Почти каждый из нас наверняка видел хотя бы один нестерпимо занудный жутко романтический индийский фильм с обязательными слащавыми песнями и музыкой. Так вот, к подлинно высокому искусству народной индийской музыкальной традиции, представленной на этом диске, они имели такое же отношение, как наши телевизионные вокально-инструментальные ансамбли крок-н-роллу. Но так же, как ансамбли «Самоцветы» и «Лейся, песня» не смогли отвратить просвещенного слушателя от «Deep Purple» и «Pink Floyd», и музыкальная патока бесчисленных индийских фильмов не должна затмить искусство Рави Шанкара и Бадал Роя.
Все вещи этого альбома были записаны на самых различных концертах традиционной североиндийской музыки — в Амстердаме, Бомбее, Нью-Йоркеи Дели. Именно на севере Индии зародились классические формы раги — ониисполняются уже не одно тысячелетие(!). Импровизация — очень важная составляющаячасть как традиционных, так и чисто фольклорных мелодий, и именно эта особенностьсблизила современных джазовых исполнителей и индийских музыкантов. ТаблистБадал Рой, вокалист Пурна Дас Боул, представленные в этом альбоме, постоянноиграют как традицию, так и джаз, а другие исполнители получили горячеепризнание у многих западных джазменов, которые восхищаются их импровизационнымиспособностями. На диске записаны всего шесть композиций, но они оченьразнообразны как инструментально, так и тематически.
Один только список инструментов с разъяснениями занял бы не меньше страницы, но если рассматривать их только в принципе, то играют музыканты на разнообразных ударных, струнных(смычковых и щипковых), а также на флейтах и гармонике. Ну и, конечно, поют. Непривычному уху эти мелодии кажутся монотонными и какими-то «неправильными»,но это оттого, что в индийской музыке нет тональностей — их заменяют ритмическиесхемы, состоящие от шести-семи до двадцати с лишним барабанных ударов,повторяющихся «по кругу» с некоторыми вариациями. Опять же, существуетмасса мелодических тем, на которые и импровизируют музыканты, иногда по очень строгим, классическим правилам, иногда в вольном стиле. Если вслушаться в хитросплетения музыкальных линий, ведомыхвсего двумя или тремя исполнителями (индийский оркестр редко бывает большим),то постепенно начинают проявляться тонкие вариации мелодий, основанныена изменении в теме то одного, то другого тона, когда вся композиция начинает напоминать очень тонкое и изящное кружево, на первый взгляд — однотонное,но на самом деле — сложное и даже вычурное. Да, тысячелетние традиции доводят музыку до потрясающей рафинированности и в то же время внутренней свободы. Джаз-то существуетпока меньше ста лет, а уже как изменился — что же будет еще через несколько веков? Страшно себе и представить. Впрочем, слушайте индийских музыкантов— они могут указать нам путь.
Этот альбом переиздан уже в наши дни с учетом новых технических возможностей, что позволило превратить его в очень оригинальный по наполнению диск. Запись эта свела в один состав прекрасных исполнителей, которые, однако, подчиняясь воле продюсера, ...
Московское недавнее переиздание одного из лучших альбомов классика чикагского блюза Лютера Эллисона. Он возглавлял группу под названием "Rolling Stones" еще в 50-х. Черных "Rolling Stones" из города Чикаго. В то время, как будущие лондонские ...
Хоул до 1992 г. двенадцать лет играл блюз у себя дома в Перте, Западная Австралия, и был совершенно неизвестен за пределами континента. Открытие для всего мира состоялось благодаря изданию именно этой, первой записи Хоула на чикагском "Аллигаторе". ...
Скрипача по имени Питер Компо мы уже представляли нашим читателям в №12/99. Тогда в "CD-обзоре" рецензировался его самый свежий альбом. После этого музыкант прислал в редакцию еще один свой диск, и мы решили, в виде исключения, познакомить вас и с ...
К столетнему юбилею великого трубача и певца многие лейблы переиздают старые его сборки и выпускают новые. Перед вами — одна из таких старых вечнозеленых коллекций. Уж и не знаю, какое новое слово я смогу сказать во всемирной армстронгониане. Да ...
Было бы ошибкой подходить к рецензии данного альбома только лишь с точки зрения музыки. Выступление Марека Балаты в Минске в феврале этого года наглядно продемонстрировало, что в избранной этим артистом области он является не просто музыкантом, но ...
Тино Иццо. Имя, наверняка ничего не говорящее подавляющему большинству даже достаточно продвинутых знатоков музыки. А вот для меня это имя стало пускай небольшим, но тем не менее очень приятным открытием. Судя по всему, Тино Иццо — итальянский ...
Достаточно странное переиздание старых записей "демонического", некогда советского саксофониста, композитора и инициатора всевозможных очень смелых для своего времени проектов Анатолия Вапирова. Переиздание странное потому, что никаких тебе ...
Необузданный, веселый, свободный, мелодичный, "завернутый", легкий — это все можно сказать о джазе, который играет Карло Актис Дато со своим квартетом уже с 1984 года. Этот альбом уже не очень новый, но не рассказать о нем совершенно невозможно. ...
За вызывающим названием «Обоюдоострый» (Double Edge) стоит дуэт двух американских пианистов: Эдмунда Нимана и Нурита Тиллса. Познакомились они в 1978г., а впервые выступили вместе под этим названием девять лет спустя. Дуэт этот скорее ...
Думаю, это российское переиздание откроет некоторым любителям джаза новые грани таланта великого Дюка. Все знают его в первую очередь, как руководителя биг-бэнда и композитора, но многие забывают, что начинал он с малых составов, в частности, с ...