Голова может пойти кругом от попыток найти стилистическое определение музыки Норберта Штайна. Афроамериканской джазовой традицией здесь и не пахнет. Необоп? Нет. Фри-джаз в духе Орнетта Коулмена 60-х годов? Нет. Впрочем, музыкант сам пришел на помощь критикам: он играет пата-музыку. Что это такое? Адресую любопытных к № 6 нашего журнала за 2006 год, где рецензировался альбом Code Carnival – первая встреча наших читателей с творчеством Норберта Штайна. Здесь же скажу лишь, что это музыка, построенная на законах логики, подвластной только ее создателю.
Немецкий композитор и тенор-саксофонист в девятнадцатом релизе своего лейбла вновь вернулся к составу Pata Generators. Правда, в отличие от вышеупомянутого Code Carnival, здесь он предпочел формат квинтета, а не октета. Из старого состава мы вновь видим рядом с лидером флейтиста Михаэля Хейпеля и тромбониста Маттиаса Муше, ритм-группа же полностью обновлена. В альбом Direct Speech вошло одиннадцать новых композиций Норберта Штайна. Это очень разные произведения – и по настроению, и по используемым выразительным средствам. Я бы сравнил пата-музыку Штайна с архитектурой Гауди. У него тоже могут соседствовать и переплетаться самым причудливым образом разнообразнейшие «первичные элементы» - неистовые сольные пассажи тенор-саксофона в духе свободной импровизации, остинатные дуэты духовых и короткие соло контрабаса, фрагменты фольклорного характера и строго академическое развитие темы, веселая, почти детская игра со звуком в одних пьесах и трагическое напряжение в других.
И это разнообразие приемов позволяет Норберту говорить языком музыки о вещах самых серьезных (The Eyes of the Bird of War) и тут же рядом шутить над несовершенством человеческой натуры (The Daughter of the Pope), путешествовать с кэрроловской Алисой (Alice in the Parallel World) и погружаться в медитацию (The Zen Commandments). Музыкальный архитектор Норберт Штайн возводит удивительные сонористические «постройки», поражающие неистощимостью фантазии и творческим духом их создателя. Рекомендую попутешествовать по мирам Норберта Штайна всем поклонникам креативной музыки.
…и то, что мы называем фолком, и то, что мы называем джазом, и то, что мы называем роком, обретает несравненно более глубокий смысл, как часть целого. Банальная идея, но многими ещё не усвоенная – по сути всё это фолк. И важно, что за всем ...
Имена двух гитаристов стоят на обложке этого диска. Алексей Кузнецов – имя легендарное. Оно проходит практически сквозь всю историю послевоенного советского, а затем российского джаза. Оно стало символом большого таланта, многолетней ...
Супердлинное название альбома дает в общем-то хорошее представление о его содержании. Но это для американского любителя блюза. В наших же краях боюсь многие, как и я, ранее и не слышали имени Джеймса «Янка» Рэчелла, короля ...