Почти каждый из нас наверняка видел хотя бы один нестерпимо занудный жутко романтический индийский фильм с обязательными слащавыми песнями и музыкой. Так вот, к подлинно высокому искусству народной индийской музыкальной традиции, представленной на этом диске, они имели такое же отношение, как наши телевизионные вокально-инструментальные ансамбли крок-н-роллу. Но так же, как ансамбли «Самоцветы» и «Лейся, песня» не смогли отвратить просвещенного слушателя от «Deep Purple» и «Pink Floyd», и музыкальная патока бесчисленных индийских фильмов не должна затмить искусство Рави Шанкара и Бадал Роя.
Все вещи этого альбома были записаны на самых различных концертах традиционной североиндийской музыки — в Амстердаме, Бомбее, Нью-Йоркеи Дели. Именно на севере Индии зародились классические формы раги — ониисполняются уже не одно тысячелетие(!). Импровизация — очень важная составляющаячасть как традиционных, так и чисто фольклорных мелодий, и именно эта особенностьсблизила современных джазовых исполнителей и индийских музыкантов. ТаблистБадал Рой, вокалист Пурна Дас Боул, представленные в этом альбоме, постоянноиграют как традицию, так и джаз, а другие исполнители получили горячеепризнание у многих западных джазменов, которые восхищаются их импровизационнымиспособностями. На диске записаны всего шесть композиций, но они оченьразнообразны как инструментально, так и тематически.
Один только список инструментов с разъяснениями занял бы не меньше страницы, но если рассматривать их только в принципе, то играют музыканты на разнообразных ударных, струнных(смычковых и щипковых), а также на флейтах и гармонике. Ну и, конечно, поют. Непривычному уху эти мелодии кажутся монотонными и какими-то «неправильными»,но это оттого, что в индийской музыке нет тональностей — их заменяют ритмическиесхемы, состоящие от шести-семи до двадцати с лишним барабанных ударов,повторяющихся «по кругу» с некоторыми вариациями. Опять же, существуетмасса мелодических тем, на которые и импровизируют музыканты, иногда по очень строгим, классическим правилам, иногда в вольном стиле. Если вслушаться в хитросплетения музыкальных линий, ведомыхвсего двумя или тремя исполнителями (индийский оркестр редко бывает большим),то постепенно начинают проявляться тонкие вариации мелодий, основанныена изменении в теме то одного, то другого тона, когда вся композиция начинает напоминать очень тонкое и изящное кружево, на первый взгляд — однотонное,но на самом деле — сложное и даже вычурное. Да, тысячелетние традиции доводят музыку до потрясающей рафинированности и в то же время внутренней свободы. Джаз-то существуетпока меньше ста лет, а уже как изменился — что же будет еще через несколько веков? Страшно себе и представить. Впрочем, слушайте индийских музыкантов— они могут указать нам путь.
Перед вами дебютный диск британского барабанщика КларкаТрейси, альбом, безусловно, заслуживающий внимания. Сын знаменитого СтэнаТрейси, одного из самых известных британских джазовых музыкантов за пределами"туманного Альбиона", Кларк продолжил ...
Мне доводилось рецензировать для «Jazz-Квадрата» диски Джеймса Коттона разного времени и разных лейблов (Alligator, Telarc), теперь пришел черед и альбому, записанному в Техасе для Antone’s Records. В дискографии выдающегося ...
В джазе аттестация «он работал с Майлсом Дэвисом» уже сама по себе является свидетельством профессионального уровня исполнителя. В блюзе не меньшее уважение вызывают люди, работавшие с Мадди Уотерсом. Джимми Роджерс – из таких. Он ...
Этот диск представляет собой переиздание довольно редкогоальбома европейского фри-джазового биг-бэнда Пьера Дорге, ранее доступного только на виниле. Ко всему прочему альбом дополнен двумя композициями, ранее не вошедшими в него по техническим ...
Год назад мне довелось рассказывать читателям «Jazz – Квадрата» про DVD A Journey Through the Blues – The Son Seals Story (2007), посвященный жизни и творчеству Фрэнка «Сан» Силза (1942 – 2004). Я высказал ...
Должен признаться, когда я обдумывал, как же я могу описатьальбом Джона Кайдзана Нептюна, у меня возникли проблемы. Действительно какими словами можно достоверно передать по-настоящему медитативную музыку,ту музыку, за которой присутствует тишина? А ...
Господи, ну вроде альбом как альбом — обычный фьюжн-джаз-рок из Англии. В меру темпераментен, в меру рассудочен, много бурных импровизаций, невероятно шустрый и трудолюбивый ударник (иногда кажется, что он-то и есть главное действующее лицо), ...
музыкальный стиль: блюз Дельты, современный блюз, чикагский блюз
Пожалуй, только обложка альбома с бьющей из гитары музыканта молнией может показаться тривиальной даже для того времени. В остальном же тридцатилетней давности «аллигаторовский» дебют Лонни Брукса выглядит в современном российском ...
Вашему вниманию представлен пятый альбом квартета пианиста Тима Ричардса "Spirit Level" — "On The Level". Данный коллектив начал свое творчество в начале 80-х годови на сегодняшний день является одним из самых популярных джазовых составовв ...
Энтони Брэкстон, один из наиболее известных и авторитетныхв мире джазменов-мультиинструменталистов, вышел на мировую сцену в 60-егоды, во времена всеобщего увлечения хард-бопом и фри-джазом. В молодыегоды он подражал Джону Колтрейну и Полу Дезмонду, ...
Большая часть творческой жизни исполнителя на губной гармонике, певца и композитора Биг Уолтера Хортона (1917 – 1981) пришлась на период, когда блюз был музыкой сегрегированного афроамериканского населения Америки и очень небольшой группы ...
У тех, кто знает Чарли Берда, его имя крепко связано с бразильской музыкой.Он в свое время был одним из тех, кто познакомил Америку с босса-новой.Произошло это в 1962 году, когда Берд с группой играл в церкви Вашингтонаи аккомпанировал саксофонисту ...