Почти каждый из нас наверняка видел хотя бы один нестерпимо занудный жутко романтический индийский фильм с обязательными слащавыми песнями и музыкой. Так вот, к подлинно высокому искусству народной индийской музыкальной традиции, представленной на этом диске, они имели такое же отношение, как наши телевизионные вокально-инструментальные ансамбли крок-н-роллу. Но так же, как ансамбли «Самоцветы» и «Лейся, песня» не смогли отвратить просвещенного слушателя от «Deep Purple» и «Pink Floyd», и музыкальная патока бесчисленных индийских фильмов не должна затмить искусство Рави Шанкара и Бадал Роя.
Все вещи этого альбома были записаны на самых различных концертах традиционной североиндийской музыки — в Амстердаме, Бомбее, Нью-Йоркеи Дели. Именно на севере Индии зародились классические формы раги — ониисполняются уже не одно тысячелетие(!). Импровизация — очень важная составляющаячасть как традиционных, так и чисто фольклорных мелодий, и именно эта особенностьсблизила современных джазовых исполнителей и индийских музыкантов. ТаблистБадал Рой, вокалист Пурна Дас Боул, представленные в этом альбоме, постоянноиграют как традицию, так и джаз, а другие исполнители получили горячеепризнание у многих западных джазменов, которые восхищаются их импровизационнымиспособностями. На диске записаны всего шесть композиций, но они оченьразнообразны как инструментально, так и тематически.
Один только список инструментов с разъяснениями занял бы не меньше страницы, но если рассматривать их только в принципе, то играют музыканты на разнообразных ударных, струнных(смычковых и щипковых), а также на флейтах и гармонике. Ну и, конечно, поют. Непривычному уху эти мелодии кажутся монотонными и какими-то «неправильными»,но это оттого, что в индийской музыке нет тональностей — их заменяют ритмическиесхемы, состоящие от шести-семи до двадцати с лишним барабанных ударов,повторяющихся «по кругу» с некоторыми вариациями. Опять же, существуетмасса мелодических тем, на которые и импровизируют музыканты, иногда по очень строгим, классическим правилам, иногда в вольном стиле. Если вслушаться в хитросплетения музыкальных линий, ведомыхвсего двумя или тремя исполнителями (индийский оркестр редко бывает большим),то постепенно начинают проявляться тонкие вариации мелодий, основанныена изменении в теме то одного, то другого тона, когда вся композиция начинает напоминать очень тонкое и изящное кружево, на первый взгляд — однотонное,но на самом деле — сложное и даже вычурное. Да, тысячелетние традиции доводят музыку до потрясающей рафинированности и в то же время внутренней свободы. Джаз-то существуетпока меньше ста лет, а уже как изменился — что же будет еще через несколько веков? Страшно себе и представить. Впрочем, слушайте индийских музыкантов— они могут указать нам путь.
Год назад мне довелось рассказывать читателям «Jazz – Квадрата» про DVD A Journey Through the Blues – The Son Seals Story (2007), посвященный жизни и творчеству Фрэнка «Сан» Силза (1942 – 2004). Я высказал ...
Должен признаться, когда я обдумывал, как же я могу описатьальбом Джона Кайдзана Нептюна, у меня возникли проблемы. Действительно какими словами можно достоверно передать по-настоящему медитативную музыку,ту музыку, за которой присутствует тишина? А ...
Господи, ну вроде альбом как альбом — обычный фьюжн-джаз-рок из Англии. В меру темпераментен, в меру рассудочен, много бурных импровизаций, невероятно шустрый и трудолюбивый ударник (иногда кажется, что он-то и есть главное действующее лицо), ...
Пожалуй, только обложка альбома с бьющей из гитары музыканта молнией может показаться тривиальной даже для того времени. В остальном же тридцатилетней давности «аллигаторовский» дебют Лонни Брукса выглядит в современном российском ...
Вашему вниманию представлен пятый альбом квартета пианиста Тима Ричардса "Spirit Level" — "On The Level". Данный коллектив начал свое творчество в начале 80-х годови на сегодняшний день является одним из самых популярных джазовых составовв ...
Энтони Брэкстон, один из наиболее известных и авторитетныхв мире джазменов-мультиинструменталистов, вышел на мировую сцену в 60-егоды, во времена всеобщего увлечения хард-бопом и фри-джазом. В молодыегоды он подражал Джону Колтрейну и Полу Дезмонду, ...
Большая часть творческой жизни исполнителя на губной гармонике, певца и композитора Биг Уолтера Хортона (1917 – 1981) пришлась на период, когда блюз был музыкой сегрегированного афроамериканского населения Америки и очень небольшой группы ...
У тех, кто знает Чарли Берда, его имя крепко связано с бразильской музыкой.Он в свое время был одним из тех, кто познакомил Америку с босса-новой.Произошло это в 1962 году, когда Берд с группой играл в церкви Вашингтонаи аккомпанировал саксофонисту ...
Возможно, это самый лирический альбом великого лирика трубы Чета Бейкера.Только вот трубы его здесь как paз не так уж и много. Он, в основном, поет.У джазовых трубачей это распространенная привычка. Однако голос Бейкераи манера его пения вовсе не ...
"Каторжники носят одежду в розовую и белую полоску.Если я сам по велению сердца выбрал мир, в котором мне хорошо, разве неимею я права хотя бы отыскивать в нем различные значения на собственныйвкус: итак, существует тесная связь между цветами и ...
Почти четверть века спустя после его издания к российскому слушателю пришел в отечественном переиздании лучший, на мой взгляд, «аллигаторовский» альбом знаменитого техасского альбиноса Джонни Винтера. Для поклонников этого музыканта ...
"Summer Song" — какое-то очень жаркое лето,очевидно, разгар июля, зной, когда даже пальцем тяжело шевельнуть. Медленныезвуки контрабаса, раздумчивое, почти ленивое развитие темы. Контрабасув том же стиле вторят гитара и ударные. "Sparkling ...