Billy Gibson - Live At The North Atlantic Blues Festival
19.02.2008
Крайний северо-восток атлантического побережья США. Новая Англия, штат Мэн. Теплый летний день в городке Роклэнд. Здесь в 2007 году проходило мероприятие под названием North Atlantic Blues Festival. На открытом воздухе перед небольшой, без излишних затей собранной сценой, на пластиковых креслицах веселенького желтого цвета собралось несколько сот зрителей. Это в начале они сидят в креслицах. Скоро большинство из них будет стоя раскачиваться и ритмично хлопать в ладоши под воздействием энергетических потоков излучаемых со сцены.
На сцене – Билли Джибсон, человек лет тридцати, с не слишком ухоженной бородкой, в светлой рубашке на выпуск. Он поет и играет на губной гармошке – наверное, самом характерном блюзовом инструменте. Джибсон невысок, худощав, что особенно заметно по сравнению с членами его ансамбля – тремя весьма плотного сложения афроамериканцами – гитаристом и вокалистом Дэвидом Боуэном, басистом Джеймсом Джексоном и ударником Седриком Килом. Тут же, за клавишными, расположился еще один музыкант, приглашенный на это выступление вместе с ансамблем Джибсона органист и клавишник Чарли Вуд.
Билли Джибсон – не из грандов американского блюза, этот концерт и этот видеофильм – это его шаги на пути к общенациональной известности. Но на региональном уровне он уже достаточно хорошо известен. Джибсон – южанин, он родом из штата Миссисипи. Увлекся игрой на губной гармошке с юных лет, это увлечение заставило его в свое время покинуть родной захолустный городок и перебраться в значительно более известный в анналах американской музыки центр – Мемфис. Здесь он совершенствовал свою технику игры, причем делал это весьма успешно, потому что уже в 1999 году известнейший производитель губных гармошек, фирма Hohner, включила его имя в список музыкантов, которых она снабжает своей продукцией. В Мемфисе Билли заслужил почетное прозвище, которое наряду с названием DVD и его именем красуется на обложке - Prince of Beale Street (это главная музыкальная улица Мемфиса). За год до выступления на фестивале, увековеченного этим видеофильмом, Джибсон получил первое важное признание на общеамериканском уровне: в 2006 году он был удостоен номинации на главную блюзовую премию года Blues Award в категории «лучшее новое имя».
На сцене фестиваля Билли Джибсон предстает в первую очередь, как умелый энтертайнер – развлекатель. Его вокал хоть и не похож на рэп, но больше смахивает на ритмичный речитатив, выдувая звуки из гармошки, свой инструмент он порой атакует с такой бешеной экспрессией, что становится страшно за изделие фирмы Hohner. Впрочем, в ряде эпизодов, Джибсон демонстрирует действительно высокое техническое мастерство. Но большую часть времени Билли носится по сцене, суматошно жестикулирует, подбегает то к одному, то к другому из своих музыкантов, призывая зрителей обратить внимание на их игру. Его поведение особенно контрастно по сравнению с ледяной невозмутимостью других музыкантов, особенно гитариста Боуэна, который ухитряется сохранять это состояние даже при исполнении ведущей вокальной партии одного из номеров. Но завести публику Джибсон умеет. Очень скоро все зрители становятся участниками его шоу, подпевая, хлопая и даже получая на пару секунд микрофон для произнесения двух-трех строчек из очередного номера.
В объемный по времени концерт вошло всего шесть треков. В исполненной программе - по одной вещи самого Джибсона и гитариста Боуэна, фанковый хит знаменитого блюзмена Эдди Тейлора Bad Boy и еще несколько композиций. Все они исполнены в весьма горячей манере, все, как это обычно бывает на концертах, исполняются с длинными инструментальными соло отдельных музыкантов, а в ткань Tell It Like It Is Моуза Винсона Билли и его музыканты вплели отрывки из целого ряда других песен, включая знаменитый спиричуэл «Когда святые замаршируют».
Апофеозом концерта становится последний номер, Polk Salad Annie, под финальные звуки которого Билли спрыгивает со сцены и «идет в народ». Зрители дружески похлопывают его по плечу, обнимают, аплодируют. Стоп-кадром «братания» с публикой и заканчивается видеофильм.
Что запомнилось, что поразило? Продюсер Пол Бенджамин и режиссер Ричард Пеллетье сняли выступление Джибсона весьма профессионально. Ритм кадров, панорамирование, переводы «взгляда» камер со сцены в зал и наоборот позволяют даже сидя перед экраном домашнего телевизора, ощутить себя в какой-то мере участником концерта. Чуть безвкусными показались лишь два спецэффекта, когда при солировании самого Билли и его ударника, лица музыкантов вдруг, на пару секунд, становятся красноватыми, будто они готовы немедленно лопнуть от натуги. Поразило же иное – единственными темнокожими на этом празднике блюза были лишь три музыканта из бэнда Билли Джибсона. Публику показывали часто и долго, но ни одного темнокожего зрителя я так и не увидел. Неужели в сегодняшних Штатах блюз стал музыкой исключительно для белых? Или это особенность северного штата Мэн? Не знаю, но выглядело это довольно странно. Что же до Билли Джибсона, то, наверное, это выступление на пути к большой карьере он может занести к себе в актив – посмотрите, убедитесь сами.
DVD (c) 2008 North Atlantic Blues Records
диск предоставлен Blind Raccoon
Пианист, композитор и клавишник Сергио Мендес – один из самых преуспевающих представителей бразильского шоу-бизнеса. Его впечатляющая карьера длится уже сорок лет. В Бразилии он заслужил известность интерпретациями всемирно известных хитов ...
Второй в истории минской группы Svet Boogie Band концертный DVD запечатлел выступление музыкантов в августе 2007 года в московском клубе Jazz Town. Представлена программа из семи новых песен ансамбля, а также внушительный по размерам бонус – ...
Брайана Бендера, как и его однофамильца, широко известного героя И.Ильфа и Е.Петрова, можно назвать великим комбинатором. Только материя его комбинаций совсем иная. Мультиинстументалист и композитор из Шутсбери, Массачусетс играл самую разную музыку ...
В годы своего появления фри-джаз, как ни одно другое джазовое направление, привлекал людей неординарных, экстравагантных, для которых музыка была продолжением их собственного «я». Новый релиз лейбла ESP-Disk’ воскрешает из небытия ...
Традиционный акустический блюз – музыка не самая модная. На родине блюза ее поддерживают, выделили для нее специальные номинации в Blues Award, но диски с такой музыкой выпускаются и там не часто. Я могу судить по потоку блюзовых релизов, ...
Готовя этот проект, многоопытный Кенни Джи предусмотрел все, вплоть до даты выпуска альбома – диск поступил в продажу в начале февраля, как раз ко дню святого Валентина. Он учел рост популярности латинской музыки во всем мире, учел тот факт, ...
Чрезвычайно редкий гость сегодня в "CD-обзоре"— итальянские фирмы на наш джазовый "огонек" заглядывают не часто."IRMA Records" из Болоньи представляет на суд слушателей сборник с несколько высокопарным названием "Латинская душа". Двенадцать ...
Современная академическая музыка – редкий гость в нашем «CD – Обзоре». И дело тут не в каких-то тематических баръерах – раздел «World» имеет достаточно гибкие границы, просто мало присылают. Тем приятнее ...
Если сегодня провести опрос на тему «лучшие джазмены Беларуси», то большинство участников этой записи, то есть музыканты ансамбля Apple Tea и их гости, часть которых раньше также выступала «под знаменами» группы, наверняка ...
Блюзовые лейблы, как никакие другие, любят анималистические названия. В Чикаго, к примеру, помимо «Аллигатора» водятся и другие блюзовые «животные» - к вашим услугам, скажем, «Уховертка» (Earwig Records). Конечно, ...
Все или почти все, чем славен чикагский блюз, вы найдете в этом альбоме, который я искренне рекомендую всем блюзфэнам брать немедленно по обнаружении. Вы найдете здесь вкуснейшие гитарные соло, настоящий блюзовый вокал, классный драйв, создаваемый ...
Уроженец Калифорнии Эрик Линделл (р.1969г.) начинал с чистого блюза в духе Джуниора Уэллса и Элберта Кинга, но постепенно эволюционировал в сторону ритм-энд-блюза и музыки соул (или как говорят американцы применительно к белым артистам, работающим в ...