Was Is заметно отличается от всех работ Ричарда Бливаса, которые мне довелось слышать ранее. Самое очевидное отличие – это формат проекта. Это почти абсолютно сольный альбом. Почти – потому что картины на обоих сторонах обложки написаны Анной Карин Карлссон. И только. А вот все остальное Бливас делал сам – как в творческом, так и в техническом плане.
Если же говорить о содержании альбома, то все, что характерно для творчества Ричарда Бливаса здесь представлено в концентрированном виде. В этом необычном альбоме сосуществуют Поэзия и Музыка, причем именно в такой последовательности. Я бы назвал этот проект трехслойным. Первый слой – это голос Ричарда, воспроизводящий его стихи. Второй – Бливас, играющий на акустическом фортепьяно. И, наконец, третий – Бливас, играющий на остальных инструментах, главным образом, электронных клавишных.
Стихи Бливаса – это необычный мир, населенный самыми разными героями – от проволочной куклы (Wire Doll) до Михаила Горбачева (Gorby Block), это поток сознания, это обрывки видений и сюрреалистические образы, вроде «секунд, повисших кактусами» (Frontier). Работа Анны Карин Карлссон на обложке, где лишь условный контур человека в рамке связывает картину с фигуративной живописью, по-своему хороша. Но у меня образы поэзии Бливаса больше ассоциируются с сюрреалистической живописью Дали или фотоколлажами Ман Рэя, сочетающими несочетаемое. Манера исполнения тоже необычна – иногда это мелодекламация, иногда полушепот, во всяком случае, от традиционного вокала она очень далека.
Фортепьяно чутко реагирует на поэтическое слово, Бливас-музыкант акцентирует мысль Бливаса-поэта. Мятущаяся и парадоксальная мысль порождает такую же музыку – рваную, нервную, с резкими изменениями настроения. И, наконец, электронные звучания, которые здесь играют роль острых специй для любовно приготовленного блюда. Вроде бы, без них можно обойтись, но вкус уже будет не тот…
Вот такой альбом. Могу только пожалеть, что Ричард не приложил к нему свои поэтические тексты. Я нашел большую их часть на сайте музыканта, что рекомендую сделать всем, кого заинтересует Was Is. Разумеется, это альбом далеко не для всех. Но любителям необычной поэзии и необычной музыки он должен доставить особое удовольствие.
Этого музыканта представлять не требуется. Думаю, что всем поклонникам джаза на территории бывшего Советского Союза имя Сергея Манукяна хорошо знакомо. Репутация Манукяна в отечественном джазе сродни той, которой пользовались Армстронг, Гиллеспи или ...
Уже старинный речной пароход на обложке альбома заставляет предположить его ретро-содержимое. Сразу представляешь времена Марка Твена и неспешно следующий вниз по Миссисиппи корабль. Но на самом деле это иллюстрация к титульной песне альбома, ...
Саша Орлова – новое имя для читателей рубрики «CD – Обзор», но не для очень многих любителей джаза в обеих российских столицах и ряде других городов, где она прекрасно зарекомендовала себя в качестве джазовой вокалистки, а в ...
Первое для наших читателей знакомство с миром российского фанка начинается со второго сборника Funk Family, представляющего широкую панораму российской музыки фанк. Именно российской, а не московской, как было в сборнике под номером один: здесь уже ...
Невнятная, смазанная черно-белая фотография на обложке – типично ЕСМ-овский стиль оформления, и характерная ЕСМ-овская музыка внутри. Да, невероятно далеки времена, когда в составе молдавской группы «Кварта» молодой Михаил Альперин ...
Пол Ришелл и Энни Рэйнс впервые выступили вместе на случайном джэме в одном из бостонских баров в 1992 году. В то время Пол в свои 42 был уже опытным мастером кантри-блюза, а Энни в свои 22 очень прилично играла на губной гармонике. С тех пор они ...
На европейской карте свободной импровизационной музыки Швецию уже не один десяток лет под первым номером представляет Mwendo Dawa. Пианистка Сюзанна Линдеборг основала этот коллектив еще в конце 70-х годов прошлого века и с тех самых пор ее основным ...
Милфорд Грейвс был одним из самых востребованных ударников фри-джаза в 60-е годы. На пластинках, выходивших под фирменным лейблом ESP, его имя встречалось чаще всего – в свой состав его приглашали многие. Вполне естественно, что в июле 1965 ...
Еще один демо-альбом немногочисленных представителей сугубо импровизационной музыки из Беларуси. Во главе, к сожалению, не расшифрованного коллектива — все тот же Виктор Семашко, который в отрыве от постоянного партнёрства с Леонидом Нарушевичем ...
Если в вашем доме фри-джазом увлекаетесь только вы, настоятельно рекомендую слушать этот альбом ТОЛЬКО в наушниках. Иной вариант прослушивания Solar Forge может оказаться непосильным испытанием для ушей и нервов ваших домочадцев. Если вы равнодушны ...
Жизнь в джазе американского басиста Генри Граймса состоит из двух частей, между которыми – перерыв в более, чем тридцать (!) лет. О подробностях его удивительной биографии я здесь распространяться не буду, об этом можно почитать в № 5 ...
Как раз к католическому Рождеству «Троіца» порадовала своих поклонников вторым за год альбомом: вслед за «Сон-травой» вышел «Жар-жар». Похожи ли эти работы? Не слишком. Объединяет их авторская музыка ...