тейлора Bad Boy и еще несколько композиций. Все они исполнены в весьма горячей манере, все, как это обычно бывает на концертах, исполняются с длинными инструментальными соло отдельных музыкантов, а в ткань Tell It Like It Is Моуза Винсона Билли и его музыканты вплели отрывки из целого ряда других песен, включая знаменитый спиричуэл «Когда святые замаршируют».
Апофеозом концерта становится последний номер, Polk Salad Annie, под финальные звуки которого Билли спрыгивает со сцены и «идет в народ». Зрители дружески похлопывают его по плечу, обнимают, аплодируют. Стоп-кадром «братания» с публикой и заканчивается видеофильм.
Что запомнилось, что поразило? Продюсер Пол Бенджамин и режиссер Ричард Пеллетье сняли выступление Джибсона весьма профессионально. Ритм кадров, панорамирование, переводы «взгляда» камер со сцены в зал и наоборот позволяют даже сидя перед экраном домашнего телевизора, ощутить себя в какой-то мере участником концерта. Чуть безвкусными показались лишь два спецэффекта, когда при солировании самого Билли и его ударника, лица музыкантов вдруг, на пару секунд, становятся красноватыми, будто они готовы немедленно лопнуть от натуги. Поразило же иное – единственными темнокожими на этом празднике блюза были лишь три музыканта из бэнда Билли Джибсона. Публику показывали часто и долго, но ни одного темнокожего зрителя я так и не увидел. Неужели в сегодняшних Штатах блюз стал музыкой исключительно для белых? Или это особенность северного штата Мэн? Не знаю, но выглядело это довольно странно. Что же до Билли Джибсона, то, наверное, это выступление на пути к большой карьере он может занести к себе в актив – посмотрите, убедитесь сами.
DVD (c) 2008 North Atlantic Blues Records
диск предоставлен Blind Raccoon
Еще один демо-альбом немногочисленных представителей сугубо импровизационной музыки из Беларуси. Во главе, к сожалению, не расшифрованного коллектива — все тот же Виктор Семашко, который в отрыве от постоянного партнёрства с Леонидом Нарушевичем ...
Если в вашем доме фри-джазом увлекаетесь только вы, настоятельно рекомендую слушать этот альбом ТОЛЬКО в наушниках. Иной вариант прослушивания Solar Forge может оказаться непосильным испытанием для ушей и нервов ваших домочадцев. Если вы равнодушны ...
Жизнь в джазе американского басиста Генри Граймса состоит из двух частей, между которыми – перерыв в более, чем тридцать (!) лет. О подробностях его удивительной биографии я здесь распространяться не буду, об этом можно почитать в № 5 ...
Как раз к католическому Рождеству «Троіца» порадовала своих поклонников вторым за год альбомом: вслед за «Сон-травой» вышел «Жар-жар». Похожи ли эти работы? Не слишком. Объединяет их авторская музыка ...
Фонографический дебют пианистки и композитора Александры Самсоновой знакомит слушателей отнюдь не с новичком, а с уже зрелым и сложившимся музыкантом. Самсонова принадлежит к «поколению Беркли» в российском джазе и является чуть ли не ...
Известный голландский джазовый пианист с итальянскими корнями Майк дель Ферро много гастролирует по всему миру, часто выступает в Латинской Америке и к Бразилии питает особенно теплые чувства. Их он попытался отразить в своем новом проекте Made In ...
Приятно отметить, что легендарный нью-йоркский лейбл ESP-Disk’ сегодня не только переиздает в цифровом формате старые записи из своего каталога, но и пополняет оный новыми именами. Разумеется, фирма верна тому направлению, которое много лет ...
Решил высказаться об этом по существу демо-альбоме по той только причине, что издания с подобной экспериментального характера музыкой в Беларуси по-прежнему остаются явлением, к сожалению, очень редким. Этот диск имеет подзаголовок «9 спонтанных ...
Белосток – центр белорусской культуры в Польше. Именно здесь климат для выращивания «Сон-травы» оказался наиболее благоприятным, и на студии «Рембрандт» Польского радио в Белостоке самый известный фолк-ансамбль Беларуси ...
Базирующееся в Бруклине авангардное фанки-джазовое трио Medeski Martin & Wood не стало затягивать с выполнением плана на 2008 год по выпуску трёх новых альбомов. Первый из них увидел свет уже 8 января и совершенно определённо стал большим сюрпризом ...
Талантливого кубинского трубача Гендриксона Мена наши читатели знают по участию в записи альбома певицы Евы Симонтакки Pure Ecstasy и по ее же статье о Гендриксоне. А теперь у нас появилась возможность познакомиться с собственным проектом музыканта, ...
Специализирующийся на авангардной музыке британский лейбл Leo Records давно уже стал гостеприимным домом для Карло Актиса Дато. На этот раз шеф лейбла Лео Фейгин совместно с Карло продюсировал второй проект Actis Furioso. Первый вариант Actis ...