Albert Mangelsdorff / Movin’ On - Shake, Shuttle and Blow
08.07.2000
Альберт Мангельсдорф — пожалуй, самый известный европейский новоджазовый тромбонист, играет в разнообразных проектах, но наиболее новаторским и современным из всех их является швейцарская группа "Movin’ On". Швейцарский джаз для нас за небольшим исключением — поистине "Terra Incognita" (Кстати, см. статью в этом номере. — Пр. ред.), но участников этого ансамбля в Европе знают очень хорошо, а свой первый альбом они выпустили еще десять лет назад.
Этот диск почти везде насыщен электронно-компьютерными звуками, но к разряду новомодного эйсид-джаза его отнести никак невозможно — с хип-хоповскими ритмами и сэмплированными мелодиями здесь нет ничего общего. Хотя ритмически музыка решена оригинально и нестандартно — "мелкая" и вязкая прихотливая дробь перкуссии совершенно не похожа на привычные звуки ударных, к тому же во всех вещах, кроме двух, отсутствуют тарелки и без их шелеста и звона музыка приобретает несколько мрачноватое настроение.
Сочетание электроники и живого звучания духовых и перкуссии оказалось интереснее, чем это могло показаться с первого взгляда — наверное, все дело в контрасте. Всплески электрогитары и синтезаторные "переливы" порой доминируют, подчиняя себе течение музыки, иногда отходят далеко на задний план и мы слышим более привычные звуки, но в целом нельзя однозначно сказать, какой все же это альбом — электрический или акустический.
Мангельсдорф извлекает из своего тромбона нечто загадочное и беспокойное, оставаясь почти всегда в самом нижнем регистре, а Бруно Споери в паре с Кристи Дораном закручивают сложнейшие музыкальные переплетения, иногда в бешеном темпе, иногда не спеша — но всегда предельно интригующе и напряженно. Бруно обращается с саксофоном и с синтезатором, как с одним и тем же инструментом, то есть полностью подчиняя их себе. Собственно говоря, недоверчивое отношение джазовой и академической публики к электронике связано только с тем, что она ассоциируется с неживой, записанной музыкой — никто ведь не протестует против электрогитары, хотя ее звучание далеко от чисто акустического.
Альбом этот, хотя и в целом интересный, весьма непростой и находится где-то на грани "отвязанного" тотально импровизационного стиля и продвинутого современного джаза. Нечто подобное, хотя и не столь концептуальное, можно часто услышать на дисках, выпускаемых фирмой ECM. Короче говоря, поклонников чистого мейнстрима и традиции просят не беспокоиться...
Альбом с многообещающим названием при прослушивании не разочаровывает. Разумеется, не все богатство означенного языка, которому, как известно, свойственны далеко не только лексические параметры, но, по крайней мере, 11 оттенков безбрежной палитры — ...
Абсолютно незнакомые мне доселе имена обоих бельгийских музыкантов обещали столь же абсолютную свежесть впечатлений. Не менее интригующим выглядел инструментарий дуэта: акустическая гитара и набор экзотических ударных — сочетание довольно ...
Странными путями входила классическая музыка в жизнь советских людей: через быт — ненавязчиво звучащим радиофоном за обедом; через торжество — "навешивая" радостно-волнительное настроение произведениям изначально интимного характера, но попавшим в ...
Один, видимо, из тех немногих альбомов развивающейся российской издательской фирмы (дай Бог ей здоровья и свинга!), который вышел благодаря лицензионному соглашению, поскольку ранее этот альбом уже выходил на Украине в кассетной, кажется, версии. ...
Даже если не знать, чем стал для Москвы I джаз-фестиваль в саду "Эрмитаж", этот диск и сам по себе любопытен: эдакий срез с нынешнего СНГ-ского джаза. Конечно, не полный, потому что здесь представлены музыканты опытные, с уже проверенным влиянием на ...
Этот проект был задуман и реализован женщиной, посвящен женщинам и покупать его рекомендуется только женщинам. Покупатели-мужчины допускаются только в том случае, если они собираются подарить CD "Heart Of A Woman" женщине. Так, по крайней мере, ...
Очень свежо и современно, доступно, вполне оригинально. Одновременно без всякой претензии на некое откровение и мессианство. В основном, мелодичные темы, похожие на стилизованные стандарты прошлых декад (настоящих стандартов здесь всего два). Вроде ...
Через два года после своего дебюта на фирме "Enja" (о том диске под названием "May I Feel" мы писали в №5/98) вокалистка Мелисса Уокер знакомит нас с изданной той же мюнхенской фирмой очередной своей работой под громким названием "Момент истины". ...
Вы хотели бы качественно поскучать? Кто-то скажет что-нибудь в таком духе: "Ха, вот интересно-то, поскучать... Да и эка невидаль!.." Но я не случайно сказал здесь "качественно". Это не та скука, когда вы не в состоянии ничего делать, у вас опущены ...
Внешне черно-белая группа, внутри — стопроцентный негритянский буги, поскольку здесь верховодит все-таки черный, да к тому же еще и родной племянник легендарного Дж. Б. Хатто — Эд Уильямс. Эд не скрывает, что дядюшка Дж. Б. научил его всему, что он ...
Честь и слава Александру Ростоцкому за идею проекта. Не появись этот диск, знакомство с замечательным талантом Владимира Данилина так и осталось бы уделом лишь тех, кто бывал на его концертах. Данилин потрясающе исполняет добротнейший джаз на крайне ...
Эта троица впервые собралась как отдельная группа, хотя они уже неоднократно играли вместе в разных командах и в разных сочетаниях. Очень трудно понять, кто же здесь лидер: формальный повод есть у Эрлича, поскольку его фамилия стоит на обложке ...