Должен признаться, когда я обдумывал, как же я могу описатьальбом Джона Кайдзана Нептюна, у меня возникли проблемы. Действительно какими словами можно достоверно передать по-настоящему медитативную музыку,ту музыку, за которой присутствует тишина? А ведь данный диск именно такой."Words Can't Go There" — это даже скорее альбом-медитация.
Музыкант играет на сякухати (shakuhachi) — бамбуковойтрадиционной японской флейте. Причем там существует целая система классификацииэтих флейт, различающихся по своим размерам (длина сякухати изменяетсястрого в определенной последовательности), и каждая флейта имеет уникальнуютембровую окраску. Джон играет на инструменте, сделанном своими руками.Кроме того, манера игры этого музыканта очень оригинальна. Его инструментиздает порой рычаще-переливающиеся звуки ("Nesting Life Of The Cranes"),порой — мерцающий шелест падающих листьев ("Falling Leaves"),порой — чуть всхлипывающий жалобный шепот, перемежающийся с трубным рычанием("Distant Cry Of The Deer"). Временами сякухати Джона издаетвообще нечто невообразимое и фантастическое. При этом звучание отличаетсяпоразительной чистотой, можно даже сказать, обнаженностью.
Это связано с тем, что альбом был записан в доме Джона. Музыкант записывал свои предыдущие альбомы на лучших, оснащенных самой передовой техникой студиях мира (конечно же, японских!) — "ToshibaEMI", "Nippon Columbia" и "Victor" ("JVC").Как Джон сам пишет, он "разбаловался", привыкнув к самым строгимстандартам звукозаписи. Однако и в его доме 9-метровые потолки, очень толстыестены для достижения хорошего соотношения сигнал-шум и специальные звукопоглощающиезанавески. Записывалась вся музыка глубокой ночью — флейтист лишь приоткрылокна, чтобы звуки сверчков придали особый аромат его музыке. Так что наальбоме присутствует лишь малая часть этой ночной пятичасовой медитации.Нептюн исполнил как традиционные японские мелодии, так и композиции собственногосочинения.
Для меня явилась открытием не только музыка Джона Кайдзана Нептюна, но и студия, выпустившая его альбом. Это канадский лейбл "OasisProductions". К диску прилагался и каталог этой студии, специализирующейсяна медитативной музыке. Одни названия альбомов говорят о многом: "Tibetan Sacred Temple Music", "Zen Spirit", "Bardo" итак далее.
Еще о музыке Джона Кайдзана Нептюна можно сказать словами:умиротворяющая, парящая, очаровательная. Но я понимаю, как убоги эти слова!Они лишь бледная, блеклая тень того, что представляет слушателям японский флейтист. Кто слышал таких музыкантов, как Hariprasad Сhaurasia или, например,Djivan Gasparyan, смогут представить, что такое "Words Can't Go There".Для тех, кто не слышал, я могу лишь привести такие строки японского поэтаЕсано Тэккана:
В вечерней дали
Тоскует флейта,
Вздыхает ветер,
У винной лавки
Качает иву.
Тино Иццо. Имя, наверняка ничего не говорящее подавляющему большинству даже достаточно продвинутых знатоков музыки. А вот для меня это имя стало пускай небольшим, но тем не менее очень приятным открытием. Судя по всему, Тино Иццо — итальянский ...
Достаточно странное переиздание старых записей "демонического", некогда советского саксофониста, композитора и инициатора всевозможных очень смелых для своего времени проектов Анатолия Вапирова. Переиздание странное потому, что никаких тебе ...
Необузданный, веселый, свободный, мелодичный, "завернутый", легкий — это все можно сказать о джазе, который играет Карло Актис Дато со своим квартетом уже с 1984 года. Этот альбом уже не очень новый, но не рассказать о нем совершенно невозможно. ...
За вызывающим названием «Обоюдоострый» (Double Edge) стоит дуэт двух американских пианистов: Эдмунда Нимана и Нурита Тиллса. Познакомились они в 1978г., а впервые выступили вместе под этим названием девять лет спустя. Дуэт этот скорее ...
Думаю, это российское переиздание откроет некоторым любителям джаза новые грани таланта великого Дюка. Все знают его в первую очередь, как руководителя биг-бэнда и композитора, но многие забывают, что начинал он с малых составов, в частности, с ...
Думаю, это российское переиздание откроет некоторым любителям джаза новые грани таланта великого Дюка. Все знают его в первую очередь, как руководителя биг-бэнда и композитора, но многие забывают, что начинал он с малых составов, в частности, с ...
Много в последнее время переслушав продукции фирмы "Shanachie", я пришел к не очень радостному лично для себя выводу, что основное направление ее издательской политики сосредоточено на выпуске альбомов с музыкой легкой, приятной и беспроблемной. В ...
Этому германо-русскому (отсюда и название такое — GERU) проекту исполнилось уже почти десять лет, но их альбом выпущен у нас только сейчас. Что неудивительно — до недавнего времени это сделать было просто-напросто некому — тут и обычный джаз в ...
За подробностями биографии Гиоры Фейдмана и истории современных клезмеров рекомендую обратиться к № 7/99 «Jazz - Квадрата», где рецензировался его более поздний диск «Journey». Но для первого знакомства с творчеством этого ...
Один из виднейших современных клезмеров, кларнетист Гиора Фейдман пользуется большой популярностью у российских звукозаписывающих компаний. Вслед за «Stress Records» и «Landy Star» осуществила переиздание одного из его ...
Просто в «десятку» попали россияне, переиздавшие этот диск по лицензионному соглашению. Во-первых, Джо Пасс — выдающийся джазовый гитарист, один из виднейших мастеров мэйнстрима, что уже само по себе делает этот релиз весьма ...