Pierre Dorge - Pierre Dorge & New Jungle Orchestra
12.03.1997
Этот диск представляет собой переиздание довольно редкогоальбома европейского фри-джазового биг-бэнда Пьера Дорге, ранее доступного только на виниле. Ко всему прочему альбом дополнен двумя композициями, ранее не вошедшими в него по техническим причинам.
Когда Дорге, датский гитарист и композитор, в 1980 году создал свой «нью джангл»-оркестр, у него была оригинальная идея — использоватьпо паре одинаковых инструментов. В «чистом» виде реализовать эту идею неудалось, но все же в его бэнде было по два тенор-саксофониста, тромбониста,перкуссиониста, барабанщика, а исполнителей на сопрано- и альт-саксофонах— целых три. Еще с одним трубачом, вибрафонистом и клавишником они составили ансамбль, которому по силам было исполнить любую самую сложную аранжировкуих лидера.
Названные инструменты далеко не исчерпывают их полный список в оркестре. Большинство исполнителей — настоящие мультиинструменталисты.К примеру, Мортен Карлсен играет на тенор-саксофоне, флейте, тараготе,бас-саксофоне, кларнете и зурне, Кеннет Агерхольм и Нильс Неергард— натромбоне и африканском рожке, Ахмад Жарр — на африканских барабанах, перкуссиии флейте. Некоторые музыканты еще и поют, как, скажем, тенор-саксофонистДжон Чикаи или сам Дорге.
Альбом начинается с традиционнейшей эллингтоновской мелодии«The Mooch», но ее трактовка весьма оригинальна: на классически развивающуюся тему остальные солисты накладывают свои «комментарии», не отклоняясь, впрочем,очень сильно от оригинала. В результате вещь прозвучала неакадемически и свежо, своими экстатическими всплесками духовых возвращая нас в эмоциональныеи непосредственные тридцатые...
Дальше начинается и вовсе уж фантасмагория с африканскимиинструментами и мотивами, нарочито грубоватым, «приземленным» коллективным вокалом — это Дорге вносит в свою музыку мелодии Западной Африки. Возникаетполное впечатление, будто весь оркестр пускается в пляску, не в силах противостоятьгипнотическому ритму и повторяющимся отрывистым фразам духовых. По первым двум композициям никак нельзя предсказать последующего поворота событий.А дальше как раз и начинается настоящий фри-джаз. Он у Пьера Дорге очень разнообразный — и медленный, нежный, почти невесомый, и неистовый, «летящий»,прямо-таки подавляющий мощью согласованно играющих духовых, но одна черта общая у всех вещей — ритм.
Несмотря на то, что эта музыка по форме своей очень свободна, ритмически она организована достаточно строго, и такой черты становитсядостаточно, чтобы она не воспринималась как нечто хаотическое даже в моментысамых отчаянных импровизаций. А некоторые пьесы, например, «A Rose ForLaurent», вообще как-то неудобно называть фри-джазом: это просто красивая баллада, только аранжированная необычным образом.
В заключение могу добавить, что, на мой взгляд, альбомсовершенно не утратил своей первозданной новизны и свежести — он не выглядит устаревшим ни на йоту. Те, кто любит все новое и необычное, — эта музыкадля вас.
Второй диск на эту тему будет интересен ценителям чисто гитарной музыки. Это скорее дань гитарному творчеству в целом, нежели как таковой музыке The Beatles. Над данным проектом работали такие представители fusion-стиля, как Robben Ford, Wayne ...
Постоянные читатели нашего журнала уже имели возможность познакомиться с этим составом (см. №1/97). Правда, тогда речь шла об одном из свежих дисков группы FATTBURGER. Из-за досадной ошибки, за которую редакция приносит свои запоздалые извинения, ту ...
Если вы признаете только авангард, или, скажем, только фьюжн, или в принципе очень категоричны в своих музыкальных пристрастиях, то этот диск явно не для вас. Если вы собираетесь прослушать этот диск походя, на бегу, двигаясь на большой скорости в ...
Сэм Рини, безусловно, разносторонний и небесталанный музыкант.Он играет на тенор-, альт- и сопрано-саксофонах, флейте, клавишных инструментах, во всех случаях показывая одинаково высокий уровень. Восемь композиций, представленных на его диске -- ...
Так что же все-таки такое acid jazz? Если вы все еще терзаетесь раздумьями, желая получить ответ на столь вожделенный вопрос, обратитесь за ответом на "Instinct Records" — может статься, там знают… (Хотя, по-моему, на дверях головного офиса ...
Уже несколько лет подряд Барбер побеждает в опросах журнала "Down Beat" среди "вокалисток, заслуживающих большего внимания". Почти все ее альбомы переизданы и в Москве. Эта запись — один из первых ее альбомов, вполне подходит для того, чтобы ...
Благодаря российскому переизданию, "Marvellous" стал доступен большинству любителей джаза в пределах СНГ. Альбом полностью оправдывает свое название: "Изумительный". Классическое трио, которое составили вместе с Мишелем мастера экстра-класса Холланд ...
Альбомы камерного акустического джаза, исполняемого соло или дуэтом — явление не такое уж и частое. Нелегкий жанр. Но когда за дело берутся такие музыканты, как Рон Картер и Джим Холл, результат просто не может быть ординарным. Так и здесь — ...
Очень удачное российское переиздание. Удачное потому, что оно преподносит слушателям секстет Кэннонболла Эддерли в эпоху его расцвета — в первой половине 60-х годов. Место Бобби Тиммонса за роялем занял тогда еще молодой австриец Джо Завинул, ...
Не знаю, исходя из каких критериев обозревать новый релиз британского гитариста Питера Оксли. Думаю, не следует становиться на позиции ревностного поклонника джаза, для которого любое отступление от признанных канонов — уже святотатство. Хотя здесь ...
Лакомый диск для коллекционеров редких джазовых записей. Разумеется, оценить прелесть этого российского переиздания смогут только почитатели межгалактического путешественника, пришельца с планеты Сатурн, а заодно древнеегипетского божества по имени ...
Альбом состоит из двух резко отличающихся частей. Начинают его семь композиций, записанных в Нью-Йорке в июне 1961 г., где с квинтетом Эддерли поет Нэнси Уилсон, а затем следует запись уже чисто инструментальной сессии из пяти треков, сделанная в ...