Господи, ну вроде альбом как альбом — обычный фьюжн-джаз-рок из Англии. В меру темпераментен, в меру рассудочен, много бурных импровизаций, невероятно шустрый и трудолюбивый ударник (иногда кажется, что он-то и есть главное действующее лицо), саксофон чуть резковат, фортепиано чуть экстатично... да, но я хотел о другом... Черт меня дернул целиком прочитать перед прослушиванием аннотацию (благо невелика), а она возьми и окажись авторской, да к тому же разъясняющей, что и как он чувствовал, сочиняя эту музыку. И оно бы еще ничего, но там Келвин Крисчиан (автор, то есть)такого понаписал...
Как бы это поделикатней объяснить: в общем, этот альбом — ступень на его духовном пути к слиянию с Единым. И все звуки являются выражением той радости и исцеления души, которые он приобрел в поисках внутреннего мира... Все. На этом можно было бы остановиться, кассету сразу спрятать обратно в коробочку, поставить жирнющую точку (или восклицательный знак) и остальные заботы спихнуть на будущих слушателей. Кто я такой в конце концов, чтобы критиковать Воплощение Пути Духовного Единения с кем бы то ни было?
Но, с другой стороны, обычного любителя джаза ведь больше волнует музыка, чем мистика, не так ли? Поэтому у меня не остается другого выхода, кроме как рассказать о том, что же собой представляет этот диск с точки зрения мелодизма и ритмики. Боже упаси, я вовсе не собираюсь издеваться над Крисчианом, но он сам поставил меня в такие дурацкие условия, когда я вынужден был либо просто не принимать во внимание его объяснения, либо, слушая эти опусы, пытаться прочувствовать какую-то связь с Духовным и Возвышенным.
Увы, не удалось сделать ни того, ни другого. Возвращаясь к началу, хочется перефразировать: джаз как джаз, довольно средненький, хотя местами очень даже ничего...Классический по форме фьюжн-квартет — саксофон или флейта (Келвин Крисчиан,совсем нестарый, судя по фото, человек), бас-гитара (Роб Стэзем), ударные(Марк Парнелл), клавишные (Терри Дисли или Хилари Кэмерон). Если честно, то мне показалось достаточно очевидным влияние Уэйна Шортера на саксофонную манеру Крисчиана, но вот его флейта уже произвела очень приятное впечатление, особенно в сочетании с фортепианной имитацией клавиш в пьесе «Rainforest». Это самая легкая (не по стилю, а по воздушности звучания) и самая сбалансированная композиция — в ней, действительно, угадывается что-то спиритуалистическое.
Остальные вещи, весьма жесткие и даже несколько назойливые, с повторяющимися схемами импровизаций, никак не желали вписываться в заданную картину. Не знаю, это все же мое очень субъективное мнение, но я еще раз убедился в том, что нужно быть очень осторожным с заявлениями о духовности, источниках вдохновения и т.п. Заметьте, Эллингтон сформировал свои знаменитые "Концерты христианской музыки" как единое целое только под конец своей карьеры, а ведь там нет никакой абстракции: музыка и тексты вполне церковны, хотя и в черном, спиричуэллсовском смысле. Наверное, все же конкретной музыке необходим тематизм — ни Бах, ни Мессиан, ни Эллингтон без него не могли обойтись. Сегодняшнее поколение считает, что музыкальная абстракция может справиться с передачей образов и чувств не хуже. Но почему-то я в этом не уверен.
Думаю, это российское переиздание откроет некоторым любителям джаза новые грани таланта великого Дюка. Все знают его в первую очередь, как руководителя биг-бэнда и композитора, но многие забывают, что начинал он с малых составов, в частности, с ...
Много в последнее время переслушав продукции фирмы "Shanachie", я пришел к не очень радостному лично для себя выводу, что основное направление ее издательской политики сосредоточено на выпуске альбомов с музыкой легкой, приятной и беспроблемной. В ...
Этому германо-русскому (отсюда и название такое — GERU) проекту исполнилось уже почти десять лет, но их альбом выпущен у нас только сейчас. Что неудивительно — до недавнего времени это сделать было просто-напросто некому — тут и обычный джаз в ...
За подробностями биографии Гиоры Фейдмана и истории современных клезмеров рекомендую обратиться к № 7/99 «Jazz - Квадрата», где рецензировался его более поздний диск «Journey». Но для первого знакомства с творчеством этого ...
Один из виднейших современных клезмеров, кларнетист Гиора Фейдман пользуется большой популярностью у российских звукозаписывающих компаний. Вслед за «Stress Records» и «Landy Star» осуществила переиздание одного из его ...
Просто в «десятку» попали россияне, переиздавшие этот диск по лицензионному соглашению. Во-первых, Джо Пасс — выдающийся джазовый гитарист, один из виднейших мастеров мэйнстрима, что уже само по себе делает этот релиз весьма ...
Отнеся переиздание этого раннего альбома Джона Зорна к своей «еврейской серии», издатели действовали, так сказать, «по паспорту»: в соответствии с национальностью известного авангардиста. И, на мой взгляд, были неправы. С ...
Яркий пример этно-эмбиента начала девяностых, созданный одним из самых загадочных мексиканских музыкантов-мультиинструменталистов Хорхе Рейесом, другом и постоянным соавтором Стива Роуча, Альбом насыщен племенными ритмами, звуками джунглей, ...
Печальная средневеково-кельтская музыка Лорины МакКеннитт хорошо знакома любителям кельтской традиции. Вопреки, или наоборот, в соответствии со своей шотландской фамилией, Лорина живет в Канаде, и ее музыка все же сильно отличается от музыки ...
Одним из первых дисков (если не ошибаюсь, восемнадцатым) в коллекции традиционной музыки компании Real World Records в далеком 1991 году стал диск с поистине раритетной музыкальной программой — это был альбом старинной традиционной камбоджийской ...
(Имя Phineas может произноситься Файнас, равно как и более привычное для русского языка Финеас.) Небольшая биографическая справка. Phineas Newborn, Jr. родился недалеко от Мемфиса, штат Теннесси, в 1931 г. Его отец был довольно известным на Юге ...
Переиздание очень старой, почти архивной записи двух наиболее знаменитых мастеров музыки Хиндустани — Рави Шанкара (ситар) — это, кстати,его золотой период, — и Алла Ракха (табла) — отца и гуру неподражаемого Закира Хуссейна. Любители ...